logo search
Анализ ассортимента и потребительских свойств керамической плитки

- оценку потребительских свойств керамической плитки, реализуемой в магазине «Мастеровой»;

1. Особенности формирования ассортимента и потребительских свойств керамической плитки

1.1 Конъюнктура рынка керамической плитки в России

Производство строительных материалов постоянно локализуется. Ключевой фактор, определяющий развитии стройиндустрии его техническое перевооружение, формирование такого регионального рынка строительной продукции, который в наибольшей степени отвечает требованиям и со стороны строителя и со стороны покупателя.

При всем при том, по мнению аналитиков, в наше время в связи с сильным ростом темпов строительства практически все регионы ощущают недостаток в теплоизоляционных материалах, цементе, кирпиче. Поэтому сами строители развивают мощности по производству стройматериалов.

Структура участников уже сложилась, ее можно представить следующим образом:

Ё производители;

Ё крупные строительные холдинги;

Ё дилеры;

Ё мелкие посредники;

Ё конечный потребитель.

Основные изменения происходят внутри этих групп. Также можно отметить присущую рынку сезонность спроса. Пик продаж приходится на лето и начало осени. Объем реализации в сезон может быть в 2 раза выше, чем в зимние месяцы.

В летние месяцы, считают специалисты, потребители испытывают острый дефицит в стеновых материалах, а в зимний период произведенная продукция не находит сбыта, вызывая нехватку денежных средств на заводах. Также есть мнение, что сезонность играет важную роль для производителей ориентированных на малоэтажное строительство.

Сезонность в отрасли существует, но наиболее сильно подвержен колебаниям спрос индивидуальных застройщиков. Сезонность спроса крупных строительных организаций носит слабовыраженный характер (рис. 1)

Рисунок 1. Продажа строительных материалов в I полугодие 2009 - 2010 гг.

В первом I полугодии 2010 г. в сравнении с аналогичным периодом 2009 г. вырос объем производства извести технологической на 17,5%, плитки керамической - на 9,9%. Сокращение объемов производства коснулось кирпича строительного из цемента, бетона или искусственного камня на 6,9%, кирпича строительного керамического огнеупорного, блоков керамических для полов, плиток керамических несущих или облицовочных и аналогичных изделий керамических - на 2%.

Одной из базовых отраслей строительного комплекса является цементная отрасль. В 2010 году спрос на цемент начал расти. Это связано с оживлением жилищного и промышленного строительства. Поэтому производители увеличили объем производства цемента, оставив отпускные цены практически на уровне начало года. Индекс производства цемента, гипса и извести составил 111,3%.

Рисунок 2. Производство цемента в I полугодии 2009 - 2010 гг., млн. тонн.

Производство цемента в I полугодии 2010 г. выросло на 10,8% в сравнении с аналогичным периодом 2009 г. и составило примерно 21,5 млн. тонн.

Рисунок 3. Динамика цен на цемент в 2009 г. - I полугодии 2010 гг. руб. за тонну.

Среднегодовая цена в2010 году не выйдет за границы 2115 руб. за тонну (в 2009 году - 2243 рублей за тонну). Это снижение вызвано демпингом как основным способом конкурентной борьбы.

Индекс производства кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины в I полугодие 2010 года равен 98,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Рисунок 4. Производство кирпича в РФ в 2009 - I полугодии 2010 гг., млн. условных кирпичей.

В I полугодии 2010 года производство строительного кирпича снизилось на 48%, в сравнении с аналогичным периодом 2009 года, производство керамического - на 20%.

Цена - важнейший показатель при выборе поставщика. В кризисный период цены на кирпич упали почти в два раза за счет сокращения внутренних издержек производителя, доли чистой прибыли и более точной логистики. В июне 2010 года по сравнению с июнем 2009 года стоимость кирпича начала расти, что связано с оживлением строительной отрасли.

Рисунок 5. Динамика цен на кирпич в РФ в 2009 г. - I полугодии 2010 гг.

В 2010 году, несмотря на то, что строительная отрасль находилась в сложном положении и испытывала недостаток заказов, продолжался ввод мощностей по производству стройматериалов. Новые мощности, по данным Росстата, были введены в 9 областях.

Таким образом, вырос объем производства технической извести в I полугодии 2010 года на 17,5%, плитки керамической для полов - на 9,9%, цемента - на 10,8%. А также произошло сокращение объемов производства строительного кирпича на 6,9% и искусственного камня - на 2% в I полугодии 2010 года. Стоимость кирпича в июне 2010 года возросла, т.к. началось оживление строительной отрасли.

1.2 Классификация ассортимента керамической плитки

Керамическая плитка различных типов производства и назначения представляет с собой изделие изготовленное из смеси глины одного из сортов, с добавлением других натуральных компонентов, предварительно спрессованных под давлением около 500 кг/см2 и затем обожжённых в печах при температуре от 1040 до 1300оС в зависимости от плитки.

В разрезе настенная керамическая плитка смотрится так (рис. 6):

Монтажная поверхность Монтажная поверхность - поверхность плитки, примыкающая при укладке к стене.

Рифления Рифления - неглубокие впадины или выпуклости на монтажной поверхности плитки, предназначенные для лучшего сцепления раствором.

Рельеф Рельеф - выпуклое или углубленное изображение на лицевой поверхности плитки.

Лицевая поверхность Лицевая поверхность - поверхность плитки видимая после ее укладки на стену.

Грани Грани - ограниченные ребрами боковые поверхности плитки, которыми она примыкает к другим плиткам при укладки.

Рисунок 6. Керамическая плитка в разрезе.

В зависимости от назначения керамическая плитка бывает: напольная, настенная, декоративная, бордюрная, фасадная, специально для бассейнов (клинкер), универсальная.

По износоустойчивости керамическая плитка бывает: 1 группа (РЕI 1) -

настенная - в наименее используемые места частных домов, такие как спальные, ванные комнаты; 2 группа (РЕI 2) - настенная, напольная - в помещения с небольшой интенсивностью движения, где ходят в домашней обуви: полы в жилых комнатах, спальнях, ванных и т.п.; 3 группа (РЕI 3) - настенная, напольная - в помещения средней интенсивностью, например, для прохожих и кухонь частных домов, номеров отелей, палат больниц; 4 группа (РЕI 4), керамическая плитка группа Техно - места с интенсивным движением, подверженные среднему и сильному истиранию, и для помещений имеющих прямой контакт с улицей, например, лестницы и холлы в жилых домах, бары, рестораны, офисы; группа 5 (РЕI 5) - керамогранит - зоны повышенной проходимости (супермаркеты, вокзалы, аэропорты), а также промышленные предприятия.

По способу формовки керамическая плитка делится:

- прессование «В» «В» - маркировка плитки, изготовленная методом прессовая; - порошкообразная смесь, уплотняется и формуется прессом под высоким давлением;

- экструдирование «А» «А» - маркировка плитки, изготовленная методом экструзией. - смесь из тестообразной массы выдавливается через специальное отверстие. Этот метод позволяет получить различные изогнутые формы.

По типу исходной глиняной смеси, основной смеси керамическую плитку различают:

- каолиновые (белые) глины имеют размер частиц меньше 0,001 мм, высокую однородность.

- монтмориллонитовые (красные) глины имеют размер частиц 0,001-0,01 мм.

От состава исходной смеси зависят основные технические параметры плитки: пористость, а значит и водопоглощение, выдержанность геометрических размеров, цветопередача красителей.

По наличию глазури керамическая плитка делится на:

- глазурованные (глазурь представляет с собой тонкий стекловидный слой на поверхности плитки[2]) - на поверхность плитки сначала наносят, а затем слой глазури (смальты). В основе состава глазури - специальное стекло, обеспечивающее не только красивый вид, но и высокие технические характеристики плитки (твердость, износоустойчивость, водонепроницаемость);

- неглазурованная плитка либо не имеет декоративных рисунков, либо красящие вещества добавляют к исходной смеси и за счет этого создается рисунок.

По форме и размеру плитка делится:

- квадратная;

- прямоугольная;

- различные сложные формы.

Рассмотрим основные типы керамической плитки.

1 Двухобжиговая керамическая плитка (Бикотурра)- это эмалированная керамическая плитка, предназначенная для облицовки стен внутри помещений, производится путем прессования глиняной смеси и обжигом ее с дальнейшим нанесением глазури и последующим вторым обжигом. В результате получается пористая с невысокими прочностными характеристиками плитка. Пригодна исключительно для отделки интерьера, в частности для настенного покрытия. Имеет глянцевую или матовую поверхность.

По такой технологии производится, например майолика (метлахская плитка) и плитка коттофорте. Это виды плиток изготавливаются из красной глины и покрываются непрозрачной глазурью. Майолика применяется для облицовок внутренних стен. Плитка коттофорте в основном используется для внутренних полов, но и может использоваться и для облицовок стен.

Терралья - для производства этой плитки также применяется технологии двойного обжига, но используется более дорогое сырье (белые глины), что повышает технические характеристики. Плитка имеет белый цвет. На поверхность наносится рисунок и глазуруется. Терралья используется для облицовки стен внутри помещений.

Фаянс (белая керамика) изготавливается также из белых глин. Применяется технология двойного обжига, затем плитка глазуруется. Применяется для отделки внутренних полов.

2 Однообжиговая керамическая плитка (Монокоттура) - эмалированная керамическая плитка, предназначенная как для облицовки стен, так и для укладки на улице. Некоторые ее виды морозостойкими и позволяют её применять снаружи помещений. У монокоттуры имеется более современная технология: глиняную смесь прессуют, затем подсушивают, наносят глазурь, а затем уже происходит процесс обжига. В результате плитка подвергается повышенной усадке, что дает возможность использовать ее для облицовки стен, пола, а некоторые морозоустойчивые виды и для наружных работ. Водопоглощение такой плитки составляет от 0 до 15%. Для изготовления плитки используются как красные, так и белые глины. Чаще всего плитка одинарного обжига имеет матовую нескользящую поверхность, она плотнее и тяжелее чем Двухобжиговая плитка.

Клинкер - производится с высококачественных материалов с добавлением красящих оксидов и отожженной глины. Готовая масса подвергается экструзии (см. сноску 2, стр. 5), а затем обжигается при температуре до 1250оС. Получается плотно структурированная плитка с высокими техническими характеристиками. Клинкер не поглощает воду прост при чистке и обслуживании, устойчив к перепаду температур, обладает высокими характеристиками сопротивления механическим нагрузкам, не подвержен действию агрессивных химических веществ.

Процесс экструдирования позволяет производить плитку сложной геометрической формы и применять ее затем например, для строительства бассейнов, лестниц (уголки, водостоки, цоколи, соединительные элементы). Также клинкер применяют для облицовки пола как внутри помещений, так и снаружи, в том числе и на промышленных объектах.

Котто - плитка, как правило, не эмалируется и в процессе производства подвергается формовке, сушке и обжигу при температуре до 1110оС. В результате получается пористая структура как традиционная для плитки, так и сложной геометрической формы (ромб, шестигранник).

Характеризуется сжатию и изгибу, низким водопоглощением и устойчивостью к истиранию, повышенным сроком службы, плитка не подвержена воздействию агрессивных химических веществ. Котто применяется в основном для обустройства внутренних полов.

Грес (керамогранит) - неэмалированная керамическая плитка одинарного обжига, морозоустойчивая и очень прочная, разнообразных цветов и оттенков, изготавливаемая светлых сортов глины. Производство керамического гранита происходит с использованием современного мощного оборудования, прессующего поверхность плитки давлением свыше 500 кг на см2. также для повышенных свойств адгезии в последнее время используются различные формы штампов, увеличивая, таким образом, плотность сцепления плитки с клеящей смесью, что положительно сказывается на прочности покрытия. Обжиг происходит при температуре от 1200 до1300оС, при этом завершаются важнейшие химические реакции, происходит реструктурирование, что и определяет уникальные свойства плиток керамогранита. Сырьё спекается, образуя монолит. В результате после охлаждения получается очень твердый ветрифицированный (остеклованый непористый материал с близким к нулю показателем впитывания влаги и практически идеальных размеров) материал. Гамма производства керамического гранита очень разнообразна. Он отличается как по поверхности - матовый, полированный, полуполированный, имитирующий поверхность, обработанную воском фактурой «старого камня» и так далее, так и по технологии изготовления поверхности - кислотное травление, использование штампов, изначально имитирующих разные типы поверхностей, особый тип эмалирования.

Матовая поверхность имеет натуральный необработанный вид, который получается после выхода из печи, без дальнейшей механической обработки.

Полированная поверхность достигается ровным срезанием необработанной матовой поверхности последующим «осветлением» получившегося среза. Материал становится сверкающим, приобретает эффект «глубины». К сожалению плитка становится очень скользкой при попадании на нее воды, а открывающиеся после срезания верхнего слоя микропоры делают ее менее стойкой к царапинам. Также за полированной плиткой следует более тщательно ухаживать, чистя её специальными средствами, особенно первое время, после укладки.

Полуполированная получается за счет частичного срезания верхнего матового слоя. Так обрабатываются обычно плитки, изначально имеющую неровную поверхность - создается эффектная фактура полированных участков, смешанных с грубой матовой поверхностью.

«Обработанная воском» - эффект такой получается благодаря нанесению на плитку до фазы обжига прозрачных минеральных кристаллов с различной температурой плавления. Поверхность получается слегка блестящей, «мягкой», и является не такой скользкой, как полированная.

Большое распространение получил смальтированный керамический гранит. Технология его изготовления очень схожа с производством монокоттуры - нанесенная эмаль, определяющая цвет и фактуру поверхности, обжигается вместе с плиткой в процессе одинарного обжига, но при этом материал обладает такими же высокими прочностными и морозоустойчивыми характеристиками, как керамогранит.

Таким образом, керамическая плитка делится на настенную, напольную, фасадную, универсальную, специальную для бассейнов (клинкер), декоративную, бордюрную. Подразделяется на однообжиговую (клинкер, котто) и двухобжиговую (терралья, фаянс), а также на - глазурованную и неглазурованную (матовую) поверхности плиток. В зависимости от формы плиток делится на квадратную, прямоугольную и различных сложных форм. По типу исходной глиняной смеси на каолиновые и монтмориллонитовые; по способу формовки на прессованные и экструдированные; по износоустойчивости на I, II, III, IV, V группы. неглазурованную (матовую) поверхности плиток.ой плитки является адную, универсальную, специальную для бббассейнов

1.3 Характеристика потребительских свойств керамической плитки

Керамическая плитка - прекрасный отделочный материал, они прочны, огнеупорны, тверды, негорючи, гигиеничны и легки в уборке. Качественная плитка имеет четкие размеры, правильные углы и ровную поверхность. Если плитка глазурована, глазурованное покрытие должно быть одинаково окрашено, без наличия подтеков. В зависимости от формата плитки, различают ее применение. Например, формат плитки 10*10 см. хорошо смотрится на стенах кухни и в зоне «фартука» «фартук» - стена, расположенная между навесными шкафами и столешницей., а для укладки на пол очень удобна керамическая плитка «под паркет» (керамическая плитка коричневого цвета, похожая на паркет) форматом 15*60 см. или 15*45 см. А для людей пожилого возраста керамическая плитка имеется «состаренных» поверхностей.

К потребительским свойствам керамической плитки относятся низкое водопоглощение, морозоустойчивость, износоустойчивость, сопротивление к изгибу, поверхностная твердость, антискольжение, устойчивость к царапинам, безопасность, простота в удобстве.

Рассмотрим потребительские свойства основных видов керамической плитки. Бикоттура - как сказано было выше (см. пункт 1.2), эмалированная двухобжиговая плитка, предназначенная для облицовки стен внутри помещений имеет отличие:

- относительно небольшая толщина;

- красно-коричневая глиняная основа;

- небольшой вес;

- глянцевая блестящая эмаль.

Бикотурра обычно изготовляется коллекциями, состоящая из нескольких цветов: более светлого - чаще базового в серии, и дополнительных - более темных и с большим количеством декоративных элементов.

Монокотурра - неэмалированная однообжиговая плитка, предназначенная для облицовки полов, бассейнов, стен, фасадов и других различных помещений. Основные отличая этой плитки это:

- большая плотность материала в результате использования более мощного пресса и большой температуре обжига, и как следствие, наличие серий с низким водопоглощением (менее 3%) и, соответственно морозостойкости.

- более толстая и прочная основа плитки;

- более прочная, износостойкая эмаль.

Эмаль у плиток одинарного обжига кроме повышенных прочностных характеристик обладает стойкостью к моющим средствам, а некоторые виды этой плитки обладают также повышенной стойкостью к агрессивным химическим средам.

Декоры для монокотурры производятся двух типов:

- напольные;

- настенные.

Производство напольных декоров очень похоже на производство основного материала с той лишь разницей, что заготовки нужного формата наносится рисунок заданного дизайна, который затем также обжигается, и поэтому прочность эмали декора не уступает прочности основного поля. Настенные декоры (в случае, если серия имеет рекомендованное дизайнерами фабриками назначение как «настенная для дизайна интерьера») делаются по технологии, что и для бикоттуры, соответственно не обладая прочностными характеристиками основного материала.

Во многих случаях керамическая плитка Монокоттура предлагается как напольная, соответствующего цвета и размера для некоторых серий бикоттуры, таким образом, дополняя их. Или может предлагаться самостоятельными видами с настенными декорами и быть рекомендованной как на стены, так и на пол.

Существует особый подтип монокоттуры, производимый форматом 10*10. Плитки этого формата рекомендованы, как правило, для облицовки «фартука» (см. сноску 1 стр.10) на кухне и имеют меньшую толщину 9около 6 мм) и большое количество различных декоров. Поскольку эта керамическая плитка используется в основном интерьере, она обладает всеми преимуществами монокоттуры (используются более мягкие параметры при прессовании и обжиге, но тем не менее, она прочнее, чем Бикоттура, и может быть использована как напольное покрытие в частных интерьерах.

При производстве традиционных высокоплотных плиток одинарного обжига (монокоттуры и керамического гранита) используются глины с высоким содержанием окиси железа, а для ускорения процесса спечения и придания прочности используются флюсы на основе полевого шпата. Данная технология позволяет выпекать плиты больших форматов практически идеальных размеров, которые после дополнительной механической обработки граней (ретификации Ретификация - это дополнительная механическая обработка уже готового материала, заключающая в срезании боковых кромок как матовый, так и полированной плитки на специальных станках, для придания всем без исключения плиткам в серии единого размера в каждом формате.) можно укладывать с минимальными швами. При производстве бикоттуры, где сама основа производится из красных глин, светлая эмаль должна быть достаточно толстой, чтобы не потерять цвет, у монопорозы же белая основа позволяет наносить тонкий слой светлой эмали. Эти две характеристики диктуют и стилистическое исполнение плиток монопорозы - цвета в сериях обычно имитирующих натуральный мрамор. Декоры изготавливаются как традиционным способом - нанесением рисунка на плитку, так и с помощью, резки водой под большим давлением на специальном оборудовании - таким образом, очень красивый сборный декор, используя, в том числе, и кусочки натурального камня.

Наиболее прочным является керамический гранит вида Грес, помимо этого он ещё и таким характеристиками как:

- низкое водопоглощение (менее 0,05%, тогда как у натурального гранита - 0,5%) и, как следствие, - морозостойкость;

- стойкость к воздействию химических веществ;

- глубина цвета рисунка;

- высокая стойкость к абразивным нагрузкам;

- ударная прочность;

- прочность на изгиб;

- стойкость к «термическому шоку» (перепаду температур);

- постоянство цвета под воздействием внешних факторов.

Не следует считать керамический гранит радиоактивным материалом - смесь из которой изготавливается керамогранит, состоит из глин двух сортов, чистейшего кварцевого песка, полевого шпата и красящих пигментов, самыми традиционными являются окиси металлов, - то есть полностью из тех натуральных компонентов, которые в отличие от природного камня не служат источником повышенного радиоактивного фона.

Все большей популярностью в последнее время пользуются так называемые ретифицированные плитки, применение которых позволяет создать как бы единую поверхность, без видимых больших швов. Таким образом, создается впечатление что поверхность облицована натуральным камнем.

Таким образом, к потребительским свойствам керамической плитки является низкое водопоглощение, морозоустойчивость, износоустойчивость, сопротивление к изгибу, поверхностная твердость, антискольжение, устойчивость к царапинам, безопасность, простота в удобстве.

2. Сравнительная характеристика ассортимента и потребительских свойств керамической плитки, реализуемой в магазине «Мастеровой»

2.1 Характеристика объектов и методов исследования

Объектом исследования является керамическая плитка, представленная в магазине «Мастеровой», они приведены в таб. 1, методом исследования является опрос покупателей. Метод - способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающий достижение поставленной цели.

При анализе ассортимента и потребительских свойств керамической плитки взяты теоретические, эмпирические, практические методы.

Теоретические методы - методы, основанные на мыслительных действиях и/или операциях в целях познания и/или исследования действительности. К ним относятся анализ, сравнение, синтез, диагностика и другие методы-операции.

Эмпирические методы - методы, основанные на познавательных действиях и операциях с использованием средств измерений (технических устройств или органов чувств) для определения действительных значений характеристик исследуемых объектов. Данные методы включают как методы-операции (измерительные, органолептические и др.), так и методы-действтия (обследование, мониторинг).

Практические методы - методы, основанные на технологических действиях и операциях, предназначенных для определения характеристик товара (качества, количества, товарной информации) и обеспечения их сохранения при товародвижении. Практические методы включают технологические методы-действия (маркирование, упаковывание и т.п.), а также методы-операции - оценка качества и измерение количества.

Таблица №1. Характеристика объектов исследования.

Характеристики

Образец №1

Образец №2

Образец №3

Образец №4

Образец №5

Образец №6

Назначение

настенная

напольная

клинкер

мозайка настенная

керамогранит Грес

керамогранит Техно

Название

"Верона"

"Оригами"

"Аквариус"

Р 107 С

Грес Рустик

"Сакура"

Производитель

Россия г. Орёл

Россия г. Самара

Польша

Китай

Беларусь г. Минск

Россия г. Орёл

Имя производителя

KERAMA MARAZZI

AZORI

PARADISH

-

КераМин

KERAMA MARAZZI

Группа износостойкости

3 класс

3 класс

5 класс

3 класс

5 класс

4 класс

Водопоглощение

до 10%

до 5%

до 0,02 %

до 0,01 %

до 0,02%

до 0,5%

Морозостойкость

отсутствует

отсутствует

100 циклов

отсутствует

100 циклов

100 циклов

Цвет

розовый

бежевый

коричневый

золотой

серый

красный

Размер

20*30

30*30

15*30

30*30

30,2*30,2

40*40

Глазурь

блестящая

матовая

матовая

блестящая

матовая

блестящая

Таким образом, объектом исследования является керамическая плитка, а методом исследования - теоретические, эмпирические, практические методы.

2.2 Формирование ассортимента керамической плитки, реализуемая в магазине «Мастеровой»

Ассортимент керамической плитки очень широк: от недорогих коллекций плитки до элитного класса. Магазин «Мастеровой» предлагает лучшие образцы керамической плитки, дизайнерское решение которой создаст у вас самые разные ощущения, в том числе - мягкости и теплоты. Ассортимент керамической плитки в магазине «Мастеровой» можно разделить на несколько видов. В зависимости от назначения керамическая плитка делится на:

- напольную;

- настенную;

- декоративную;

- фасадную;

- специальную плитку для бассейнов (клинкер);

- универсальную.

Напольной, в наличии 39%, настенной - 35%, универсальной - 15%, фасадной - 4%, клинкер - 2% (рис. 7).

Рисунок 7. Ассортимент керамической плитки по назначению.

В зависимости от группы износоустойчивости керамическую плитку делят на 5 групп.

Керамическая плитка 1 группы износоустойчивости в магазине «Мастеровой» не имеется, 2 группа керамической плитки - 1%, 3-й группы - 27%, 4 группы (группа Техно) - 10%, 5-й группы (керамогранит и мозайка на основе керамогранита) - 62%.

Рисунок 8. Ассортимент керамической плитки по группам износоустойчивости.

По наличию глазури ассортимент керамической плитки разделяется на блестящие (глазурованные) и матовые (неглазурованные).

Рисунок 9. Ассортимент керамической плитки по наличию глазури.

Блестящей (глазурованной) керамической плитки в магазине «Мастеровой» - 47%, матовой (неглазурованной) керамической плитки - 53%.

Рассмотрим, широту, полноту, новизну и устойчивость ассортимента керамической плитки в магазине «Мастеровой».

Ассортимент товаров - набор товаров, объединенных по какому-либо или совокупности признаков.

Показатель ассортимента - количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерение подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров.

Широта ассортимента - количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Действительная широта (Шд) - фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров имеющихся в наличии (д).

Базовая широта (Шб) - широта, принятая за основу сравнения.

Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

За основу действительной широты выбран весь ассортимент керамической плитки магазина «Мастеровой»

Шд = 370 коллекций.

В основу базовой широты выбрано количество ассортимента керамической плитки принятая за основу сравнения

Шб = 390 коллекций

Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Показатель действительной полностью характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый - регламентируемым или планируемым количеством товаров.

Коэффициент полноты (Кп) - отношение действительного показателя полноты к базовому.

За основу действительной полноты выбрана напольная керамическая плитка 9 поставщиков. Всего в магазине предусмотрено 11 поставщиков - базовая полнота.

Пд = 9 шт

Пб = 11 шт.

Коэффициент действительной полноты настенной керамической плитки составляет 10 поставщиков. Базовая полнота керамической плитки - 11 поставщиков.

Коэффициент действительной полноты фасадной керамической плитки и специальной плитки для бассейнов (клинкер) составляет 2 поставщиков. Базовая полнота - 11 поставщиков.

Новизна (обновление) ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

Количество новых товаров за 3 квартал (июль, август, сентябрь) в общем перечне (Н) - 17 новых коллекций. Количество действительной широты составляет - 370 штук.

Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Коэффициент устойчивости (Ку) - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд)

керамический плитка ассортимент потребительский

Устойчивым спросом у потребите6лей (У) пользуются 158 коллекции керамической плитки. Действительная широта составляет 370 коллекций.

Таким образом, коэффициент широты керамической плитки в магазине «Мастеровой» составляет 94%, коэффициент полноты напольной плитки составляет 81%, коэффициент полноты настенной плитки равен 90%, коэффициент полноты фасадной плитки и клинкера составляет 18%, коэффициент новизны ассортимента равен 4,5% и коэффициент устойчивости составляет 16%. А также керамическая плитка делится на три группы: по назначению, в зависимости от группы износоустойчивости и в по наличию глазури.