Живопись и архитектура в России в XVI в
В XVI в. существенно стала расширяться тематика древнерусской живописи. Гораздо чаще, чем раньше, художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч и, что особенно важно, к легендарно-историческому жанру.
В то же время в живописи XVI в. ощутимо тяготение к отвлеченному «мудрствованию». Церковь и государство жестко контролировали иконопись, поэтому в то время получили распространение иконописные подлинники (сборники образцов).
Московская живопись конца XV в. отмечена немалыми достижениями. Связано это с творчеством выдающихся мастеров – Дионисия и его школы.
На рубеже XV–XVI столетий, с одной стороны, определяется преобладание московской живописной школы в России; с другой – усвоение ею традиций местных школ, которые постепенно нивелировались под влиянием общерусского культурного центра, каким стала Москва с ее мастерами, идеями, устремлениями.
Красочность и тщательная проработка деталей, изящество и тонкость рисунка характерны для икон «строгановской школы». Ее представители (Прокопий Чирин, Никифор Савин и др.) работали в Москве, но часто выполняли заказы сольвычегодских богачей Строгановых.
Но одновременно наблюдается известный отход от могучих образцов Андрея Рублева и Феофана Грека, снижение богатырского «дыхания» искусства эпохи Куликовской битвы. При этом поступательное развитие живописи подготовило его будущие успехи.
Самым выдающимся достижением русского зодчества рубежа XV–XVI в. стало возведение зданий Московского Кремля. Старые, обветшавшие постройки заменили новыми; это:
1) Успенский собор;
2) Архангельский собор;
3) Благовещенский собор;
4) Храм-столп Ивана Великого.
Для торжественных приемов построили Грановитую палату.
В XVI в. строили с еще большим размахом. По всей стране возводили много церквей, соборов.
Столь же сказочным видением выглядит Покровский собор (храм Покрова Богоматери), или храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, величайший памятник шатровой архитектуры, по существу – комплекс из девяти церквей. Строили его русские зодчие – Барма и Постник в 1555–1560 гг. Первоначально храм был белым, а свою пеструю раскраску он получил только в XVII в.
В целом русская культура XVI в. имеет огромное значение. Во-первых, она в полной мере отразила окончательный переход от раздробленной Руси к централизованному государству с его новыми требованиями к искусству. Далее, она смогла выдержать идеологический напор второй половины века и подготовить сознание русского человека к значительным изменениям и сдвигам, произошедшим в культурном развитии XVII столетия.
- Модуль № 5 история мировой и отечественной культуры
- 1. Культура Древней Руси. Культура языческого периода. Быт Руси
- Достижения христианской культуры Руси
- Жанр летописи в культуре Древней Руси. Сооружение церквей. Церковное искусство
- Общие особенности культуры эпохи раздробленности. Культура Владимиро-Суздальской Руси
- Храм Бориса и Глеба в Кидекше
- Церковь Покрова на Нерли
- Дмитриевский собор
- Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
- Культура Великого Новгорода и Московского княжества в эпоху раздробленности
- Церковь Федора Стратилата на Ручью
- Создание особого стиля храмового строительства и живопись XIV–XV вв. Эпохи раздробленности
- Общая характеристика культуры России в XVI в. Быт и общественная мысль
- Виктор Михайлович Васнецов Царь Иван Васильевич Грозный
- Павел Викторович Рыженко Портрет Андрея Михайловича Курбского
- Наука и грамотность в России в XVI в. Появление в России книгопечатания
- Живопись и архитектура в России в XVI в
- Общие тенденции русской культуры XVII в. Литература, образование, наука, живопись XVII в.
- Тайная вечеря
- Общие тенденции культуры эпохи Петра Великого. Образование, наука
- Литература и театр. Быт русского народа
- Живопись и зодчество 1700 – 1725 гг.
- Литература и общественная мысль, театр и живопись эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления
- Александр Петрович Сумароков
- Антиох Дмитриевич Кантемир
- Архитектура и скульптура эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления
- Общая характеристика Золотого века русской культуры (первая половина). Развитие образования, литературы и науки
- Театр и живопись Золотого века русской культуры (первая половина)
- О. И. Бове Большой театр
- О. И. Бове Покровский храм
- О. И. Бове Храм Святителя Николая в Котельниках
- Общая характеристика культуры Золотого века (вторая половина). Образование и наука
- Литература и общественная мысль, музеи, театр, музыка Золотого века русской культуры (вторая половина)
- Живопись, архитектура и скульптура Золотого века русской культуры (вторая половина)
- Общая характеристика культуры серебряного века. Образование и наука. Литература. Театр. Кинематограф
- Живопись, архитектура и скульптура Серебряного века
- Общая характеристика культуры 20-30-х гг. XX в. Образование и наука. Спорт. Литература. Общественная жизнь. Кинематограф. Театр
- Живопись, архитектура и скульптура 20-30-х гг. XX в
- Литература, музыка, театр, живопись и архитектура эпохи Великой Отечественной войны
- Особенности Советской культуры 1950 – 1980-х гг. Образование и наука
- Уровень жизни. Литература, общественная мысль Советской эпохи 1950 – 1980-х гг.
- Живопись, архитектура и скульптура в Советской культуре 1950 – 1980-х гг.
- Литература, кино, театр, сми, живопись, архитектура и скульптура России 1991 – 2003 гг.