logo
этнология

Духовная культура и традиционные верования

Для религиозных верований башкир было характерно переплетение ислама с языческими доисламскими представлениями. Это хорошо видно на примере обрядности жизненного цикла. Так, во время трудных родов, чтобы облегчить их, стреляли из ружья, царапали роженицу по спине лапкой норки. Через три дня после рождения ребенка устраивали праздник наречения имени, он сопровождался трапезой. Браки совершались по сватовству, но имело место умыкание невест, что освобождало от уплаты калыма. Размер его обсуждался во время свадебного сговора, в калым входили скот, деньги, одежда и другие ценности. Свадьбу справляли после его выплаты в доме родителей девушки, во время нее устраивали соревнования по борьбе, конные скачки и другие состязания развлекательного характера. Во время похорон тело умершего, завернутое в саван, приносили на кладбище и укладывали в нишу, устроенную в могильной яме. В некоторых районах над могилой сооружали бревенчатые домики. Почитались природные объекты – озера, реки, леса, явления природы и некоторые виды животных и птиц. Существовала вера в низших духов - домового, водяного, лешего, албасты, а также верховное божество Тэнре. В сознании башкир-мусульман Тэнре слился с Аллахом, а низшие духи с исламскими демонами - джиннами и шайтанами. Для защиты от потусторонних сил носили обереги – кости и зубы животных, раковины каури, монеты, а также зашитые в кусочек кожи или бересты записки с изречениями из Корана. Многочисленны были календарные праздники башкир: каргатуй («грачиный праздник») в честь прилета грачей, во время которого угощались ритуальной кашей, водили хороводы, соревновались в беге, остатки каши с заговором оставляли на поле, весенний сабантуй с ритуальным забоем животного, общей трапезой, состязаниями в беге, стрельбе из лука, боем мешками, праздник джин в середине лета, общий для целой округи, на котором решались важные общественные вопросы с совершением пиршеств, устраивались и общебашкирские джины. В духовной жизни башкир большую роль играло песенно-музыкальное творчество: эпические сказания, обрядовые, бытовые, лирические песни сопровождались игрой на традиционных музыкальных инструментах – домре, кумызе, курае (род свирели).

Чуваши.

Автоэтноним (самоназвание)

чаваш: Этноним "чаваш" некоторыми исследователями возводится к названию одного из родственных булгарам Волжской Булгарии племени – сувар, или суваз, суас.

Основная территория расселения

Чуваши составляют основное население Чувашии, где их 907 тыс.чел (70,7% населения республики). Кроме того чуваши проживают в Татарии – 134,2 тыс.чел., Башкирии – 118,6 тыс.чел., Ульяновской – 116,5 тыс.чел. и др. областях РФ.

Численность

Динамика численности этноса в составе населения страны имеет следующий вид: 1897 г.- 845 тыс., 1926 г.- 1117 тыс., 1937 г.- 1168 тыс., 1939 г.- 1370 тыс., 1959 г.- 1470 тыс., 1970 г.- 1694 тыс., 1979 г.- 1751 тыс.чел., 1989 г. - 1842 тыс.чел., из них в РФ - 1774 тыс.чел.

Этнические и этнографические группы

Динамика численности этноса в составе населения страны имеет следующий вид: 1897 г.- 845 тыс., 1926 г.- 1117 тыс., 1937 г.- 1168 тыс., 1939 г.- 1370 тыс., 1959 г.- 1470 тыс., 1970 г.- 1694 тыс., 1979 г.- 1751 тыс.чел., 1989 г. - 1842 тыс.чел., из них в РФ - 1774 тыс.чел.

Язык

чувашский: Чувашский язык имеет два диалекта – низовой («укающий») и верховой («окающий»).

Писменность

Письменность для чувашского языка была создана на основе русской графики в 18 в., в 1769 г. была издана первая грамматика чувашского языка.

Религия

Православие: Верующие чуваши в основном православные, часть придерживается традиционных языческих верований.

Традиционные верования: Верующие чуваши в основном православные, часть придерживается традиционных языческих верований.

Этногенез и этническая история

Формирование чувашского этноса начинается в 7-8 вв., когда в Среднее Поволжье переселяется значительная часть тюркоязычных, в основном, булгарских племен, которые начали сливаться с местным финно-угорским населением. К названию племени сувар (или суваз, суас), родственного болгарам, некоторые исследователи возводят название чуваш. Этническое развитие чувашского этноса протекает сначала в рамках Волжской Булгарии - государственного образования 10-начала 13 вв., затем Золотой Орды и Казанского ханства. В русских источниках этноним «чаваш» впервые встречается в 1508 г. В середине 16 в. чуваши становятся поданными Русского государства, в 18 в. происходит их христианизация. В 1920 г.была создана Чувашская АО, преобразованная в 1925 г. в АССР. Современное название национальной государственности чувашей – Чувашская республика.