126 Составы для трехслойного сграффито (% по массе).
Нижний слой (зеленый). Известковое тесто — 23; жженая кость — 3; оксид хрома — 1; кварцевый песок — 73. Средний слой (розовый). Известковое тесто — 22; железный сурик — 4; кварцевый белый песок — 74. Верхний слой (желто-розовый). Известковое тесто — 49;
охра — 0,75; мумия — 0,25; мраморная пудра — 50.
127 Составы для трехслойного сграффито (% по массе). Нижний слой (белый). Известковое тесто — 25; белый песок — 75. Средний слой (желтый). Известковое тесто — 22,5;
охра — 2,5; белый песок — 75.
Верхний слой (красный). Известковое тесто — 25; охра —
1,25; литоль прочный шарлах—1,25; белый песок—72,5.
Приготовление составов для декоративных слоев.
Цветные пигменты затирают на воде, перемешивают с известковым тестом до получения одноцветной однородной массы и протирают через сито с 193 отв/см2. В окрашенную известь вводят песок и перемешивают до однородного состояния. Цветные составы готовят одновременно для всего панно.
Подготовка рисунка и трафарета. После того как выполнены эскиз и картон в натуральную величину, готовят кальки, по которым делают трафареты для припороха. При небольших росписях делают один трафарет, а при больших кальку расчленяют на отдельные участки, с которых готовят трафареты. Переведенный с кальки на трафарет рисунок накалывают шилом на прямых линиях реже, на кривых — чаще.
Нанесение декоративных составов. Эти работы не отличаются от нанесения обычной штукатурной накрывки. Нижний слой наносят толщиной до 7...8 мм. Слой раствора хорошо уплотняют и выравнивают полутерком. Для придания поверхности шероховато-песчаного вида ее затирают деревянной теркой. Второй слой наносят после того, как первый приобретет достаточную прочность, определяемую по внешнему матовому виду и нажатием пальца, после которого не должно оставаться следа. Такое состояние декоративного слоя наступает в период времени от 30 мин до 2 ч в зависимости от плотности грунта и погоды. Второй слой при двухслойном сграффито наносят кистью; толщина его обычно не превышает долей миллиметра. При трехслойном сграффито второй слой выполняют штукатурным раствором с уплотнением и затиркой деревянной теркой. Толщина его не должна превышать 2...4 мм. Третий слой также наносят кистью.
Если сграффито находится на большой высоте, верхний слой после нанесения кистью обычно не выравнивают. При выполнении сграффито в нижних частях здания, доступных близкому обозрению, поверхность последнего слоя слегка выглаживают металлической кельмой.
На рис. 78 приведена последовательность выполнения сграффито с нанесением двухцветных слоев штукатурки и заполнением каждым цветом всей площади отделываемой поверхности. В этом случае цветной рисунок после процарапывания будет лежать в двух плоскостях.
Иногда характер рисунка позволяет выполнить двух или трехцветное сграффито с расположением рисунка с одной плоскости. Для этого делают вспомогательные трафареты, на которых обозначают отдельные участки, выполняемые в различных цветовых тонах; по этому трафарету на поверхности размечают отдельными пятнами участки, заполняемые поочередно штукатурным раствором одного цвета. После заполнения пятен одним цветом на стыках раствор подрезают и приступают к заполнению раствором второго цвета.
При трехслойном рисунке третий цвет накладывают кистью поверх цветных слоев. На рис. 79 дан пример подобной технологии исполнения.
Сграффито с несложным рисунком можно выполнять и с применением шаблонов (рис. 80). Для этого готовят фанерные шаблоны со скошенными наружными кромками не менее чем на 10...15°, чтобы легче было снять шаблон после прорисовки. Шаблоны пропитывают горячей олифой. С помощью шаблонов можно выполнять несложные орнаментальные рисунки в два-три цвета. Сначала наносят цветной первый слой на всю поверхность, затем, установив наименьшие по размерам шаблоны, заполняют поверхность вторым цветным слоем в уровень с шаблонами, после чего устанавливают вторые, большие по размерам шаблоны, заполняя поверхность в уровень со вторым шаблоном третьим цветным слоем.
Сняв шаблоны, подчищают грани, после чего циклеванием поверхностей придают рисунку необходимую матовость.
Отделка цветных рисунков. Отдельные цветовые слои сграффито процарапывают различными инструментами (рис. 81). Для обработки рисунка по контурам применяют долота, стэки, а фона — царапки, ложки, зубчатки и косари.
При обработке контуров рисунка долото следует держать под углом 60°, предохраняя линию контура от разрушения (рис. 82).
По мере затупления рабочую часть инструментов необходимо подтачивать — тупой инструмент разрушает цветной слой штукатурки, особенно по контурам.
Процарапывание следует делать тогда, когда декоративная накрывка еще сохраняет мягкость в течение 4.,.6 ч. Декоративные слои штукатурки наносят участками и в таких объемах, чтобы обработка каждого участка заканчивалась в этот же день.
Швы между отдельными участками получаются малозаметными при соблюдении точности в дозировке применяемых цветных растворов и выполнении стыкования отдельных участков по контуру рисунка.
Инструменты для процарапывания цветного слоя: стальная царапка, ложка, прямое долото, косое долото, копьевидкое долото, зубчатка и косарь, стальная стэка.
Дефекты, возникшие во время работы, исправляют в такой последовательности: срезают поврежденные места по контуру рисунка, заполняют их свежим раствором того же цвета и подрезают и подчищают контуры и плоскости в соответствии с рисунком.
Пестрота орнаментального рисунка скрывает небольшую разницу в цвете.
После длительной эксплуатации свежесть сграффито легко восстанавливается проскабливанием поверхностей рельефа и шлифованием крупнозернистой шкуркой гладких мест с последующим промыванием водой чистой или со щелочью. При промывании предохраняют нижний слой штукатурки от потеков грязной воды.
- 50 Состав для бронзовой или серебряной филенки (кг):
- 51 Яичная темпера для отделки поверхностей филенками:
- 67 Состав для отделочного слоя под мореный дуб (г): сиена
- 70 Лессировочный водный состав для отделки под орех (г):
- 73 Составы для масляного лессировочиого слоя при отделке под красное дерево (г):
- 83 Полимент для золочения (кг):
- 89 Раствор для верхнего накрывочного слоя (интонако)
- 92 Состав твердой грунтовки (г): цинковые сухие белила —
- 96 Состав масляно-воскового лака для наружных работ (г):
- Темперная Живопись (Бил23,2)
- 101 Состав казеинового клея для приклеивания холста (г):
- 103 Состав эмульсионный для огрунтовки холста (кг):
- 105 Состав темперы на цельном яйце (части по объему):
- 123 Составы для двухслойного сграффито (% по массе).
- 124 Составы для двухслойного сграффито (% по массе).
- 126 Составы для трехслойного сграффито (% по массе).