logo search
этнология

Традиционные поселения и жилища

В зависимости от вида хозяйственной деятельности, поселения чукчей делились на кочевые оленеводческие, которые состояли из переносных жилищ яранг и стационарные/сезонные поседения, образованные постоянными наземными и полуподземными жилищами. Основное жилище оленных чукчей — яранга. Это каркасная постройка, жердевая основа которой образована двумя фигурами вращения: низ — цилиндрический, верх — конический. Стены образованы вертикальными шестами, расположенными по окружности. Вверху они соединены горизонтальными шестами. На эту конструкцию опираются шесты крыши, поставленные конусом. Каркас покрывается покрышками из оленьих или моржовых шкур и дополнительно обвязывается ремнями. Жилая часть яранги состоит из пологов (ящик прямоугольной формы, сшитый из оленьих шкур), количество которых зависит от количества брачных пар, живущих в яранге. Полог отапливается и освещается жировыми лампами. Жилище оседлых чукчей более капитальное. Это наземная или углубленная в грунт постройка. Ее основу составляет каркас из китовых челюстей и ребер. Сверху каркас перекрывался дерном и землей. Внутри по периметру стен шли нары, на которых, как и в яранге, располагались полога. В жилище были два входа: летний через крышу и зимний в одной из боковых стен. Каркас таких построек мог изготавливаться из бревен.

Пища

Чукотская модель питания характеризуется преобладанием мясной пищи. У оленных кукчей это оленье мясо, у морских охотников — мясо морских животных, причем последнее является более предпочтительным. При слабом развитии рыболовства, рыбная пища в рационе чукчей значительной роли не играла. Растительная пища, за исключением ягод, которые употреблялись в моменнт сбора и впрок не заготавливались, использовалась в качестве добавок к мясным и рыбным блюдам. Это «моховая каша», полупереваренный мох, который добывался из оленьих желудков, листья ряда растений, например, карликовой березы, коренья, внутренняя часть древесной коры и корней березняка. Растительная пища заготавливалась на зиму как правило в сквашенном виде. У чукчей как и у большинства народов Сибири широко распространено сыроедение. Основная технология приготовления пищи варение. Состав блюд не отличается разнообразием. Это похлебки на основе крови животнных, варенного мяса с добавлением субпродуктов и дикоросов. Возможна консервация мяса. Оно проваривалось в небольшом количествве воды с добавлением кореньев. Полученный фарш формировался в виде больших шаров, которые зимой промораживались. К традиционным напиткам относится чай.

Коряки

Автоэтноним (самоназвание)

Коряк: Этноним, который начинает использоваться с ХVII в. Его происхождение связывают с формантами к о р - "олень" и а к -"находящийся при", "с", т.е. "оленные".

Основная территория расселения

Этническая территория коряков расположена на севере Камчатского полуострова.

Численность

Численность по переписям: 1897 - 7.335, 1926 - 7439, 1959 - 6287, 1970 - 7487, 1979 - 7879, 1989 - 9242.

Этнические и этнографические группы

В хозяйственно-культурном отношении коряки делятся на две группы. Оленеводы (чавчувены), монолитные в культурном плане, представлены несколькими территориальными группами, которые кочевали в материковых тундрах от Камчатского перешейка, до верховьев левых притоков р. Колыма. Береговые коряки (нымыланы), более разнообразные в хозяйственно-культурном плане. Иногда они обозначаются как этнотерриторальные группы: каменцы, паренцы, иткинцы (побережье Пенжинской губы Охотского моря), апукинцы (Брингоморское побережье Камчатки, на север от бассейна р. Пахачи). Далее на север - кереки (в настоящее время учитываются как самостоятельный народ, численностью около 100 чел.). На юг, по восточному побережью Камчатки, живут карагинцы, а параллельно им, на западном, расселяются паланцы. Сложнее определяется культурно-хозяйственный статус олюторцев, которые расселяются на восточном побережье от залива Корфа на юг и имеют поселения на Охотском побережье. В их хозяйстве наблюдается сочетание оленеводства, рыболовства и охоты. В настоящее время олюторцы выделяются в самостоятельный народ (численность ок. 2OOO чел.). Различия между перечисленными группами фиксируется в языке на уровне диалекта, а в культуре, в соотношении основных видов хозяйственной деятельности (напр.: у паданцев преобладает рыболовство, а у каменцев, охота на морского зверя).