2. Горная промышленность России.
Говоря о минерально-сырьевом комплексе и горной промышленности, нельзя обойти основные предприятия Российской Федерации, такие как Газпром, Северный Кузбас, Фосагро, Уралкалий, Северсталь, Норильский Никель и многие другие. Предприятия, как системы, непосредственно занимающееся производством, могут отразить проблематику данной сферы.
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАКРЫТИЯ ШАХТ
По материалам мониторинга, проведенного объединением «РОСУГОЛЬ» с 1995 по 2000 год в основных регионах угольной промышленности
Информированность о процедуре увольнения.
В большинстве регионов шахтеры, уволенные в связи с ликвидацией шахт или массовыми сокращениями, хорошо осведомлены об основных правилах увольнения, в том числе о возможности получения полагающихся пособий и компенсаций. Как показали исследования, основными источниками информации о действующей системе выходных пособий и компенсаций для уволенных работников являлись администрации их предприятий и межличностное общение на работе и дома. В Кемеровской области стала заметней роль профсоюзов в информировании шахтеров об их правах.
Выплата выходных пособий и компенсаций в связи с увольнением.
Если сравнивать размеры начисленных и фактически выплаченных сумм, то доля выплат составляет от 91 до 99%.
Как свидетельствуют опросы, существенно сократилась группа респондентов, столкнувшихся с трудностями при получении выплат, положенных в связи с увольнением. В Кемеровской области в январе 1999 г. об этом заявили 41% уволенных в связи с ликвидацией шахт, в апреле 2000 г. – 2% респондентов. В Ростовской области – соответственно 47% и 6%. Положительная динамика наблюдалась и в Тульской области: в январе 1999 г. 80% респондентов указывали на наличие серьезных проблем с получением выплат в связи с увольнением, в апреле 2000 г. – 22% респондентов.
Выплата пособий в возмещении вреда (по регрессным искам). Передача дел в Фонд социального страхования.
Из числа опрошенных шахтеров, уволенных по ликвидации и массовым сокращениям, в Кемеровской, Ростовской и Тульской областях пособия в возмещение вреда получают около 100 респондентов. В силу малочисленности категории получателей пособий в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, данные количественного исследования были проанализированы в совокупности только по трем регионам. Результаты опроса показывают, что большая часть респондентов (около 70%) оформили свое право на получение пособий в возмещение вреда в течение первого года после получения травмы и возникновения заболевания, каждый пятый сделал это спустя три и более года.
Большинство получателей пособий в возмещение вреда знают, что теперь эти выплаты осуществляет Фонд социального страхования (85% опрошенных). В основном люди получают деньги в Сбербанке (51%) или на почте (25%). У 18% респондентов возникали проблемы с оформлением при передаче дел в ФСС. На момент опроса 60% респондентов вовремя получили пособия в возмещение вреда. Имеющаяся задолженность относится в основном к 1998-1999 гг.
Результаты исследования позволяют также утверждать, что средства на выплату пособий поступают регулярно, механизм оформления документов и осуществления выплат отлажен.
Как показывает анализ индикаторов, произошли ощутимые положительные сдвиги в решении ряда социальных проблем, возникающих в ходе закрытия неперспективных шахт и реструктуризации действующих угольных предприятий. В первую очередь следует отметить высокий уровень информированности шахтеров, затронутых процессом ликвидации шахт, об основных правилах увольнения, в том числе о возможности получения полагающихся пособий и компенсаций. За полтора года Мониторинга социальных последствий реструктуризации угольной отрасли (с начала 1999 г. до середины 2000 г.) заметно улучшилось положение с выплатами выходных пособий и компенсаций, регрессных выплат, выплат задолженности по заработной плате как на ликвидируемых, так и на действующих шахтах. Это обстоятельство способствовало смягчению социальной ситуации в угольных регионах. Повышению субъективных оценок материального положения шахтерских семей.
Содействие Занятости
Программой реструктуризации угольной промышленности предусмотрен широкий комплекс мер, которые должны содействовать занятости высвобождаемых и высвобожденных работников угольной отрасли, а также жителей шахтерских городов и поселков в ходе реструктуризации - программы местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Предоставление высвобождаемым работникам предувольнительных консультационных услуг.
Согласно результатам третей фазы Мониторинга в Кемеровской области, наличие возможности получения предувольнительных консультаций отмечено 47% респондентов, в Ростовской – 58% и в Тульской – 69%. В ходе первой фазы Мониторинга ситуация складывалась иным образом: 60,38 и 47% соответственно. Эти данные свидетельствуют, скорее всего, о снижении потребности в получении консультационных услуг со стороны увольняемых работников в Кемеровской области. Действительно, в Кемеровской области консультациями воспользовались 17% опрошенных (в первой фазе – 27%).
Социологические исследования поведения людей на рынке труда выявили, что люди чаще обращаются к посредникам и нуждаются в консультациях, когда сталкиваются с трудностями при поиске работы, в противном случае они больше полагаются на самостоятельное трудоустройство. Эти выводы подтверждают данные Мониторинга, о которых пойдет речь при рассмотрении вопроса о доступности рабочих мест на действующих и новых предприятиях. Они свидетельствуют об улучшении ситуации на рынке труда в Кемеровской области, о снижении уровня тревожности людей в отношении получения новой работы после увольнения. К тому же рынок труда в Кемеровской области более динамичен по сравнению с Тульской и Ростовской областями.
Ответы на вопрос о том, кем организованы консультации, различаются по регионам. В Тульской области стала более заметной роль службы занятости, в Кемеровской – профсоюзов. Роль работодателей в качестве организаторов предувольнительных консультаций осталась сравнительно высокой во всех трех регионах. Администрацию шахты в качестве основного источника информации о полагающихся выплатах отметили 46% респондентов в Кемеровской области и по 68% в Ростовской и Тульской областях.
Наличие возможностей для профессиональной переподготовки.
На момент опроса лишь единицы опрошенных из числа уволенных шахтеров, не имеющих работы и ищущих ее, уже прошли профессиональную переподготовку и немногим меньше половины этой категории респондентов хотели бы ее пройти. Желающие пойти на переобучение по большей части такую возможность имеют (от 45 до 55% общего числа желающих в зависимости от региона).
Анализ ответов тех уволенных шахтеров, которые на момент опроса уже устроились на работу, показывает, что профессиональная переподготовка довольно распространена среди вновь поступивших на работу: от 17% нашедших работу шахтеров в Тульской области и 19% - в Ростовской до 31% - в Кемеровской проходили переподготовку на новом месте работы. В то же время лишь один-два устроившихся на работу респондента в каждом регионе отмечали, что они прошли переподготовку с помощь службы занятости.
Наличие временных рабочих мест в рамках программ общественных работ.
Исследования показали, что информация об общественных работах, которые организуются местной администрацией постепенно распространяется среди населения. Однако осведомленность о них по-прежнему низка: информированы об общественных работах не более 10% опрошенных. Менее всего знают об этой форме временной занятости уволенные по ликвидации или сокращению численности (штатов) в Кемеровской области (1%), более всего (10%) – среди уволенных по сокращению в Ростовской области. Исследование, проведенное качественными методами, выявило тенденцию повышения уровня оплаты и расширения возможности участия в общественных работах (Ростовская и Кемеровская области).
Доступность рабочих мест на действующих и новых предприятиях.
Проблема получения работы особенно актуальна для тех высвобожденных шахтеров, которые спустя несколько месяцев после увольнения ищут новое место работы. На момент опроса доля неработающих и ищущих работу среди уволенных по ликвидации или сокращению существенно различалась от региона к региону. Лучше дела обстоят в Кемеровской области, хуже – в Тульской и Ростовской областях. При этом доля неработающих среди уволенных шахтеров по иным причинам практически одинаковая для исследованных регионов и составляет около четверти опрошенных.
Сравнение полученных данных с результатами первой фазы Мониторинга показывает, что ситуация на рынке труда для уволенных шахтеров в Кемеровской и Тульской областях значительно улучшилась, а в Ростовской области не изменилась. О том, что ситуация на рынке труда анализируемых регионов несколько улучшилась, говорят не только объективные показатели (с точки зрения доли ищущих работу), но и субъективные: у людей снизились опасения потерять работу. Судя по субъективным оценкам опрошенных, ситуация на рынке труда в Ростовской области хуже, чем в других областях, где увольняющиеся преимущественно по собственному желанию (более мобильные) шахтеры обладают существенно меньшим уровнем тревожности.
Расширение возможностей для занятости путем поддержки малого предпринимательства и микро кредитования.
Исследования, проведенные в рамках третьей фазы Мониторинга, показали, что в процессе создания новых рабочих мест путем развития самозанятости и поддержки малого предпринимательства, существуют проблемы. Это малый объем субсидий и кредитов, отсутствие рынков сбыта, маркетингового анализа, нехватка навыков ведения бизнеса у тех, кто начал свое дело на субсидии или кредиты в рамках программ поддержки малого предпринимательства.
Вместе с тем в Тульской области есть примеры успешного развития бизнеса, открытого на средства господдержки угольной промышленности в рамках программ местного развития. Так, были выделены кредиты на строительство электроремонтного предприятия, цеха по разливу газированных напитков, станции техобслуживания. Эти предприятия успешно функционируют и планируют расширяться.
Все они созданы представителями руководящего состава закрывающихся шахт – энергетиками, инженерами. Они имели доступ к информации о реструктуризации отрасли и о возможностях помощи новым предприятиям. Большинство работающих на этих предприятиях – высвобожденные угольщики.
Практически во всех регионах участники программ местного развития подчеркивали еще одно обстоятельство – низкую привлекательность предоставляемых кредитов. По словам всех, кто пользовался кредитами или получал субсидии на создание бизнеса, решающего значения эти деньги не имели. Во-первых, речь идет о небольших суммах. С их помощью ускоряется решение второстепенных задач, но важнейшим фактором успеха они не становятся. Во-вторых, короткий срок кредита. Не оказывая существенного влияния на организацию бизнеса, кредит, не успевая окупиться, уже должен быть возвращен.
В целом в рассматриваемых угольных регионах положение на рынках труда улучшилось. Программы создания новых рабочих мест, содействия занятости путем поддержки самозанятости и малого предпринимательства, осуществляемые в рамках смягчения социальных последствий реструктуризации угольной отрасли, по-прежнему не в состоянии эффективно противостоять безработице. Предпринимаемые усилия по созданию новых рабочих мест недостаточны для обеспечения работой всех высвобождаемых работников угольной отрасли, способных и желающих работать.