5. Ассортимент смазок, их применение и взаимозаменяемость
Пластичные (консистентные) смазки – особый класс смазочных материалов, получаемых загущением смазочных масел (дисперсионная среда) твердыми веществами (дисперсионная фаза).
Дисперсионная среда (масло) и дисперсионная фаза (загуститель) определяют основные эксплуатационные свойства смазок. На долю дисперсионной среды приходится 75-95 % объема смазки, а дисперсионная фаза составляет 5-25 %.
Пластичные смазки по назначению подразделяют на четыре группы:
- антифрикционные (индексы С, О, М, Ж, Н, И, Х, П, Т, У, Б);
- консервационные (З);
- уплотнительные (А, Р, В);
- канатные (К).
В зависимости от сферы применения различают смазки общего назначения, многоцелевые и специализированные, а по работоспособности в различных климатических условиях – морозоустойчивые, термостойкие и для умеренной климатической зоны (табл. 5).
Таблица 5
Характеристики некоторых пластичных смазок
Товарное наименование | Температура каплепадения, 0С | Предел прочности при +20 0С, Па | Вязкость при 0 0С, и скорости деформации 10 с-1, Па.с | Коллоидная стабильность, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Антифрикционные смазки общего назначения | ||||
Солидол С | 85-105 | 200-500 | 190 | 1-5 |
Пресс-солидол С | 85-95 | 100-400 | 90 | 2-10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Солидол Ж | 78 | 196 | 250 | - |
Графитная | 77 | 100 | 100 | 5 |
1.13 | 120 | 500-1000 | 500 | 20 |
Консталин | 130 | 150-300 | 250-500 | 8-20 |
Смазки многоцелевые | ||||
Литол – 24 (коричневая) | 185 | 500-1000 | 280 | 12 |
Фиол-1 | 185 | 250 | 200 | 25 |
Фиол-2 (коричн.) | 188 | 300 | 250 | 16 |
Фиол-2М (серебристо-черная) | 180 | 300 | 250 | 15 |
Алюмол | 230 | 500-1000 | 250 | 12 |
Фиол-3 (зеленая) | 200 | 300 | 250 | 16 |
Смазки термостойкие | ||||
ЦИАТИМ-221 (белая) | 200 | 250-450 | 80-200 | 7 |
ВНИИ НП-207 | 250 | 250-500 | 180-200 | 7 |
ВНИИ-НП-246 | - | 80-240 (при –80 С) | 500 (при –40 0С) | 10 |
Униол-1 (коричневая) | 200 | 200-500 | 160 | 10 |
Графитол | 250 | 350-700 | 300-600 | 8 |
ПФМС-4с | - | 100-200 | 200-250 | 1,6 |
Силикол | 250 | 700-1000 | 550 | 9 |
Лимол | 240 | 250 | 250 | 3 |
Смазки низкотемпературные | ||||
ЦИАТИМ-201(желтая) | 175 | 250-500 | 1100 (при -50 0С) | 26 |
ЦИАТИМ-203 | 160 | 250 | 1000 (при -30 0С) | 10 |
Лита | 170 | 550-750 | 1000 (при -30 0С) | 20 |
Зимол (коричнев.) | 190 | 300-1000 | 2000 (при -50 0С) | 20 |
ГОИ-54п | 61 | 150 | 1200 (при -50 0С) | 6 |
Консервационные (защитные смазки) | ||||
Пушечная (ПВК) | 60 | - | - | 1-4 |
ВТВ-1 | 54 | 1000 | 100-150 | 4,5 |
Смазки канатные | ||||
Канатная 39у | 65-75 | - | 2000 | - |
Торсиол-35Б | 65-80 | - | 800-1400 | 3 |
Торсиол-55 | 63-78 | - | 200-260 | - |
Уплотнительные смазки | ||||
Бензоупорная | 35 | 2500 | - | 1,2 |
Замазка ЗЗК-3у | 115 | 2000 | - | - |
Смазки автомобильные | ||||
АМ-карданная | 115 | 500-700 | 300-600 | 10-15 |
ЛСЦ-15 (белая) | 185 | 500 | 280 | 15 |
ШРБ-4 (коричн.) | 230 | 200 | 80-160 | 10 |
ШРУС-4 (серебристо-черная) | 190 | 300-700 | 250 | 16 |
Фиол-2у | 180 | 300 | 170 | 12 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
№ 158 (синяя) | 132 | 150-500 | 400 | 23 |
МЗ-10 | 70 | 210 | 70-220 | 8 |
ЛЗ-31 | 188 | 500-620 | 280 | 12 |
Автомобильная | 150 | 180 (при 50 0С) | 200 | - |
Примечание: предел прочности – этот показатель характеризует способность смазки удерживаться в узле трения; вязкость – от неё зависят пусковые характеристики механизмов, потери при работе различных узлов трения; коллоидная стабильность – способность смазки сопротивляться отделению жидкого масла при хранении и в процессе применения.
Кроме выше перечисленных широко применяются следующие виды пластичных смазок:
- морозостойкие; работоспособны при температурах ниже –40 0С, обычно до –50…-70 0С (ЦИАТИМ-221);
- противозадирные; для узлов трения с особо высокими и ударными нагрузками; подшипники качения в буксах железнодорожных вагонов, индустриальное и металлургическое оборудование (ЛС-1П, индустриальная ИП-1-Л, Униол-1, Фиол-2М);
- химически и радиационно-стойкие; химическая промышленность и ракетостроение (СК-2-06, ЦИАТИМ-205, ВНИИ НП-273, ВНИИ НП-275);
- приборные; скоростные подшипники, микроподшипники электрических пишущих машинок, аэрокосмические приборы, медицинское оборудование, оптические приборы, гироскопы, контакты переключателей;
- индустриальные; для металлургической, текстильной, бумажной, пищевой промышленности (Аэрол, Индустриальная ИП-1-Л, ИП-1-З, ЛС-1П);
- авиационные; шарнирно-болтовые соединения стоек шасси самолетов, подшипники системы управления, аэрофотоаппаратура, редукторы привода механизма управления крыла (ВНИИ НП-254, ВНИИ НП-261);
- железнодорожные; буксы подвижного состава, подшипники тяговых двигателей (ЖТКЗ-65, ЖРО, ЛЗ-ЦНИИ);
- брикетные; плотной консистенции в виде брусков для смазки открытых шеек валов (ЖД);
- полужидкие; применяются в системах смазки механизмов (например, мощных редукторов) полиграфического, текстильного, пищевого, деревообрабатывающего и иного оборудования (ЦИАТИМ-208, Шахтол, Трансол-200А);
- для открытых зубчатых передач; канатные, цепные передачи, направляющие, движители шагающих экскаваторов (ОЗП-1);
- арматурные; герметизация сальниковых уплотнений насосов, кранов, вентилей, дозаторов, смазка резьбы шпинделей этих механизмов (работоспособны до 200-250 0С);
- резьбовые; в резьбах бурового инструмента, для облегчения демонтажа резьбовых пар ракетных, авиационных двигателей, паровых турбин (ВНИИ НП-300, Р-2, Р-113, ВНИИ НП-232).
- Лекция № 12 Пластичные смазки
- 1. Классификация и обозначение пластичных смазок
- 2. Общие требования к пластичным смазкам для узлов автомобилей
- Важнейшие параметры работы и требования к пластичным смазкам
- 3. Свойства смазок и методы их оценки
- 4. Производство пластичных смазок
- 5. Ассортимент смазок, их применение и взаимозаменяемость