12. Московский Кремль - древнейшая и центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы, один из красивейших архитектурных ансамблей мира.
Уже много веков бьется сердце Москвы, святая святых Государства Российского. Отсюда, с Боровицкого холма, началась история Третьего Рима - священного города России.
В древности на месте златоглавых соборов и зубчатых стен Кремля шумел сосновый бор, и поэтому холм называли Боровицким. Уже в 1156 году по повелению князя Юрия Долгорукого здесь выросли крепостные стены, и Кремль был укреплен валом. Слово же "Кремль" или "Кремник", как называли московскую крепость в летописях, появилось впервые в 1339-1340 годах. Тогда при Иване Калите были возведены новые стены из прочного дуба. Возможно, слово "кремль" произошло от Древнегреческого "кремнос" -"твердый", но более вероятно, что в основе лежит славянское слово "крем", "кремник", означавшее "бор" или "лес".
Неприступные для врагов деревянные стены Кремля сильно страдали от беспощадных пожаров. В 1366-1367 годах московский князь Дмитрий Иванович, которого после Куликовской битвы назовут Донским, повелел возвести вокруг Кремля укрепления из белого камня, С тех пор Москву стали величать белокаменной.
Это название сохранилось и после того, как в в 1485-95 гг. был построен новый Кремль из красного кирпича. В нем жили русские цари и венчались на престол российские императоры. На великие церковные праздники в Кремль стекалась вся Москва. После революции сюда переехало правительство большевиков, и попасть в Кремль стало возможным только по спецпропускам. Лишь в 1955 году; уже после смерти Сталина, в Кремле был открыт Государственный музей-заповедник.
Войти в Кремль можно через Троицкие или Боровицкие ворота, но прежде полюбуемся его древними стенами и башнями. Их возвели итальянские мастера Антонио Фрязин и Пьетро Антонио Солари в 1485-1495 годах. Зубцы кремлевской стены напоминают по форме ласточкины хвосты. Они прикрывали стрелков, защищавших Кремль во время вражеской осады. Островерхие шатры на башнях возвели в XVII веке русские мастера, отдавая дань национальному архитектурному стилю.
Самую древнюю кремлевскую башню - Тайнинскую, выходящую на берег Москвы-реки, построил в 1485 году Антонио Фрязин. Ее романтическое название связано с потайным колодцем и подземным ходом к Москве-реке, которые были вырыты там на случай осады.
Символом Кремля стала знаменитая Спасская башня с курантами, построенная в 1491 году Пьетро Антонио Солари. До середины XVII века она называлась Фроловской, а когда над воротами башни поместили образ Спаса Нерукотворного, она получила название Спасской. Проездные Спасские ворота ворота - главные в Кремле, и через них по традиции въезжали в Кремль русские цари и императоры.
По легенде, в 1521 году во время нашествия на Москву крымского хана Менгли-Гирея, слепой монахине Вознесенского монастыря было видение: под колокольный звон из этих ворот вышли московские святители, чьи мощи тогда уже покоились в Успенском соборе Кремля. Перед собой они несли чудотворную икону Владимирской Божией Матери. У ворот их встретили преподобный Сергий Радонежский и св. Варлаам Хутынский с просьбой не оставлять Москву и молить Бога о прощении грехов и спасении москвичей. В тот же день татары внезапно отступили от Москвы... С тех пор Спасские ворота особенно почитались москвичами: через них проходили только пешком, обязательно снимая шапку и осеняя себя крестным знамением.
В 1625 году Спасская башня была увенчана каменным шатром для главных часов России - курантов. Правда москвичи стали узнавать точное время еще в 1404 году. Тогда мастер Лазарь Сербин установил на великокняжеском дворце в Кремле часы с механической фигурой человека, который каждый час ударял молотом в "часник". В 1624 году англичанин Христофор Галовей и русские мастера Ждан и Шумило установили на Спасской башне новые часы: на огромном голубом циферблате, символизировавшем небо, были изображены серебряные звезды, полная луна и месяц. Вокруг шли 17 арабских золоченых цифр и столько же церковно-славянских букв, которыми обозначали цифры в допетровской России. Циферблат вращался под неподвижным изображением солнца с лучами, один из которых заменял стрелу показывая час.
"Дивом мира" называли эти часы иностранцы, побывавшие в Москве. Часовщики, следившие за ними, носили почетный титул "часовой мастер Спасских часов" и очень им гордились. В конце XVII века часы сломались, и по указу Петра 1 их заменили на новые голландские часы с музыкой - куранты. Немецкие мастера, чинившие часы в XVIII веке, подшутили над москвичами, и куранты стали вызванивать над Москвой мелодию "Ах, мой милый Августин!"
В середине XIX века часовщики братья Бутеноп установили на курантах 24 колокола, снятые с Троицкой и Боровицкой башен. Предполагалось, что они будут вызванивать музыку гимна России "Боже, царя храни", однако император Николай 1 не разрешил этого. С тех пор со Спасской башни каждые три часа доносились "Коль славен наш Господь в Сионе" и гвардейский марш Преображенского полка.
При штурме Кремля в 1917 году часы были повреждены. Восстановить старинный механизм, по распоряжению Ленина, взялся кремлевский слесарь Н.В. Беренс. В столице нового государства заиграл "Интернационал" и марш "Вы жертвою пали". С лета 1996 года кремлевские куранты стали вызванивать над Москвой Государственный гимн России.
В 50-х годах XVII века на вершине шатра Спасской башни водрузили двуглавого орла - Герб России. Впервые изображение византийского двуглавого орла как государственного символа Руси появилось на печати Ивана III в 1497 году. Две головы символизируют единство духовной и светской власти, одна голова орла обращена на запад, а другая - на восток. Грудь его, как щит, защищает герб Москвы с изображением св. Георгия Победоносца.
Позднее русские гербы были установлены на самых высоких проездных башнях Кремля - Никольской, Троицкой, Боровицкой. В ноябре 1934 года их заменили на красные пятиконечные звезды из уральских самоцветов, которые быстро потускнели. В 1937 году установили новые рубиновые звезды, только теперь их стало уже пять - еще одна звезда появилась на Угловой Водовзводной башне. Теперь увенчанные звездами кремлевские башни в плане представляют пятиконечную звезду Звезду из самоцветов, стоявшую на Спасской башне, можно увидеть на шпиле здания северного Речного вокзала в Химках.
Слева от Спасской башни прямо на кремлевской стене находится небольшая Царская башня. По преданию, с нее Иван Грозный наблюдал за казнями, совершавшимися на Васильевском спуске. А рядом с царской возвышается Набатная башня в старину здесь находился Набатный колокол, звон которого поднимал москвичей "всполох". Екатерина Великая приказала вырвать ему язык за то, что удары колокола явились сигналом для начала Чумного бунта в 1771 году.
Около входа в Александровский сад расположена Угловая Арсенальная башня, построенная в 1492 году Пьетро Антонио Солари. В мрачном подземном ходе под башней в первой половине XVIII века пономарь Конон Осипов искал знаменитую библиотеку Ивана Грозного. До наших дней не утихают споры о судьбе таинственно исчезнувшей "либереи", как называли библиотеку в средние века. О ней ходили легенды и за пределами Руси: средневековые авторы свидетельствуют, что библиотека насчитывала огромное количество греческих, латинских и древневосточных книг, среди которых были произведения античных авторов, неизвестных нашему времени. Вероятно, эти книги были вывезены из Константинополя и попали на Русь вместе с греческой царевной Софьей Палеолог невестой Ивана III. После правления Ивана Грозного следы бесценной библиотеки теряются, и, возможно, она до сих пор пылится где-то в кремлевских подземельях.
Ансамбль Московского Кремля составляют памятники русской архитектуры 15-17 вв. - соборы Успенский, Благовещенский и Архангельский, колокольня "Иван Великий", Грановитая палата, Теремной дворец, здание Сената, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата. В 1959-61 гг. сооружен Государственный Кремлевский дворец.
Здесь можно увидеть замечательные памятники русского литейного искусства - Царь-пушка (16 в.) и Царь-колокол (18 в.). В Московском Кремле находится резиденция Президента Российской Федерации.
Войдем в Кремль через ворота Троицкой башни. Она была построена в 1495 году, а в конце XVII века увенчана стройным шатром, напоминающим верх Спасской башни. Сходство было не только в облике: в 1686 году на Троицкой башне установили куранты, которые погибли в пламени пожара 1812 года.
Слева от Троицких ворот находится здание Арсенала. Он был основан Петром 1 в 1701 году для хранения военного оружия и снаряжения. Кроме того, Арсенал должен был стать музеем воинской славы: царь издал указ о сборе "медных и железных пушек и всяких воинских знаков", добытых в боях с иностранными интервентами. Здание начали возводить архитекторы X. Конрад и Д. Иванов, однако, во время Северной войны строительство было приостановлено и окончено только в 80-х годах XVIII века инженером Герардом. Вдоль стен Арсенала стоят русские пушки XVI- XVII веков, перенесенные сюда в 1960 году от здания Оружейной палаты. Справа от Арсенала находится здание Сената, построенное в 1776- 1788 годах знаменитым московским зодчим Матвеем Казаковым. Когда были сняты строительные леса, начальник Кремля усомнился в прочности огромного купола, венчавшего здание. Тогда Казаков сам взошел на его вершину и больше часа простоял на огромной высоте, чтобы доказать надежность постройки. Купол величественного здания украсила позолоченная статуя Георгия Победоносца, которая сгорела в пожаре 1812 года и только недавно была восстановлена.
После революции в здании работал Совет Народных Комиссаров, и с марта 1918 года здесь находились рабочий кабинет и квартира Ленина. Окна бывшего ленинского кабинета выходят на Сенатскую площадь и находятся на третьем этаже (второе и третье окна справа). Экспозиция музея "Кабинет и квартира Ленина в Кремле" недавно перевезена в подмосковные Ленинские Горки.
Между зданиями Арсенала и Сената находится Сенатская площадь. Здесь в феврале 1905 года эсер-террорист Иван Каляев бросил бомбу в карету Великого Князя Сергея Александровича, дяди императора Николая II. Жена Великого Князя Елизавета Федоровна после его смерти основала женский монастырь в Москве - Марфо-Мариинскую обитель на Большой Ордынке.
Напротив Сенатской площади стоит чужеродное здание Дворца съездов, построенное в 1961 году. Государственный Кремлевский дворец съездов - самое крупное в мире здание с театральной сценой (арх. М.В. Посохин, А.А.Мндоянц, Г.Н.Львов, Н.И.Кочетов). Архитектурное решение предельно лаконично. Он украшен по фасаду тройными белокаменными вертикалями, на которые опирается карниз. Зеркальные стекла, вправленные в алюминий, создают впечатление легкости громадного по объему здания. Зрительный зал дворца вмещает 6000 человек. Во дворце дают спектакли и концерты лучшие ансамбли, оркестры и солисты, приезжающие на гастроли в Москву. На этой сцене постоянно выступает Кремлевский балет (художественный руководитель А.Б.Петров). Помещение дворца используется для проведения международных съездов и конференций. Под зрительным залом расположен банкетный зал, вмещающий до 2500 гостей. Дворец имеет более 800 различных помещений. Построен менее чем за два года. Это единственное современное архитектурное сооружение на территории Кремля. Хотя, это не что иное, как конечное воплощение идеи строительства в Москве пресловутого Дворца Советов. Правда, Кремлевский Дворец съездов наглядно продемонстрировал вырождение самой идеи - от гигантской монументальной башни Б. Иофана и В. Щуко до безликой коробки архитектора М. Посохина, автора проекта Нового Арбата. Дорого стоило Москве строительство "главного здания страны" - сначала для него снесли храм Христа Спасителя, а потом серьезно пострадал ансамбль древнего Кремля.
Мы выходим на Соборную площадь - главную площадь Кремля. Соборная площадь является древнейшей площадью и центром архитектурного ансамбля Кремля. Она сложилась во второй половине XV века, когда здесь выросли соборы, ставшие главными святынями Москвы и всей России. В старину на Соборной площади проходили коронационные торжества и шествия во время больших церковных праздников. Над Москвой тогда разливался колокольный звон Ивана Великого, колыхались золотые хоругви, и духовенство в сверкающих облачениях благословляло народ.
Центральным местом действия становился пятиглавый Успенский собор - главный храм Москвы. Он был построен в Кремле еще при Иване Калите: митрополит Петр убеждал великого князя возвести в Москве собор во имя Пресвятой Богородицы по образцу Успенского собора в стольном граде Владимире: "Если, сыне, послушаешь меня, то сам прославишься паче всех князей, и весь род твой и град сей возвеличится над всеми русскими городами..." 4 августа 1326 года состоялась закладка собора, а в следующем году Иван Калита получил ярлык на великое княжение - Москва стала столицей сначала Владимиро-Суздальского княжества, а затем и всей Руси.
К концу XV века храм обветшал, и в 1472 году псковские зодчие Кривцов и Мышкин приступили к строительству нового. Спустя два года почти возведенный собор неожиданно рухнул - произошло редчайшее в Москве землетрясение. Тогда в столицу был приглашен знаменитый итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, которому поручили заново построить собор в традициях русского зодчества. За образец вновь был принят Успенский собор во Владимире, и Фиораванти отправился туда постигать искусство русских мастеров. В 1475 году был заложен фундамент нового собора, а в 1479 году Успенский собор был освящен митрополитом Геронтием. Здесь сохранились уникальные произведения старинной живописи: икона "Владимирская богоматерь" византийского письма (11 в.), иконы "Георгий" (12 в.), "Троица" (13 в.).
На примере Успенского собора можно познакомиться с каноническим устройством русского православного храма. Слово "храм" происходит от славянского - "хоромы", что означает "дом". Храм состоит из трех частей: алтаря с престолом - символом Гроба Господня и Трона Христа; центрального пространства храма - наоса (по-гречески "корабль"); притвора, где в древней церкви могли находиться оглашенные - готовящиеся принять христианское Крещение, и кающиеся - временно отлученные от совершения церковных Таинств.
В Успенском соборе находится высокий пятиярусный иконостас, традиционный для русских церквей. В Византии иконостас представлял собой небольшую перегородку отделяющую основное пространство храма от алтаря с престолом. На нее верующие могли ставить иконы, принесенные из дома, и молиться перед ними. В Московской Руси появляются высокие иконостасы, выражающие глубокую религиозную идею. Основной мыслью иконостаса становится единство Ветхозаветной и Новозавет
- 1 Иконопись X—XIII веков в Древней Руси. Техника, стилистика, иконография. Характеристика основных памятников.
- 2Архитектура Киевской Руси. Киев
- 3. Георгиевский собор Юрьева монастыря и Рождественский собор Антониева монастыря в Новгороде.
- 4.Мозаики и фрески Софии Киевской.
- 5. Миниатюра и рукописная графика хi в. («Остромирово Евангелие»).
- 6. Архитектурные школы Черниговской и Галицкой земель, основные памятники.
- 7. 8. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества: крепостное и культовое строительство.
- 9. Архитектура Новгорода и Пскова хп—хiii вв.
- 10. Художественное убранство церкви Спаса на Нередице — «энциклопедия русской религиозной живописи».
- 11. Особенности новгородской и псковской иконописи домонгольского периода.
- 12. Московский Кремль - древнейшая и центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы, один из красивейших архитектурных ансамблей мира.
- 13. Строительство монастырей.
- 25. Храм Василия Блаженного3
- 15. Расцвет псковской архитектуры.
- 21. Творчество Андрея Рублева
- 1399) Благовещенского собора Московского Кремля,
- 17. Творчество Феофана Грека в Новгороде.
- 1340-1410)* — Великий византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.
- 24. Шатровое зодчество хvi века.
- 27. Росписи Дионисия и его сыновей в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (1502).
- 35. Творчество Симона Ушакова (1626–1686).
- 14. Культовое и гражданское зодчество в Новгороде хiv-хv вв
- 16. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. Росписи Спаса на Ковалеве, история воссоздания ансамбля росписей этого храма.
- 20. Московская икона.
- 34. «Строгановская» икона
- 19. Ростово-суздальские традиции в тверской иконописи XV-XVI