logo
kazhdy_bilet_otdelno / 8_bilet

4. Виды механизмов и машин для монтажных работ.

С технологической точки зрения монтажные машины классифицируются по их мобильности и зоне монтажа, которую они могут обслуживать. По этим при­знакам монтажные краны и механизмы можно разбить на несколько основных групп (рисунок 1).

Стационарные монтажные машиныдопускают ведение монтажа в строго за­фиксированном пространстве, ограниченным радиусом их действия. При пере­мещении на новую стоянку механизм необходимо полностью или частично де­монтировать. К таким стационарным механизмам относят монтажные стрелы, мачты, шевры, мачтово-стреловые краны, ленточные и тросовые подъемники, приставные краны и др.

Ограниченно мобильные машиныпозволяют вести монтажные работы в зоне, ширина которой определяется радиусом их действия, а длина — длиной пути их перемещения. Монтажные краны этой группы способны перемещаться со сто­янки на стоянку в пределах зоны монтажа, практически при этом не вызывая перерывов в работе.

При изменении зоны или объекта монтажа необходимо пе­реложить подкрановые пути на новое место, переместить механизм или демон­тировать его и собрать на новом объекте работ. К ограниченно мобильным мон­тажным кранам относятся башенные краны, портальные, козловые, железнодо­рожные, крышевые и кабельные краны, передвижные жестконогие стреловые краны и др.

Мобильные монтажные машиныпрактически не имеют ограничения зоны ра­боты. Они легко перемещаются с одной стоянки на другую, с одного объекта на другой и быстро приводятся из транспортного в рабочее состояние. К таким ма­шинам относят самоходные стреловые краны на гусеничном и пневмоколесном ходу, автомобильные и тракторные краны, краны на спецшасси автомобильного типа, вертолеты

Специальные монтажные машинысоставляют специфическую группу. Эти машины могут представлять разновидность выпускаемых машин либо усовер­шенствованный вариант существующих. К таким машинам относят ползучие и переставные краны для монтажа башен и труб, гидравлические подъемники, кра­ны для монтажа градирен и др.

Рисунок 1 – Разновидности монтажных механизмов

1 — стрема монтажная; 2 — мачта монтажная; 3 — кран мачтово-стреловой вантовый; 4 — шевр; 5 — подъемник портальный гидравлический; краны: 6— приставной; 7— приставной самоходный; 8— самоподъемный; 9— башенный со стрелой; 10 — башенный с балочной стрелой; 11 — башенный с шарнирно-сочлененной стрелой; 12 — башенный с наращиваемой башней; 13 — гусеничный самоходный стреловой; 14 — самоходный гусеничный с башенно-стреловым оснащением; 15 — самоходный пневмоколесный стреловой с управляемым гуськом; 16— самоходный пневмоколесный с телескопической стрелой.

Стреловые краны.

Самоходные стреловые краны.

Такие краны на гусеничном и пневмоколесном ходу широко применяются в промышленном строительстве, так как обладают большой маневренностью. На кранах устанавливается стреловое или башенно-стреловое оборудование (рисунок 2). Стреловое оборудование может быть невыдвижным, выдвижным и теле­скопическим. Стрела с невыдвижным оборудованием выполняется решетчатой с секциями, жестко соединенными одна с другой. При выдвижном оборудова­нии стрела для изменения ее длины (без рабочей нагрузки) выполняется состоя­щей из нескольких выдвижных секций. В телескопическом варианте длина стре­лы изменяется при рабочей нагрузке за счет выдвижения одной или нескольких секций.

Рисунок 2 – Стреловое оборудование, устанавливаемое на самоходные краны

а-в – стрелы с жесткимоголовником; г – телескопическая стрела; д – клюв; е, ж – гусек управляемый и неуправляемый; з – вильчатый оголовок

Все виды стрелового оборудования могут быть оснащены гуськом допускаю­щим применение второго крюка. Башенно-стреловое оборудование монтирует­ся после установки крана на строительной площадке.

Краны могут быть оснащены стрелами значительной длины,гуськом и, позво­ляющими увеличить вылет крюка при небольшом наклоне стрелы. Это придает кранам универсальность, так как позволяет монтировать здания различной вы­соты, поднимать элементы различной массы при различных вылетах стрелы. Самоходные краны универсальны и своим рабочим оборудованием, в том числе ибашенно-стреловым, с которым тяжелые монтажные гусеничные краны работают до 80% времени своего пребывания на строительной площадке. Башенно-стреловое оборудование (стрелу и гусек) монтируют и демонтируют с помощью стреловой лебедки и лебедки вспомогательного подъема.

В последние годы нашли широкое распространение самоходные краны с те­лескопическими стрелами. Мобильность кранов позволяет им, при необходимос­ти, обслуживать несколько объектов в пределах одной строительной площадки. Краны этой группы можно легко и быстро подготовить к переезду на другую стро­ительную площадку и также быстро подготовить к рабочему состоянию. Само­ходные краны способны маневрировать с грузом, приподнятым над землей со скоростью 0,5...3 км/ч.

Наиболее мобильные из стреловых самоходных кранов — автомобильные и пневмоколесные, передвигающиеся со скоростью соответственно до 75 и 30 км/ч. Однако автомобильные и пневмоколесные краны в основном работают с использованием выносных опор. Поэтому масса груза, с которой могут передвигаться эти краны, значительно меньше, чем грузоподъемность при работе на выносных опорах, что существенно снижает область их применения. Кроме этого установ­ка на выносные опоры связана с потерей времени и уменьшением маневреннос­ти кранов.

Гусеничные краны обладают хорошей проходимостью и маневренностью, они могут передвигаться с грузом на стрелах различной длины. Поэтому на монтаже, тяжелых конструкций в большинстве случаев применяют гусеничные краны.

Стреловые краны на гусеничном ходу.

По типу ходовых устройств эти краны де­лят на гусеничные нормальные и гусеничные с увеличенной поверхностью гусе­ниц. Они не требуют специальной подготовки основания, так как имеют самое малое давление на грунт по сравнению с другими стреловыми самоходными кра­нами. Эти краны маневренны, могут поворачиваться на месте при одной заторможенной гусенице. Гусеничные краны можно перебазировать с объекта на объект, перевозя их на специальных автомобильной или железнодорожной платмформах. Гусеничные краны обладают большой маневренностью и устойчивостью, имеют грузоподъемность 16. ..250 т, длины стрел от 6,5 до 40 м.

Стреловые краны на пневмоколесном ходу.

 Данный тип кранов чаще всего применяется при строительстве объектов со средними объемами работ и для обслу­живания объектов, находящихся на небольшом удалении один от другого, что обусловлено небольшой скоростью их передвижения. Основным стреловым обо­рудованием кранов являются жесткие решетчатые стрелы.

Эти краны имеют грузоподъемность 16... 100 т, оборудованы стрелами до 25 м, имеют хорошую устойчивость и могут перемещаться по горизонтальной площадке с грузом на крюке, меньшим максимальной поднимаемой массы. Для подъе­ма и монтажа максимального для крана груза он предварительно должен быть выставлен на выносные опоры – аутригеры для повышения опорной зоны и устойчивости крана.

Сменным стреловым оборудованием пневмоколесных кранов являются уд­линенные стрелы и удлиненные стрелы с гуськом. Башенно-стреловое оборудование выполняется в виде управляемого гуська или в виде маневровой стрелы.

Пневмоколесные краны могут иметь шасси автомобильного типа и специальные пневматические шасси. Шасси имеют от двух до пяти осей, в том числе две ведущие; число осей тесно связано с грузоподъемностью крана. В кранах с теле­скопической стрелой выдвижение секций стрелы может производиться с грузом на крюке.

Стреловые автомобильные краны.

Краны применяют на вспомогательных и погрузочно-разгрузочных работах, на монтаже мелких, разобщенных, невысоких объектов из элементов малой массы. Недостатками автомобильных кранов являются наличие двух кабин – одной для управления транспортированием и второй – для выполнения монтажных процессов. Малая устойчивость крана при подъеме кон­струкций требует в большинстве случаев постановки крана на выносные опоры.

Автомобильные краны с телескопическими стрелами могут применяться в стесненных условиях строительной площадки, в закрытых зданиях. При работе на выносных опорах грузоподъемность на 80 % выше, чем без них.

Краны на спецшасси автомобильного типа.

 Краны этой группы предназначены для работы на строительных объектах, в том числе рассредоточенных, при крат­ковременном пребывании и, в основном, разовых подъемов тяжелых и габарит­ных грузов. Краны на спецшасси выпускают нескольких модификаций, имеют грузоподъемность 25. ..250 т, высота подъема грузов может доходить до 82 м, вы­лет стрелы до 60 м. Самый мощный кран этого типа фирмы «Либхер» с семисекционной стрелой длиной 84 м с максимальной грузоподъемностью 500 т. При необходимости эту стрелу можно удлинить с помощью дополнительной секции — решетчатой стрелы, благодаря чему достигается высота подъема до 140 м. Кран может выполнять грузовые операции на выносных опорах и без них. Кран может передвигаться по строительной площадке с грузом на крюке.

Шасси кранов могут иметь от 4 до 9 осей, из которых два ведущих и два-четы­ре управляемых моста, что значительно повышает их проходимость.

Башенные краны.

Башенные краны применяют в гражданском и промышленном строительстве. Учитывая огромное разнообразие кранов, существует несколько классификаций для них. Башенные краны подразделяются по способу установки на строитель­ной площадке, по типу ходового устройства, башни и стрелы.

По способу установки краны подразделяют на стационарные, передвижные и самоподъемные. Стационарные краны устанавливаются на фундамент и обслу­живают площадку с этой одной стоянки. При большой высоте возводимого зда­ния и, соответственно, монтажного крана, стационарный кран дополнительно необходимо крепить к каркасу возводимого здания и в этом случае они стано­вятся приставными кранами. В ряде случаев приставной кран до определенной высоты может работать как передвижной с опорной частью, аналогичной пере­движным кранам.

Самоподъемными называются краны, устанавливаемые на конструкциях воз­водимого сооружения и перемещаемые вверх по мере возведения здания с помо­щью собственных механизмов. Приставные и самоподъемные краны применя­ют главным образом при строительстве зданий повышенной этажности.

Опорная часть передвижных башенных кранов располагается на ходовой те­лежке, которая на стальных ходовых колесах перемещается по рельсовому пути при помощи механизма передвижения крана. Опорная часть стационарных кра­нов представляет собой раму, установленную на монолитном основании.

По типу применяемых башен различают краны с поворотной и неповорот­ной башней. В кранах с поворотной башней опорно-поворотное устройство размещено на ходовой части или портале. При повороте вращается весь кран за исключением ходовой части. В кранах с неповоротной башней опорно-поворот­ное устройство размещено на верху башни. У этой группы кранов вращается толь­ко стрела, оголовок и противовесная консоль, с размещенными на ней механиз­мами и противовесом.

В зависимости от способа изменения вылета и типа стрелы, башенные краны делятся на краны с подъемной и балочной стрелами. Изменение вылета в них осуществляют изменением наклона стрелы посредством стреловой лебедки и стрелового полиспаста, либо перемещением грузовой тележки (каретки) по стре­ле с помощью тяговой лебедки.

Для обеспечения устойчивости передвижных кранов на поворотной платфор­ме или в нижней части неповоротной башни укладывают балласт.

Достоинства башенных кранов:

• хороший обзор крановщиком монтажной зоны;

• расположение стрелы на большой высоте, вследствие чего она не пересекает конструкции строящегося объекта;

• простота и надежность в эксплуатации;

• большие линейные размеры рабочей зоны.

Недостатки башенных кранов — необходимость устройства подкрановых пу­тей для передвижных кранов и специально подготовленной опорной поверхно­сти для стационарных, монтаж и демонтаж крана при его перебазировке, слож­ности при перевозке.

Башенные краны используют для монтажа гражданских и промышленных зданий и сооружений. Сравнительно высокие затраты на транспортирование, монтаж и демонтаж башенных кранов, необходимость устройства подкрановых путей определяют область использования этих кранов — монтаж больших объе­мов конструкций, а также зданий большой высоты и протяженности.

Башенные краны с поворотной платформой широко применяют в жилищном, гражданском и промышленном строительстве. Их отличают сравнительно ма­лые сроки монтажа и демонтажа, техническое обслуживание облегчено благода­ря размещению основных механизмов в нижней части крана. Имеется много модификаций кранов данного вида. Максимальные характеристики: грузоподъ­емность 6,2...25 т на вылете соответственно 40...16 м.

Башенные краны с неповоротной башней имеют грузоподъемность 10...50 т при вылете 4. ..65 м, высота подъема до 85 м. Увеличенная грузоподъемность и высота подъема груза приводят к большой общей массе крана, что затрудняет создание механизмов с опорно-поворотным устройством в нижней части машины. Дос­тоинство передвижных кранов с неповоротной башней в возможности их пере­оборудования и использования в качестве приставного крана.

Краны этого типа отличаются друг от друга количеством секций башни и стре­лы, наличием дистанционного радиопрограммного управления. В неповоротной башне размещен пассажирский подъемник на два человека. Башню наращивают сверху сменными секциями посредством собственных механизмов крана.

Башенные приставные краны предназначены для возведения многоэтажных гражданских и промышленных зданий большой высоты (150 м и более). При­ставные краны в ряде случаев являются универсальными — самоподъемными и передвижными. При небольшой высоте возводимого здания их устанавливают на подкрановые пути и они становятся передвижными, при большой высоте — стационарными приставными. Благодаря сменным секциям башни изменяют высоту подъема крюка, что позволяет кабину управления краном располагать относительно невысоко над монтажным уровнем здания.

Высота башни может изменяться в пределах от 8 до 150 м посредством смен­ных секций, количество которых доходит до 27. Крепление крана к строящемуся зданию осуществляют с помощью специальной рамки, присоединенной к баш­не и связей. При 9 секциях башни устраивают одна связь со зданием, при 27 сек­циях — три. Опорой крана служит бетонный фундамент, кран крепится к нему с помощью анкерных болтов.

Самоподъемные башенные краны обычно устанавливают в лифтовых шахтах воз­водимых многоэтажных и высотных зданий, перемещают при необходимости с помощью полиспастов на высоту 2...3 этажей и закрепляют на перекрытии, по­этому высота подъема таких кранов не регламентируется. Грузоподъемность кра­нов до 10 т, вылет стрелы до 30 м.

Специальные краны и механизмы.

Козловые краныпреимущественно применяют на погрузочно-разгрузочных работах приобслуживания складов и заводов-полигонов строительной индуст­рии и на площадках укрупнительной сборки конструкций. Они нашли приме­нение в промышленном, энергетическом и транспортном строительстве при воз­ведении зданий и сооружений, монтаже технологического оборудования.

Конструктивно кран представляет пролетное строение в виде ригеля, уста­новленного на опорах-козлах, перемещающихся по наземному крановому пути. По ригелю передвигается электроталь или грузовая тележка. Пролет козлового крана равен расстоянию между осями рельсов.

Максимальные характеристики козловых кранов: грузоподъемность до 80 т при одном крюке и 2x50, т. е. 100 т при двух крюках, высота подъема — 42 м, пролет —до 50 м.

К достоинствам козловых кранов относят простоту конструкции, высокую устойчивость, независимость грузоподъемности и высоты подъема от места на­хождения груза в рабочей зоне крана, хороший обзор из кабины машиниста.