logo
Архитектура Беларуси начала XVIII – конца XIX веков

4. Архитектура культовых зданий

В строительстве культовых зданий с наступлением эпохи Просвещения произошли большие изменения. Прежде всего, это сказалось в сокращении числа культовых зданий, которые уступили свое первенство по численности усадьбам и общественным постройкам. Монастыри уже не были способны возводить крупные костелы и церкви, т.к. переживали не лучшие времена не только из-за идеологического давления, но и из-за предпринимаемых правительством мер по ограничению их доходов. Духовенство сопротивлялось введению классицистических элементов в архитектуру костелов и не сразу восприняло "античные" образцы храмов, во многом не соответствующие требованиям христианского культа. Поэтому вплоть до конца 18 в. продолжалось, хотя и не столь значительное, как ранее, строительство костелов в стиле барокко.

В 1760-1770-е гг. в архитектуре Беларуси было продолжено развитие того особого направления в позднебарочной стилистике, которая получила название виленского барокко. Но к этому времени оно уже пережило апогей своего развития, пришедшийся на 1740-1750-е гг., и вступило в стадию своего завершения.

Стилистика построек виленского барокко в рассматриваемый период уже стала более сдержанной и спокойной. Хотя в своей основе постройки все еще сохраняли основные характерные признаки виленского барокко - вертикальную устремленность архитектурных форм, легкость и воздушность, использование изогнутых, волнистых линий в очертаниях стен и горизонтальных членений, но в трактовке плоскостей фасадов уже начинают проявляться черты эскизности, обобщенности, рационализма, а также сухости и практицизма. Все это было связано не только с утратой той атмосферы творческого накала и одухотворенности, которая была присуща периоду наивысшего расцвета в строительстве униатских церквей, но и с влиянием идей рационализма и практицизма, присущих идеологии и эпохи Просвещения.

В рассматриваемый период было продолжено строительство двухбашенных культовых зданий, что было наиболее характерно для периода расцвета виленского барокко. Однако сейчас оно уже не было столь широко распространено, как ранее. Башни этих построек создавались, как и прежде, достаточно высокими и тонкими, в их общих очертаниях сохранялась вертикальная устремленность форм. Но сейчас уже их моделировка не была столь изощренной и прихотливой, как ранее, формы и членения приобретали черты упрощенности. В объемном отношении эти постройки представляли собой традиционную для католического зодчества крестовую бескупольную базилику, причем такая компоновка использовалась в постройках различных католических конфесий.

В это время в русле виленского барокко была создана практически единственная униатская церковь с двухбашенным фасадом в Толочине. Ее строительство было достаточно поздним. Она была заложена в 1779 г., а освещена в 1796 г. В композиции этой трехнефной базилики доминировал центральный неф. Невысокие боковые нефы и еще более низкие сакристии создавали нарастающую динамическую композицию, которая получила в завершении в вертикалях телескопических башен на главном фасаде. Трактовка архитектурных форм церкви достаточно экспрессивна. Вогнутые поверхности основного объеме на главном фасаде разделены выступающими под острыми углами пилонами, декорированными слоистыми пилястрами. Находящиеся выше мощного карниза, завершающего основной объем постройки, ярусы башен резко сокращаются в размерах. В декорировке интерьера использованы свитые в сверток пилястры.

Основная инициатива в возведении культовых зданий с использованием классицистической стилистики в эпоху Просвещения перешла к образованным магнатам и нескольким европейски образованным зодчим, в своей деятельности ориентирующимся на архитектуру Франции. Примеры для строительства с использованием новой стилистики они выбирали в постройках Парижа и Нанси. Общая ориентация на использование образцов французского зодчества была делом профессионально подготовленных зодчих и образованных меценатов. В постройках же, выполняемых местными мастерами и рядовыми заказчиками под влиянием классицистических тенденций, наблюдается переработка барочных двухбашенных композиций костелов путем упрощения профилировки основных членений и форм и введения в композицию классицистических элементов. В костеле в Воронче, построенном в 1781 г., на главном фасаде были введены полуколонны, членящие первый ярус постройки, треугольный фронтон и использованы простые членения форм башен. В костеле в Германовичах (1787 г.) все элементы барочного по рисунку фасада были упрощены и как бы выпрямлены. Подобная тенденция была продолжена в провинциальном костельном строительстве вплоть да начала 19 в.

Рисунок 5. Костел в Воронче. Общий вид. 1781 г.

Если в основу создания нового архитектурного образа православного храма эпохи Просвещения в Беларуси была положена тема ротонды, то выработка новой схемы построения здания костела связано с использованием схемы античного храма с прямоугольной формой плана и классицистическим портиком на фасаде. Начало этому процессу было положено перестройкой кафедрального собора в Вильно по проекту Л. Гуцевича. вслед за этим аналогичная работа по переустройству барочного костела была проведена в Могилеве. Здесь архиепископ С. Богуш-Сестрженцевич в 1788 г. перестроил кармелитский костел, разобрав его барочный щипец и закрыв фасад четырехколонным портиком, а по бокам возвел две трехъярусные башни. Здание приобрело вид античного храма. Здесь на лицо использование главной темы архитектуры А. Палладио да и всего классицистического зодчества - портика во всю ширину здания и ощутимо вместе с тем стремление хоть в какой-то степени уподобить облик храма главной святыне католического мира - собору св.Петра в Риме. На это указывает сходство отдельных деталей фасада - увенчанных лучковыми сандриками окон и использование аналогичных по пропорциям прямоугольных окон во втором ярусе фасадов, а также стремление устроить в могилевской постройке башни наподобие башен римского собора.

Рисунок 6. Костел св. Станислава в Могилеве. Общий вид, вид костела в начале 19 в. Архитектор Л. Гуцевич. Построен в 1788 г.

Эти "античные" постройки, представляющие собой интерпретацию "идеальных" античных архитектурных образцов - храма-ротонды и прямоугольного в плане с портиком античного храма, создавались в начале 1780-х гг. В последующее время усилиями зодчих классицистические формы начинают все больше приспосабливаться к требованиям культа, к оформлению традиционных для православного зодчества композиций. В конце екатерининской эпохи наблюдается отход от идеальных образов и создание более сложных объемных построений. Эту тенденцию иллюстрирует церковь в Пропойске, имении князя А.М. Голицына, возведенная в 1791-1793 гг. Ее автором, вероятно, являлся архитектор Н.А. Львов, в составе свиты Екатерины II во время ее путешествия на юг России в 1787 г. посетивший Пропойск и создавший после этого проект церкви. В пользу этого утверждения свидетельствует то, что Н.А. Львов был знаком с князем А.М.Голицыным, часто встречался с его поверенным в делах имения, и, самое главное, - черты сходства постройки в Пропойске с произведениями зодчего. В архитектуре церкви палладианские черты уже ощутимы в значительно меньшей степени, чем это было в постройках 1780-х гг., - лишь в трактовке отдельных деталей (термальные окна, кубообразный с портиком верхний ярус колокольни). В остальном же очевидны иные тенденции, связанные с идущим от французской архитектуры романтическим влиянием, выразившимся в использовании в композиции эстетики гладкой стены с нанесением на ней крупных лапидарных форм, стремлением усложнить пропорциональные соотношения основных элементов, что особо ощутимо в построении основных ярусов колокольни. Все это сочетается со стремлением зодчего наиболее отчетливо интерпретировать в классицистических формах композицию храма в виде равностороннего креста с присущей русскому зодчеству традицией устройства отдельно стоящей колокольни.

Начало 19 в. в строительстве культовых зданий на Беларуси отмечено печатью либерализма в отношении к распространенным здесь различным религиозным крнфесиям. Павел I, охваченный идеей объединения всех христиан в борьбе с атеизмом и вольнодумством, обращал большое внимание на власть (кратос), нежели на религию (теос). Между православием и католицизмом он не видел большой разницы и даже симпатизировал католицизму. Он благоволил к иезуитам, приблизил к себе главу католической церкви в Российской империи С. Богуш-Сестрженцевича, а униатов недолюбливал и даже отдал их на откуп католикам.

В определенной степени эта политика в отношении к церкви была продолжена Александром I. Обусловлено это было идеями создания Александром I Священного союза, "который по его идее должен быть союзом народов на почве христианского универсализма". Это был замысел социального христианства, возвращения к религии как к самостоятельному способу устройства мира. Поэтому в Александровскую эпоху отмечено в общем-то равное отношение к православным и католикам, которое изменилось лишь во второй половине царствования.

Либеральные идеи Александровского времени во многом повлияли на то, что особенностям православного и католического зодчества уделялось не много внимания. И те, и другие храмы получали общие объемных построения, ориентированные в известной мере на повторение знаменитых построек прошлого, подчас языческих, таких как Парфенон в Афинах, Пантеон в Риме, а также церковь св. Женевьевы в Париже. Это было характерно для эпохи классицизма с его ориентацией на лучшие достижения античной архитектуры и не противоречило идеям Просвещения, направленным на стремление познакомить обывателей с лучшими произведениями архитектуры прошлого.

Александровская эпоха характеризуется почти полным отсутствием ограничивающих постановлений и рекомендаций по отношению к строительству культовых зданий. Первые образцовые проекты были созданы к самому концу Александровской эпохи - в 1824 г. и уже не оказали влияние на ее итоги. Централизованное руководство из Петербурга также осуществлялось не на всем протяжении этой эпохи. но все же при общей либерализации политики в отношении религиозного строительства предпочтение отдавалось православию как "исконной религии населении".

Рисунок 7. Петропаловский собор в Гомеле. Общий вид, план, интерьер. Архитектор Дж. Кларк.1 808-1818 гг.

В строительстве православных храмов значительно активизировались российские дворяне, получившие земли еще при Екатерине II. Оказавшись после разделов Речи Посполитой в глубине территории Российской империи, ощутив стабильность своего положения, они решили украсить свои поместья православными храмами, обратившись к услугам столичных архитекторов. В этом строительстве значительное развитие получил строгий академический стиль, характерный для Александровской эпохи. Он развивал близкое палладианству академическое направление, во многом заложенное архитектурой предыдущего времени.

Наиболее значительный и ранний по времени пример того - Петропаловский собор в Гомеле. Он был возведен в 1808-1818 гг. по проекту Дж. Кларка при участии и руководстве графа Н.П. Румянцева. Стиль этой постройки, проявившийся в обилии полуколонн, использовании античных портиков был связан с влиянием творчества Л. Руски, составившего множество проектов для графа Н.П. Румянцева, в том числе и для Гомеля, тем самым во многом определившим стиль гомельских построек. Л. Руска был любим зодчим Александра I, создавая облик Александровского окружения, отличающийся сухой графичностью архитектурных форм. стиль построек зодчего был очень характерен для романтизма, особенно если судить по его проектам, собранным в отдельном альбоме, которые были выполнены в тонкой воздушной графике, а не в отмывке, выявляющей объем построек. Для классицизма, палладианства характерно объемное восприятие архитектуры, в то время как для романтизма - живописное или графическое.