logo search
ИНженерно-геологические изыскания и работы

Методы инженерно-геологических изысканий для обосновании проекта трассы

Инженерно-геологических изысканий для проекта начинают после получения технического задания, к которому должны прилагаться: план трассы масштаба 1 : 5000 — 1: 10 000, с изогипсами, шириной 0,5-1 км.

На плане показаны:

На выбранной трассе выполняют инженерно-геологическую съемку масштаба 1 : 5000 — 1 : 10 000 полосы шириной 0,2-0,3 км в обе стороны от оси. Если трасса проходит в очень сложных условиях, то на отдельных участках масштаб съемки может быть укрупнен до 1 : 2000. В районе интенсивного развития экзогенных геологических процессов допускается расширение полосы съемки с охватом области с неустойчивой структурой или проведение съемки масштаба 1 : 5000 — 1: 25 000 на территории, шириной отвечающей сечению всей долины.

При одностадийном проектировании съемка сопровождается проведением детальной инженерно-геологической разведки. Выработки располагают на местах размещения (в пределах предполагаемой сферы взаимодействия) каждого отдельно проектируемого дорожного сооружения (этап III). Глубина выработок определяется глубиной сферы взаимодействия. На участках выемок скважины должны быть заглублены ниже проектной отметки выемки до нижней границы активной зоны. Наряду с горно-буровыми работами в ходе детальной разведки проводят опытные инженерно-геологические работы с целью получения показателей деформационных и прочностных свойств грунтов основания проектируемых сооружений.

В состав опытных работ входят: статические нагрузки на штампы, сдвиги целиков, обрушения, выпирания, раздавливания призм, вращательный и круговой срез и др. Перечисленные работы проводят на участках высоких (> 12 м) насыпей (нагрузки на штампы, прессиометрия); на участках дорожных выемок (полевое определение прочностных свойств грунтов, в особенности в скважинах); в пределах областей с неустойчивой структурой, на которых ведут наблюдения за ЭГП.

В состав изысканий включают электропрофилирование трассы или сейсморазведку. В процессе опробования выработок разрез должен быть расчленен на МГТ-2 (а при одностадийном проектировании — на МГТ-3). Доверительную вероятность оценок средних значений при расчетах оснований по деформациям принимают равной 0,85, а для мостов и труб — 0,90 (0,98 при расчетах по несущей способности).

Гидрогеологические исследования, проводимые по трассе, должны осветить гидрогеологические условия и выявить связь с подземными водами экзогенных геологических процессов. Для этого в процессе съемки полосы трассы и разведки проводят гидрогеологические наблюдения и гидрогеологическое опробование. На участках узловых комплексов ведут опытно-фильтрационные работы с целью проектирования технического и питьевого водоснабжения.

В ходе изысканий осуществляют разведку дорожных строительных материалов (песок, гравий, щебень, доменный и котельный шлаки, отходы горно-обогатительных предприятий). Оценка запасов должна быть проведена по категории В, а запасов крупных месторождений, которые будут обслуживать дорогу после строительства (базовые карьеры), — по категории А.

Проектировщику представляют карту инженерно-геологических условий трассы масштаба 1 : 5000 — 1:10 000, разрез по трассе, попикетное (через 100 м) описание инженерно-геологических условий, поперечники по косогорам и барьерным сечениям трассы масштаба 1 : 200 — 1 :500, материалы опробования и полевых опытных работ, геофизических работ, гидрогеологических исследований и разведки месторождений строиматериалов. При двухстадийном проектировании на основании карты инженерно-геологических условий и других материалов изысканий на трассе выделяют участки типового и индивидуального проектирования.