•Кольцевая линия (1950 год)
Кольцевая линия Московского метрополитена была введена в эксплуатацию в течение 1950-1954 годов. Линия расположена в центральной части Москвы. Строительство ее 12 станций осуществлялось в несколько этапов. В начале 1950 года открылось движение на первом участке от станции “Парк культуры” до “Курской”. Через два года вступил в строй второй участок: “Курская” – “Белорусская”. Сооруженные в 1954 году станции “Краснопресненская” и “Киевская” замкнули кольцо. Его протяженность составляет 19,4 км. Линия связывает между собой все радиусы метро, поэтому все станции являются пересадочными. Также Кольцевая линия соединила между собой семь из девяти Московских вокзалов (кроме Савеловского и Рижского). Станции Кольцевой линии отличаются от других высокими архитектурно-художественными достоинствами.
Например, на станции “Таганская” пилоны украшены майоликовыми панно с позолотой, на которых изображены воины Советской Армии. В районе станции сохранилось несколько интересных архитектурных памятников. Среди них – бывший Андроников монастырь. В центре его находится одно из древнейших зданий Москвы – Спасский собор, связанный с именем художника Андрея Рублева.
Потолок станции “Комсомольская” украшают восемь мозаичных панно. Шесть из них, с изображением воинов и полководцев Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, русских солдат и офицеров у стен поверженного рейхстага, созданы в 50-х годах художником П. Кориным. Станция имеет выход к трем вокзалам: Ленинградскому, Ярославскому и Казанскому.
Станцию “Новослободскую” украшают 32 витража из разноцветного стекла, вделанные в колонны и освещаемые изнутри. Выход из станции расположен на углу Новослободской и Селезневской улиц. Здесь же заканчивается Каляевская улица, идущая от Садового кольца. В XVI-XVII веках современные Каляевская и Новослободская улицы составляли часть дороги из Москвы в Дмитров. На них находились деревянные постройки Ново-Дмитровской слободы, жители которой занимались торговлей и изготовлением телег. В конце XIX – начале XX века Новослободская слобода стала застраиваться каменными домами, преимущественно двухэтажными.
Все станции этой линии являются памятниками архитектуры, которые охраняются государством. Кольцевая линия целиком глубокого заложения. На линии курсируют поезда, составленные из шести вагонов серии “81”. Строится станция “Суворовская площадь” на действующем перегоне между станциями “Проспект Мира” и “Новослободская”, где будет переход на станцию “Достоевская” строящегося радиуса Люблинской линии. Предполагается строительство еще одной станции на перегоне между “Киевской” и “Краснопресненской”, где будет пересечение с предполагаемым продлением Калининской линии.
- Ацюковский Александр Александрович
- Москва 1998 год. Оглавление
- Предисловие
- 1. Архитектура станций в исторической части Москвы •Сокольническая линия (1935 год)
- •Замоскворецкая линия (1938 год)
- •Арбатско-Покровская линия (1938 год)
- •Филевская линия (1935 год)
- •Кольцевая линия (1950 год)
- 2. Техническая сторона метрополитена
- 2.1 Современные цифры, факты и интересные сведения
- 2.2 Подвижной состав метрополитена
- 2.3 Тоннельные сооружения
- 2.4 Турникеты
- 2.5 Путевое хозяйство
- 2.5.1 Контактный рельс
- 2.5.2 Машины, механизмы, инструмент
- 2.5.3 Дефектоскопия пути
- 2.5.4 Обслуживание и ремонт пути
- 2.6 Эскалаторы
- 2.7 Энергоснабжение
- 2.8 Вентиляция, водопровод и отопление
- 2.8.1 Водопровод
- 2.8.2 Отопление
- 2.8.3 Местная вентиляция
- 2.8.4 Водоотливные установки
- 2.8.5 Тоннельная вентиляция
- 2.8.6 Телемеханизация электромеханических устройств
- 2.9 Системы сигнализации
- 2.9.1 Автоблокировка
- 2.9.2 Диспетчерская централизация стрелок и сигналов
- 2.9.3 Автоматизированная система считывания номера маршрута поезда (аснп)
- 2.9.4 Контроль габарита подвижного состава
- 2.9.5 Устройство контроля перегрева букс вагонов
- 3. Будущее метро