Елец в XX веке
Революция в 1917 году коренным образом изменила социальную структуру населения города. Разруха и гражданская война задержали развитие города. Значительный урон Ельцу нанесли ворвавшиеся 31 августа 1919 года банды Мамонтова. После гражданской войны ельчане вновь занялись восстановлением разрушенного хозяйства, развитием промышленности. В годы первых пятилеток в связи со строительством в городе новых предприятий, железной дороги Москва-Донбасс, проходящей через елецкий узел, начинается новый этап в развитии Ельца. Коллективизация сельского хозяйства, вызвали миграцию в город населения. В 1930-х годах резко увеличивалось число населения в городе. Развитие города как административного центра было тесно связано с изменениями административно-территориального деления края. До 1928 года просуществовали губернии и уезды. Елец оставался уездным административным центром. В 1928 году была образована Центрально-Черноземная область, в которую вошли Воронежская, Курская, Орловская и Тамбовская губернии. Область была поделена на 11 округов, Елец стал центром округа, в него вошли Липецкий, Ливенский, Лебедянский, Задонский уезды. Одинадцать созданных округов делились в свою очередь на 178 районов. Именно в этот период Елецкий окружком принял решение о строительстве Новолипецкого металлургического завода , давшего громадный толчок к развитию города Липецка в важный промышленный и административный центр. Трехступенчатое управление просуществовало недолго. В 1930 году округа были упразднены, восстановлена двухступенчатая структура - область, район. В 1934 и 1937 годах ЦЧО была разукрупнена. Из нее выделена сначала Курская, а затем образованы Тамбовская, Рязанская и Орловская области. Елец стал районным центром последней. В 30-х годах в Ельце работало 20 промышленных предприятий: кожевенный завод имени Ленина, чугунолитейный завод - сегодняшний завод "Гидропривод", два кирпичных и два известковых завода, карьер, лесопильный завод, деревообрабатывающая фабрика, хладокомбинат, скотобойня, махорочная фабрика, мельницы. Электростанция мощностью 1200 киловатт обеспечивала энергией территорию города. В городе оборудуются радиоточки. Городской водопровод, открывший в 1933 году в районе Ельчика, снабжал водой основные улицы центра и Засосны. Большинство улиц центрального городского ядра и четыре за Сосной имели булыжные мостовые. К середине 30-х годов в городе действовало несколько специальных учебных заведений и общеобразовательных учебных заведений (7 начальных, две неполных средних, две средних, опытная школа, школа переростков и школа глухонемых). Также работали кинотеатр, городской театр, два музея, два клуба, две библиотеки, стадион, две бани, три рынка. В предвоенное время получает ускоренное развитие промышленность города. В 1937 году началось строительство элементного завода. Рядом с ним почти одновременно росли корпуса заводов "Прожекторные угли" и цинкопрокатного, давшего начало заводу медоборудования. В1940 году было принято решение о создании на базе местного литейного завода станкостроительного завода союзного значения. Так родился завод "Гидропривод". В городе разворачивается строительство многоэтажных домов, в комплексе с жильем строятся детские сады, магазины, столовые. В 1939 году население города составило 51 тысч. человек. В Ельце был учительский институт, железнодорожный техникум, педагогическое училище, две фельдшерские школы, 16 общеобразовательных и ряд специальных школ. В Великую Отечественную войну Елец и железнодорожный узел длительное время являлись важной базой фронта в районе Орловского плацдарма и Курско-Белгородской дуги. Кроме того, два полевых аэродрома постоянно поддерживали связь с партизанами в брянских лесах и в Белоруссии. За время войны городу был причинен громадный ущерб, в период с 3 по 9 декабря 1941 года Елец был оккупирован фашистами, бомбардировки города продолжались вплоть до 5 августа 1943 г. Тысячи ельчан участвовали в боевых действиях, свыше 8 тысяч награждены орденами и медалями, несколько ельчан были удостоены звания Героя Советского Союза. Наши земляки прошли с боями по всем фронтовым дорогам до Кенингсберга, Праги, Вены, Варшавы, Берлина и на колонне рейсхтага оставили надпись: "Мы из Ельца!". Война принесла Ельцу, как и всей стране, тяжелые потери. Более девяти тысяч ельчан не вернулись с ее полей битв. Значительный ущерб был нанесен экономике города. Варварские бомбардировки, временная оккупация нанесли железнодорожному узлу, промышленности, городскому и жилищному хозяйству города нанесли огромный ущерб. Героическим трудом ельчан нанесенные городу раны залечиваются. Уже в 1944 году были восстановлены и давали продукцию 11 предприятий союзного и республиканского подчинения, 24 предприятия местной промышленности и промысловой кооперации. Начала работать сеть школ и специальных заведений, культурно-бытовых учреждений. Работы по восстановлению и развитию народного хозяйства после Великой Отечественной войны велись с небывалым подъемом. Уже к 1950 году был превзойден довоенный уровень промышленного производства. С 50-х годов начинается ускоренное развитие промышленности города. Строится теплоэлектроцентраль, вырастают корпуса мощного сахарного завода. Из небольших моторемонтных мастерских создается современный завод тракторных гидроагрегатов. В 1956 году на площадях бывшего цинкопрокатного завода было начато строительство завода очковых оправ. Железнодорожный узел стал притягательным местом для развития промышленного производства. В свою очередь размещение крупных индустриальных комплексов повлекло за собой высокие темпы формирования города, повышение его роли в территориально-производственном комплексе Центрально-Черноземного экономического региона. Вновь быстро растет численность населения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1954 г. в составе РСФСР была образована Липецкая область с центром в городе Липецке. В состав области кроме города Ельца, входившего ранее в Орловскую область, вошли города Липецк Воронежской области и 34 района Воронежской, Орловской, Рязанской и Курской областей. Из Воронежской области - 12 районов: Воринский, Водопьяновский, Грачевский, Грязинский, Дмитряшевский, Добринский, Липецкий, Молотовский, Талицкий, Усманский, Хворостянский и Хлевенский; из Орловской - 9: Волынский, Долгоруковский, Елецкий, Задонский, Измалковский, Краснинский, Становлянский, Чернавский, Чибисовский; из Рязанской - 10: Березовский, Воскресенский, Данковский, Добровский, Колыбельский, Лебедянский, Лев-Толстовский, Троекуровский, Трубетчинский, Чаплыгинский; из Курской - 3: Больше-Полянский, Воловский, Тербунский. Территория области составляла 23,8 тыс. кв. км с населением свыше одного миллиона человек. В настоящее время область включает 18 административных районов и 4 города областного подчинения с населением 1 млн 235 тыс. человек. Область создавалась практически с чистого листа. Не было ни центра области, ни инфраструктуры, ни аппарата управленцев, которые могли бы сформировать структуру власти нового региона. Право быть областным центром оспаривали два города - Липецк и Елец. Липецк в то время был менее значимым, менее известным городом. В основу формирования нового региона был положен экономический принцип. Огромный толчок развитию не только Липецка, но и всей области дало строительство Новолипецкого металлургического комбината. Еще одной причиной, обусловившей выбор областного центра, является географическое положение Липецка - в центре территории области. Особенно высокие темпы развития Елец получил в 60-х годах с началом строительства сахарного завода, завода восстановительного табака, реконструкции заводов "Гидропривод" и тракторных гидроагрегатов, расширения машиностроительного и кожевенного заводов. В 1962 году начал работать завод "Эльта", специализирующийся на производстве кинескопов. В семидесятых и восьмидесятых годах Елец считался крупным промышленным центром. Широкую известность имела продукция, выпускаемая в нашем городе: источники тока, кинескопы, электрощетки, оправы, шприцы, гидроцилиндры, медицинское оборудование, кружева, кожа различных видов, кружева, швейные и трикотажные изделия, известь, сигареты и многое другое. В городе возводились многоэтажные жилые дома, школы, детские сады, был построен современный кинотеатр, гостиница, дворец культуры завода "Эльта". В этот период застраиваются новые микрорайоны, состоящие из пяти и девятиэтажных домов. В целом за годы Советской власти население Ельца выросло более чем в два раза: с 45 тысяч в 1910 году до 119 тысяч. Однако процент роста в разные годы был неравномерным. В первое послереволюционное время десятилетие население города сократилось до 35,8 тысяч жителей. Сказались империалистическая и гражданские войны, хозяйственная разруха, вызывавшие частичный отток жителей в сельские районы, градообразующая база была подорвана. Но уже к 1935 году население города составляло 46 тысяч. Почти половина населения - 48,8% - жила в центральном районе, 25,8% - в Засосне, 11,7% - в районе Лучка, 13,7% - по берегам Ельчика. В 1939 году население города составило 51 тыс. человек. К концу Великой Отечественной войны численность жителей уменьшилось до 42 тысяч, но уже к 1950 году население увеличилось до 59 тысяч жителей, а за пятилетку с 1950 по 1954 год количество жителей возросло до 70 тысяч. Начиная с 60-х годов численность населения растет очень быстро. Экстенсивное развитие промышленности, строительство новых и расширение действующих предприятий требовало большое количество рабочих рук. Началась усиленная миграция сельского населения в город. За одиннадцать лет с 1959 по 1970 год население Ельца выросло на 23 тысячи человек и город перевалил за стотысячный рубеж. В дальнейшем темпы миграции значительно сократились. К 90-м годам численность жителей поднялась до 120 тысяч.