logo
технология1

126 Составы для трехслойного сграффито (% по массе).

Нижний слой (зеленый). Известковое тесто — 23; жже­ная кость — 3; оксид хрома — 1; кварцевый песок — 73. Средний слой (розовый). Известковое тесто — 22; желез­ный сурик — 4; кварцевый белый песок — 74. Верхний слой (желто-розовый). Известковое тесто — 49;

охра — 0,75; мумия — 0,25; мраморная пудра — 50.

127 Составы для трехслойного сграффито (% по массе). Нижний слой (белый). Известковое тесто — 25; белый песок — 75. Средний слой (желтый). Известковое тесто — 22,5;

охра — 2,5; белый песок — 75.

Верхний слой (красный). Известковое тесто — 25; охра —

1,25; литоль прочный шарлах—1,25; белый песок—72,5.

Приготовление составов для декоративных слоев.

Цветные пигменты затирают на воде, перемешивают с известковым тестом до получения одноцветной одно­родной массы и протирают через сито с 193 отв/см2. В окрашенную известь вводят песок и перемешивают до однородного состояния. Цветные составы готовят одновременно для всего панно.

Подготовка рисунка и трафарета. После того как вы­полнены эскиз и картон в натуральную величину, гото­вят кальки, по которым делают трафареты для припо­роха. При небольших росписях делают один трафарет, а при больших кальку расчленяют на отдельные участки, с которых готовят трафареты. Переведенный с кальки на трафарет рисунок накалывают шилом на прямых линиях реже, на кривых — чаще.

Нанесение декоративных составов. Эти работы не от­личаются от нанесения обычной штукатурной накрывки. Нижний слой наносят толщиной до 7...8 мм. Слой ра­створа хорошо уплотняют и выравнивают полутерком. Для придания поверхности шероховато-песчаного вида ее затирают деревянной теркой. Второй слой наносят после того, как первый приобретет достаточную проч­ность, определяемую по внешнему матовому виду и нажатием пальца, после которого не должно оставаться следа. Такое состояние декоративного слоя наступает в период времени от 30 мин до 2 ч в зависимости от плотности грунта и погоды. Второй слой при двух­слойном сграффито наносят кистью; толщина его обыч­но не превышает долей миллиметра. При трехслойном сграффито второй слой выполняют штукатурным раство­ром с уплотнением и затиркой деревянной теркой. Толщина его не должна превышать 2...4 мм. Третий слой также наносят кистью.

Если сграффито находится на большой высоте, верх­ний слой после нанесения кистью обычно не выравни­вают. При выполнении сграффито в нижних частях здания, доступных близкому обозрению, поверхность последнего слоя слегка выглаживают металлической кельмой.

На рис. 78 приведена последовательность выполне­ния сграффито с нанесением двухцветных слоев штука­турки и заполнением каждым цветом всей площади отделываемой поверхности. В этом случае цветной ри­сунок после процарапывания будет лежать в двух плос­костях.

Иногда характер рисунка позволяет выполнить двух или трехцветное сграффито с расположением рисунка с одной плоскости. Для этого делают вспомогательные трафареты, на которых обозначают отдельные участки, выполняемые в различных цветовых тонах; по этому трафарету на поверхности размечают отдельными пят­нами участки, заполняемые поочередно штукатурным раствором одного цвета. После заполнения пятен одним цветом на стыках раствор подрезают и приступают к заполнению раствором второго цвета.

При трехслойном рисунке третий цвет накладывают кистью поверх цветных слоев. На рис. 79 дан пример подобной технологии исполнения.

Сграффито с несложным рисунком можно выполнять и с применением шаблонов (рис. 80). Для этого готовят фанерные шаблоны со скошенными наружными кромка­ми не менее чем на 10...15°, чтобы легче было снять шаблон после прорисовки. Шаблоны пропитывают горя­чей олифой. С помощью шаблонов можно выполнять несложные орнаментальные рисунки в два-три цвета. Сначала наносят цветной первый слой на всю поверх­ность, затем, установив наименьшие по размерам шаб­лоны, заполняют поверхность вторым цветным слоем в уровень с шаблонами, после чего устанавливают вторые, большие по размерам шаблоны, заполняя поверхность в уровень со вторым шаблоном третьим цветным слоем.

Сняв шаблоны, подчищают грани, после чего циклеванием поверхностей придают рисунку необходимую матовость.

Отделка цветных рисунков. Отдельные цветовые слои сграффито процарапывают различными инструмен­тами (рис. 81). Для обработки рисунка по контурам применяют долота, стэки, а фона — царапки, ложки, зубчатки и косари.

При обработке контуров рисунка долото следует держать под углом 60°, предохраняя линию контура от разрушения (рис. 82).

По мере затупления рабочую часть инструментов необходимо подтачивать — тупой инструмент разрушает цветной слой штукатурки, особенно по контурам.

Процарапывание следует делать тогда, когда деко­ративная накрывка еще сохраняет мягкость в течение 4.,.6 ч. Декоративные слои штукатурки наносят участ­ками и в таких объемах, чтобы обработка каждого участка заканчивалась в этот же день.

Швы между отдельными участками получаются ма­лозаметными при соблюдении точности в дозировке применяемых цветных растворов и выполнении стыко­вания отдельных участков по контуру рисунка.

Инструменты для процарапывания цветного слоя: стальная царапка, ложка, прямое долото, косое долото, копьевидкое долото, зубчатка и косарь, стальная стэка.

Дефекты, возникшие во время работы, исправляют в такой последовательности: срезают поврежденные места по контуру рисунка, заполняют их свежим раство­ром того же цвета и подрезают и подчищают контуры и плоскости в соответствии с рисунком.

Пестрота орнаментального рисунка скрывает неболь­шую разницу в цвете.

После длительной эксплуатации свежесть сграффито легко восстанавливается проскабливанием поверхностей рельефа и шлифованием крупнозернистой шкуркой гладких мест с последующим промыванием водой чис­той или со щелочью. При промывании предохраняют нижний слой штукатурки от потеков грязной воды.