Живопись, архитектура и скульптура 20-30-х гг. XX в
Развитие искусства также характеризовалось существованием борьбы различных направлений. Ассоциация художников революции (АХР, 1922 г.) была самой массовой художественной организацией, ставившей своей целью развитие передвижнических традиций в духе «художественного документализма» (И. Бродский, Е. Чепцов, К. Юон). Другое значительное объединение – «Общество художников станковистов» (ОСТ, 1925 г.), организованное выпускниками ВХУТЕМАСа, стремилось к созданию картин, современных не только по своему содержанию, но и по изобразительным средствам (работы А. Дейнеки, Ю. Пименова и др.).
Плодотворно работали также основатель супрематизма К. Малевич и В. Кандинский.
Своеобразной является творческая манера К. С. Пет-рова-Водкина (1878–1939). Итогом исканий Петрова-Водкина стал настоящий шедевр – «Купание красного коня» (1912 г.).
Творчество Марка Шагала (1887–1985), охватывающее почти все XX столетие, стало одной из интереснейших страниц как русской, так и европейской живописи.
В. Е. Татлин (1885–1953) – художник русского авангарда, родоначальник конструктивизма.
В результате национализации земли и крупной недвижимости в городах единственным заказчиком строительных работ в советской России стало государство.
В первой половине 1920-х гг., когда строительство было ограничено, широко разрабатывались проекты различных зданий (жилые дома, дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны). Развитие получил архитектурный стиль, основывающийся на так называемом конструктивизме. Стал возрождаться неоклассицизм.
Ярким примером технического новаторства служит московская радиобашня, возведенная в 1922 г. по проекту В. Г. Шухова (1853–1939).
Одновременно в стране велось массовое строительство. Разрабатывались типовые проекты жилых домов, школ, общественных учреждений. Развитие строительной индустрии было направлено прежде всего на удешевление и ускорение работ.
Особое общественно-политическое значение в России после 1917 г. приобрело искусство скульптуры.
Некоторое время советская скульптура еще сохраняла отголоски импрессионизма, модерна и авангарда начала XX в., но к концу 1920-х гг. главным ориентиром для большинства ваятелей стала классика. Здесь впервые были показаны напряженно-драматичная композиция И. Д. Шадра (1887–1941) «Булыжник – оружие пролетариата»; величественная, навеянная образом русского ампира, группа А. Т. Матвеева «Октябрь. Рабочий, крестьянин и красноармеец» и статуи В. И. Мухиной (1889–1953) «Крестьянка» и «Рабочий и колхозница» (обе 1927 г.).
50. Общая характеристика эпохи Великой Отечественной войны. Образование и наука
Условия, в которых развивалась культура в годы Великой Отечественной войны, были очень тяжелыми. Очень сильным было патриотическое начало в искусстве. Многие деятели культуры выполняли в годы войны важную миссию: их произведения создавали в странах-союзницах благоприятный фон поддержания СССР в борьбе с фашизмом.
Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны являлась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 г. прием в вузы был сокращен вдвое, и их число уменьшилось, численность студентов сократилась в 3,5 раза, а сроки обучения были сокращены до 3 лет.
Война изменила мирную направленность научных работ. 23 июня 1941 г. на экстренном заседании президиум АН СССР призвал ученых мобилизовать все силы на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.
Тематика научных исследований была сосредоточена на следующих направлениях:
1) разработка военно-технических проблем;
2) научная помощь промышленности;
3) мобилизация сырьевых ресурсов.
В кратчайшие сроки были открыты и освоены месторождения бокситов на Южном Урале, вольфрамовые, молибденовые, медные, марганцевые залежи в Казахстане, большие запасы нефти в Татарии.
Крупные проблемы решали ученые-медики. Но в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа продолжали томиться многие замечательные ученые. В годы войны там погибли Н. И. Вавилов, П. А. Флоренский и др.
С 1943 г. в Москве начала действовать лаборатория под руководством И. В. Курчатова, приступившая к разработкам по расщеплению урана. А к концу войны освобожденные из лагеря С. П. Королев, Ю. Б. Ха-ритон начали закладку основ развития ракетной техники.
Активно трудились на оборону физики А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилов, П. Л. Капица, химики Н. Д. Зелинский, А. Е. Фаворский. Ученый А. П. Александров успешно решил проблему противоминной защиты кораблей.
Около половины всех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцов артиллерийских систем, состоявших на вооружении в действующей армии в 1945 г., были созданы и пущены в серии за время войны. Усилиями советских танкостроителей, особенно рабочих и инженеров Уральского «Танкогра-да», сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике. К 1943 г. стал нарастать перевес насыщенности советских ВС танками и самоходно-артиллерийскими установками.
Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей. Самым массовым самолетом советских ВВС стал штурмовик Ил-2.
- Модуль № 5 история мировой и отечественной культуры
- 1. Культура Древней Руси. Культура языческого периода. Быт Руси
- Достижения христианской культуры Руси
- Жанр летописи в культуре Древней Руси. Сооружение церквей. Церковное искусство
- Общие особенности культуры эпохи раздробленности. Культура Владимиро-Суздальской Руси
- Храм Бориса и Глеба в Кидекше
- Церковь Покрова на Нерли
- Дмитриевский собор
- Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
- Культура Великого Новгорода и Московского княжества в эпоху раздробленности
- Церковь Федора Стратилата на Ручью
- Создание особого стиля храмового строительства и живопись XIV–XV вв. Эпохи раздробленности
- Общая характеристика культуры России в XVI в. Быт и общественная мысль
- Виктор Михайлович Васнецов Царь Иван Васильевич Грозный
- Павел Викторович Рыженко Портрет Андрея Михайловича Курбского
- Наука и грамотность в России в XVI в. Появление в России книгопечатания
- Живопись и архитектура в России в XVI в
- Общие тенденции русской культуры XVII в. Литература, образование, наука, живопись XVII в.
- Тайная вечеря
- Общие тенденции культуры эпохи Петра Великого. Образование, наука
- Литература и театр. Быт русского народа
- Живопись и зодчество 1700 – 1725 гг.
- Литература и общественная мысль, театр и живопись эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления
- Александр Петрович Сумароков
- Антиох Дмитриевич Кантемир
- Архитектура и скульптура эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления
- Общая характеристика Золотого века русской культуры (первая половина). Развитие образования, литературы и науки
- Театр и живопись Золотого века русской культуры (первая половина)
- О. И. Бове Большой театр
- О. И. Бове Покровский храм
- О. И. Бове Храм Святителя Николая в Котельниках
- Общая характеристика культуры Золотого века (вторая половина). Образование и наука
- Литература и общественная мысль, музеи, театр, музыка Золотого века русской культуры (вторая половина)
- Живопись, архитектура и скульптура Золотого века русской культуры (вторая половина)
- Общая характеристика культуры серебряного века. Образование и наука. Литература. Театр. Кинематограф
- Живопись, архитектура и скульптура Серебряного века
- Общая характеристика культуры 20-30-х гг. XX в. Образование и наука. Спорт. Литература. Общественная жизнь. Кинематограф. Театр
- Живопись, архитектура и скульптура 20-30-х гг. XX в
- Литература, музыка, театр, живопись и архитектура эпохи Великой Отечественной войны
- Особенности Советской культуры 1950 – 1980-х гг. Образование и наука
- Уровень жизни. Литература, общественная мысль Советской эпохи 1950 – 1980-х гг.
- Живопись, архитектура и скульптура в Советской культуре 1950 – 1980-х гг.
- Литература, кино, театр, сми, живопись, архитектура и скульптура России 1991 – 2003 гг.