Живопись, архитектура и скульптура в Советской культуре 1950 – 1980-х гг.
В 1947 г. была создана Академия художеств СССР, и уже в 1950-х гг. в области изобразительного искусства утвердилась жесткая учебно-производственная система. Будущий художник обязательно должен был пройти ряд обязательных этапов:
1) художественную школу;
2) училище или институт.
Государство было главным заказчиком и покупателем его произведений. Главным стилем стал так называемый социалистический реализм (соцреализм), или соц-арт. В советской живописи конца 1950-х – начала 60-х гг. утвердился «суровый стиль». Источником вдохновения для мастеров «сурового стиля» стала жизнь простых людей, которую они передавали в возвышенно-поэтическом духе. Обобщенны и лаконичны изображения в картинах «Наши будни» (1960 г.) П. Ф. Никонова и «Плотогоны» (1961 г.) Н. Андронова.
Н. С. Хрущев на выставках критиковал художников-абстракционистов и формалистов. В частности, скульптора Э. Неизвестного, не имея представления ни о его произведениях, ни о самом авторе.
В кругах творческой интеллигенции – литераторов, художников, кинематографистов (позднее их назвали «шестидесятниками») – формировалась оппозиция официальному искусству.
Уже в конце 1950-х гг. сложилась группа художников, увлеченных европейским и американским сюрреализмом. В полной мере они заявили о себе во второй половине 60-х и в 70-х гг.
Советские художники, работавшие вне рамок официального искусства, получили известность на Западе, так как их произведения приобретали в основном иностранцы. Западные критики называли этих мастеров «нонконформистами».
В 1970-80-х гг. среди «нонконформистов» все более популярными становились формы авангардного искусства, такие как акции, перформансы. Здесь художник представлял не какую-либо работу, а самого себя как носителя идеи.
В 1980-90-х гг. русское искусство развивалось параллельно западному. Возникли частные галереи (М. Гельмана, А. Салаховой и др.), поддерживающие «нетрадиционные» формы искусства.
В архитектуре происходили похожие процессы. Так, в 1950-х гг. руководство партии осудило «украшательство» и «излишнюю роскошь». Был взят курс на массовое строительство жилых домов. Эталонами стали аскетизм и простота. Господствующее положение среди архитектурных форм занял параллелепипед, среди стройматериалов – бетон (Кремлевский дворец съездов, театр на Таганке).
А в 1970-80-е гг. стало популярным разнообразие форм, стилей, материалов. Появляются титановые и стеклянные конструкции, особенно полюбился архитекторам исторический стиль.
Общая характеристика Культуры России 1991 – 2003 гг. Образование и наука
Культура изучаемого периода характеризуется следующими особенностями:
1) большим разнообразием стилей, жанров и направлений;
2) государство перестает диктовать каноны, стиль и сюжеты в искусстве;
3) снимаются ограничения в науке и преподавании;
4) в культуре рождаются новые мифы;
5) культура теряет своего основного заказчика, и резко сокращается ее финансирование;
6) на первый план выдвигается массовое искусство;
7) в 1990-х гг. произошло возвращение ряда имен – россияне узнали о таких пластах культуры, как культура серебряного века (творчество поэтов И. Мандельштама, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Л. Гумилева и др.) и русского Зарубежья (В. Набоков, М. Алданов и др.).
В трудных условиях оказались наука и образование. Интересно, что главное место в государственной политике уделяется среднему образованию. Его регулирует закон об образовании, принятый в 1992 г. При этом качественно изменилось содержание образования: оно стало личностно ориентированным и соотносимым с мировыми стандартами.
Средняя и высшая школа переживают трудности из-за недостатка материальных средств, снижения уровня преподавания, нежелания властных структур и политических лидеров обеспечить нормальное финансирование. Сказалась и неготовность большинства образовательных учреждений действовать в условиях рыночной экономики, самим зарабатывать средства.
Но высшее образование сейчас имеет большой спрос и активно развивается, открываются вузы, появляются новые перспективные специальности. Так, к середине 2001 г. в России существовало около 600 государственных и 250 негосударственных вузов. Характерной чертой становится платная – коммерческая – форма обучения.
Что касается науки, то к рыночной экономике постсоветская наука приспосабливалась крайне плохо. Обычным явлением 1990-х гг. стала так называемая «утечка мозгов» за рубеж – многие ученые выбрали лучшие условия работы. Тем не менее большое число ученых осталось в России, они работают и достигают хороших результатов при скромном финансировании. Приоритет в финансировании отдается ученым, работающим в области естественных наук (фундаментальных и прикладных отраслях). Большую роль играют фонды-спонсоры (отечественные – например, фонд Потанина, зарубежные – фонд Форда, фонд Сороса).
Ученые-гуманитарии, получившие возможность свободного общения с зарубежными коллегами, сегодня не скованы прежним идеологическим единообразием. Они более объективно раскрывают историю Отечества, его культуру и вклад в развитие мировой цивилизации.
- Модуль № 5 история мировой и отечественной культуры
- 1. Культура Древней Руси. Культура языческого периода. Быт Руси
- Достижения христианской культуры Руси
- Жанр летописи в культуре Древней Руси. Сооружение церквей. Церковное искусство
- Общие особенности культуры эпохи раздробленности. Культура Владимиро-Суздальской Руси
- Храм Бориса и Глеба в Кидекше
- Церковь Покрова на Нерли
- Дмитриевский собор
- Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
- Культура Великого Новгорода и Московского княжества в эпоху раздробленности
- Церковь Федора Стратилата на Ручью
- Создание особого стиля храмового строительства и живопись XIV–XV вв. Эпохи раздробленности
- Общая характеристика культуры России в XVI в. Быт и общественная мысль
- Виктор Михайлович Васнецов Царь Иван Васильевич Грозный
- Павел Викторович Рыженко Портрет Андрея Михайловича Курбского
- Наука и грамотность в России в XVI в. Появление в России книгопечатания
- Живопись и архитектура в России в XVI в
- Общие тенденции русской культуры XVII в. Литература, образование, наука, живопись XVII в.
- Тайная вечеря
- Общие тенденции культуры эпохи Петра Великого. Образование, наука
- Литература и театр. Быт русского народа
- Живопись и зодчество 1700 – 1725 гг.
- Литература и общественная мысль, театр и живопись эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления
- Александр Петрович Сумароков
- Антиох Дмитриевич Кантемир
- Архитектура и скульптура эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления
- Общая характеристика Золотого века русской культуры (первая половина). Развитие образования, литературы и науки
- Театр и живопись Золотого века русской культуры (первая половина)
- О. И. Бове Большой театр
- О. И. Бове Покровский храм
- О. И. Бове Храм Святителя Николая в Котельниках
- Общая характеристика культуры Золотого века (вторая половина). Образование и наука
- Литература и общественная мысль, музеи, театр, музыка Золотого века русской культуры (вторая половина)
- Живопись, архитектура и скульптура Золотого века русской культуры (вторая половина)
- Общая характеристика культуры серебряного века. Образование и наука. Литература. Театр. Кинематограф
- Живопись, архитектура и скульптура Серебряного века
- Общая характеристика культуры 20-30-х гг. XX в. Образование и наука. Спорт. Литература. Общественная жизнь. Кинематограф. Театр
- Живопись, архитектура и скульптура 20-30-х гг. XX в
- Литература, музыка, театр, живопись и архитектура эпохи Великой Отечественной войны
- Особенности Советской культуры 1950 – 1980-х гг. Образование и наука
- Уровень жизни. Литература, общественная мысль Советской эпохи 1950 – 1980-х гг.
- Живопись, архитектура и скульптура в Советской культуре 1950 – 1980-х гг.
- Литература, кино, театр, сми, живопись, архитектура и скульптура России 1991 – 2003 гг.