2.7 Энергоснабжение
В настоящее время энергетическая система метрополитена включает развитую кабельную сеть около 20 тыс. километров, 39 тяговых подстанций, 117 понизительных и 82 совмещенные тягово-понизительные подстанции. Все они автоматизированы и имеют управление с единого диспетчерского пункта.
В соответствии с ранее действующими СНиП-11-40-80 электропитание подстанций метрополитена предусмотрено от двух источников энергосистемы. При этом в качестве второго источника, как правило, используется ввод от соседней подстанции. Вследствие этого ряд подстанций метрополитена не имеют даже двух полноценных независимых источников, так как иногда 3-4 подстанции, расположенные последовательно, питаются от одного и того же центра Мосэнерго, а 4 подстанции вообще не имеют самостоятельных вводов со стороны Мосэнерго, что значительно снижает надежность электроснабжения.
Отрицательно сказывается и то обстоятельство, что 5-10% питающих кабельных линий Мосэнерго в силу физического износа постоянно находятся в ремонте. Три четверти подстанций оборудованы третьим источником питания. Однако эти работы сдерживаются трудностями с поставкой кабельной продукции и отсутствием свободных ячеек на питающих центрах Мосэнерго.
Непрерывное обновление подстанций и сетей с заменой устаревших моделей на новые, более надежные и мощные обусловлено как естественным процессом технического прогресса, так и необходимостью увеличения мощностей без расширения площадей подстанций, требованиями пожарной безопасности, улучшения условий труда.
Построенные до 70-х годов включительно, подстанции (не говоря уже о 30-х, 40-х и 50-х годах, когда использовались прогревные ртутные выпрямители) были рассчитаны на обеспечение энергией движения 30-35 пар поездов в час.
Мощности двигателей подвижного состава возросли более чем в 1,5 раза, примерно в 1,5 раза увеличилось количество вагонов в поезде, повысились скорости движения поездов, возросла парность движения поездов до 42 пар в час, что вызвало необходимость на тех же площадях разместить в два-три раза более мощное оборудование. С целью обеспечения этих требований за 30 лет были реализованы основные мероприятия по усовершенствованию системы электроснабжения.
Силовые и тяговые трансформаторы до 70-х годов на подстанциях метрополитена, в том числе и на подземных, были масляные с объемом масла до 4 тонны на единицу (на метрополитене в работе находится 1750 разного рода трансформаторов). Наличие его не исключает возможности загораний и неизбежных загрязнений. Службой совместно с заводами “Уралтяжмаш” и Московским трансформаторным проведена большая работа по полной замене тяговых маслонаполненных трансформаторов.
До 1965 года все подстанции были оборудованы ртутными выпрямителями с откачкой паров ртути в помещениях. Совместно с заводами электропромышленности разработан ряд выпрямителей на полупроводниках.
Замена ртутных выпрямителей на кремниевые с принудительным охлаждением была осуществлена к 1975 году.
Осветительное хозяйство станций, тоннелей, притоннельных сооружений и наземных участков включает около 900 тысяч световых точек.
Постоянное усовершенствование устройств освещения осуществляется путем подбора светильников с лучшей светоотдачей (лампы накаливания, ртутные, галогенные, люминесцентные), а также реконструкции распределительных сетей, обновления коммутационной аппаратуры, использования прогрессивной технологии обслуживания. Большой объем выполнен в последние годы по реконструкции щитовых практически всех станций первых очередей метрополитена, что позволило поддержать сложное осветительное хозяйство в соответствии с постоянно повышающимися требованиями по культуре обслуживания пассажиров. Для улучшения освещенности рабочих мест в тоннелях в настоящее время ведется комплекс работ по оснащению их люминесцентными лампами.
- Ацюковский Александр Александрович
- Москва 1998 год. Оглавление
- Предисловие
- 1. Архитектура станций в исторической части Москвы •Сокольническая линия (1935 год)
- •Замоскворецкая линия (1938 год)
- •Арбатско-Покровская линия (1938 год)
- •Филевская линия (1935 год)
- •Кольцевая линия (1950 год)
- 2. Техническая сторона метрополитена
- 2.1 Современные цифры, факты и интересные сведения
- 2.2 Подвижной состав метрополитена
- 2.3 Тоннельные сооружения
- 2.4 Турникеты
- 2.5 Путевое хозяйство
- 2.5.1 Контактный рельс
- 2.5.2 Машины, механизмы, инструмент
- 2.5.3 Дефектоскопия пути
- 2.5.4 Обслуживание и ремонт пути
- 2.6 Эскалаторы
- 2.7 Энергоснабжение
- 2.8 Вентиляция, водопровод и отопление
- 2.8.1 Водопровод
- 2.8.2 Отопление
- 2.8.3 Местная вентиляция
- 2.8.4 Водоотливные установки
- 2.8.5 Тоннельная вентиляция
- 2.8.6 Телемеханизация электромеханических устройств
- 2.9 Системы сигнализации
- 2.9.1 Автоблокировка
- 2.9.2 Диспетчерская централизация стрелок и сигналов
- 2.9.3 Автоматизированная система считывания номера маршрута поезда (аснп)
- 2.9.4 Контроль габарита подвижного состава
- 2.9.5 Устройство контроля перегрева букс вагонов
- 3. Будущее метро