Создание особого стиля храмового строительства и живопись XIV–XV вв. Эпохи раздробленности
Во второй половине XIII – середина XIV в. новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства. Малые размеры церквей диктовались тем, что для церковных построек более не использовались средства общегородской казны. Прихожане собирали деньги на строительство, учитывая собственные интересы и возможности.
Заказчики из числа разбогатевших горожан стремились к тому, чтобы их церковь отличалась изяществом форм и оригинальностью декора. Фасады храмовых зданий стали покрываться маленькими фигурными нишами, углублениями в форме розеток, крестиками, выложенными из обтесанного кирпича. Барабаны куполов опоясывались рядами кокетливых арок и треугольников. Трехлопастное покрытие, подчеркнутое декоративной аркой, со временем превратилось в излюбленный прием новгородских зодчих и стало в XIV–XV вв. истинным архитектурным символом новгородского стиля храмового строительства.
Новгородские зодчие послемонгольской эпохи перешли к другим строительным материалам: церковные здания выкладывались в основном из грубо обтесанных известняковых плит и валунов.
В Новгороде Великом, помимо церковной, развивалась светская архитектура. Была возведена каменная Грановитая палата, в которой собирались на совет родовитые бояре.
Новгородская школа живописи сложилась позднее школ других княжеств. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность.
Живопись XIV–XV вв. поднялась на новую, высшую ступень своего развития. В Новгороде при росписи Волотовской Церкви, а позднее – в Москве в конце XIV – начале XV в. работал художник Феофан Грек. Он работал вместе с Симеоном Черным над оформлением московской церкви Рождества Богородицы, а также участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейшим русским художником конца XIV – начала XV в. был Андрей Рублев. Совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца он расписал Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Его перу принадлежит знаменитое произведение «Троица». Для творчества Рублева характерен отход от церковных канонов живописи, его произведения поражают своей эмоциональностью, глубиной и правдивостью изображения людей. Большого развития в XIV–XV вв. достигло русское прикладное искусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья. Подъем русской культуры отражал развитие великорусской народности.
- Модуль № 5 история мировой и отечественной культуры
- 1. Культура Древней Руси. Культура языческого периода. Быт Руси
- Достижения христианской культуры Руси
- Жанр летописи в культуре Древней Руси. Сооружение церквей. Церковное искусство
- Общие особенности культуры эпохи раздробленности. Культура Владимиро-Суздальской Руси
- Храм Бориса и Глеба в Кидекше
- Церковь Покрова на Нерли
- Дмитриевский собор
- Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
- Культура Великого Новгорода и Московского княжества в эпоху раздробленности
- Церковь Федора Стратилата на Ручью
- Создание особого стиля храмового строительства и живопись XIV–XV вв. Эпохи раздробленности
- Общая характеристика культуры России в XVI в. Быт и общественная мысль
- Виктор Михайлович Васнецов Царь Иван Васильевич Грозный
- Павел Викторович Рыженко Портрет Андрея Михайловича Курбского
- Наука и грамотность в России в XVI в. Появление в России книгопечатания
- Живопись и архитектура в России в XVI в
- Общие тенденции русской культуры XVII в. Литература, образование, наука, живопись XVII в.
- Тайная вечеря
- Общие тенденции культуры эпохи Петра Великого. Образование, наука
- Литература и театр. Быт русского народа
- Живопись и зодчество 1700 – 1725 гг.
- Литература и общественная мысль, театр и живопись эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления
- Александр Петрович Сумароков
- Антиох Дмитриевич Кантемир
- Архитектура и скульптура эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления
- Общая характеристика Золотого века русской культуры (первая половина). Развитие образования, литературы и науки
- Театр и живопись Золотого века русской культуры (первая половина)
- О. И. Бове Большой театр
- О. И. Бове Покровский храм
- О. И. Бове Храм Святителя Николая в Котельниках
- Общая характеристика культуры Золотого века (вторая половина). Образование и наука
- Литература и общественная мысль, музеи, театр, музыка Золотого века русской культуры (вторая половина)
- Живопись, архитектура и скульптура Золотого века русской культуры (вторая половина)
- Общая характеристика культуры серебряного века. Образование и наука. Литература. Театр. Кинематограф
- Живопись, архитектура и скульптура Серебряного века
- Общая характеристика культуры 20-30-х гг. XX в. Образование и наука. Спорт. Литература. Общественная жизнь. Кинематограф. Театр
- Живопись, архитектура и скульптура 20-30-х гг. XX в
- Литература, музыка, театр, живопись и архитектура эпохи Великой Отечественной войны
- Особенности Советской культуры 1950 – 1980-х гг. Образование и наука
- Уровень жизни. Литература, общественная мысль Советской эпохи 1950 – 1980-х гг.
- Живопись, архитектура и скульптура в Советской культуре 1950 – 1980-х гг.
- Литература, кино, театр, сми, живопись, архитектура и скульптура России 1991 – 2003 гг.