20.Народы Камчатки и Чукотки
Эскимосы
Основные сведения
Автоэтноним (самоназвание)
югит, югыт, юит: Самоназвание ю г и т, ю г ы т, ю и т «люди», «мужчина», ю п и г и т «настоящие люди». Современный этноним от э с к и м а н ц и к «едящие сырое мясо» (алгонкин.).
Основная территория расселения
Расселяются на территории Чукотского АО.
Численность
Численность по переписям: 1989 - 1719.
Этнические и этнографические группы
В XVIII в. делились на ряд племен — уэленцы, пауканцы, чаплинцы, сирениковцы, которые отличались лингвистически и некоторыми особенностями культуры. В более поздний период, в связи с процессами интеграции культур эскимосов и береговых чукчей, эскимосы сохранили групповые особенности языка в виде науканского, сирениковского и чаплинского диалектов.
Антропологические характеристики
Наряду с чукчами, коряками и ительменами образуют, так называемую, континентальную группу популяций арктической расы, которая по происхождению связана с тихоокеанскими монголоидами. Основные черты арктической расы представлены на северо-востоке Сибири в палеоантропологическом материале рубежа новой эры.
Язык
Эскимосский: Эскимосский язык входит в эскимосско-алеутскую языковую семью. Его современное состояние определяются длительностью контактов азиатских эскимосов с их соседями чукчами и коряками, что привело к проникновению в эскимосский язык значительного объема их лексики, элементов морфологии и синтаксиса.
Писменность
В 1848 году русским миссионером Н.Тыжновым был издан букварь эскимосского языка. Современная письменность на основе латинской графики была создана в 1932 г., когда вышел первый эскимосский (юитский) букварь. В 1937 г. переведена на русскую графическую основу. Существует современная эскимосская проза и поэзия (Айвангу и др.)
Религия
Православие: Православные.
Этногенез и этническая история
История эскимосов связана с проблемой формированием приморских культур Чукотки и Аляски и их родства с алеутами. В последнем случае фиксируется родство эскимосов и алеутов в виде протоэкимосской-протоалеутской / эскоалеутской общности которая в древности локализовалась в зоне Берингова пролива и из которой эскимосы выделяются в IV – II тыс. до н.э. Начальный этап формирования эскимосов связывается с изменением с нач. II ты. до н.э. экологической ситуации в районах Берингии. В это время в Арктической Америке и на Чукотке формируются т.н. «палеоэскимосские культуры», что указывает на общность процесса сложения приморских традиций народов северо-востока Азии и Северной Америки. Дальнейшее их развитие прослеживается в эволюции локальных и хронологических вариантов. Оквикская стадия (побережье и о-ва Берингова пролива, I тыс. до н.э.) отражает процесс взаимодействия континентальной культуры охотников на дикого оленя и культуры морских зверобоев. Усиление роли последней фиксируется в памятниках древнеберингоморской культуры (первая пол. I тыс. н.э.). С VIII в. на северном и восточном побережье Чукотки получает распространение берниркская культура, центр которой располагается на северном побережье Аляски. Она наследует предыдущие приморские традиции, а ее сосуществование с поздними этапами древнеберингоморской и ранними последующей пунукской, позволяет рассматривать ее как одну из локальных общностей древних эскимосов. На юго-востоке Чукотки древнеберингоморская культура переходит в пунукскую (VI-VIII вв.). Это было время расцвета китобойного промысла и в целом культуры морских зверобоев Чукотки. Последующая этнокультурная история эскимосов тесно связана со сложением общности береговых чукчей, которые вошли с ними в контакт в нач. I тыс. н.э. Этот процесс носил ярко выраженный интеграционный характер, что нашло выражение во взаимопроникновении многих элементов традиционно-бытовой культуры береговых чукчей и эскимосов. Для последних, взаимодействие с береговыми чукчами открыло возможность широких торгово-обменных контактов с оленеводческим населением тундр Чукотки.
Хозяйство
Культура эскимосов исторически формировалась как приморская, жизнеобеспечивающей основой которой был морской зверобойный промысел. Достаточно разнообразны и специализированы были способы и орудия промысла моржей, тюленей и китообразных. Подсобными занятиями были сухопутная охота, рыболовство и собирательство.
Традиционная одежда
В одежде, преобладает «глухая» системы кроя, а в материале, шкуры морских животных и шкурки птиц.
Традиционные поселения и жилища
С распространением чукотской яранги, в культуре эскимосов, наблюдается утрата традиционных типов жилища.
Чукчи
Основная территория расселения
Основная масса чукчей живет в Чукотским АО Магаданской обл., частично в Корякском АО Камчатской обл. и на востоке Республики Якутии (Саха).
Численность
Численность по переписям: 1897 - 11.711, 1926 - 13.100, 1959 – 11727, 1970 – 13597, 1979 – 14007, 1989 - 15184.
Этнические и этнографические группы
Исторически чукчи представлены двумя этнографическими группами: оленные (чавчу) расселяются в континентальной части Чукотки - чукчи-оленеводы, береговые (анкалын - ан -"море", кальн - "приморский"), прибрежные жители, охотники на морского зверя.
Антропологические характеристики
Антропологически чукчи, наряду с эскимосами, коряками и ительменами, включаются в материковую группу популяций арктической расы, генетически связанную с тихоокеанскими монголоидами. В то же время, специфический тепло регуляционный комплекс чукчей и эскимосов свидетельствует о длительности их проживания в экстремальных условиях Северо-Востока Сибири.
Язык
Чукотский: Чукотский язык входит в чукотско-корякскую группу/семью палеоазиатских языков.
Писменность
В 1930 г. на основе единого северного алфавита была создана письменность. В 1932 г. В.Г.Богораз составил первый букварь. С этого времени распространением письменности на Чукотке руководил специальный окружной комитет. Успешному распространению грамотности способствовало относительное единство чукотского языка. С 1936 г. письменность переведена на русскую графику.
Религия
Традиционные верования: Православные. Процесс христианизации, начавшийся в конце ХVII в. и продолжавшийся до начала ХХ вв., привел к распространению среди чукчей некоторых элементов православия, сопровождавшего внедрение русской культуры. Миссионерская деятельность значительно усилилась после того как во главе православной церкви северо-востока Сибири встал И.Е.Вениаминов, который считал, что приобщение аборигенов к вере возможно через повышение культуры в целом. Церковь достаточно активно боролась с "шаманизмом", в то же время, терпимо воспринимая синкретические с христианством его формы выражения» В советский период, когда основы атеистической пропаганды были направлены против христианства, можно наблюдать, в несколько видоизмененном виде, возрождение традиционных верований.
- 10.Финно-угорские народы Поволжья и Приуралья Мордва́ Автоэтноним (самоназвание)
- Основная территория расселения
- Численность из них в рф - 1072,9 тыс.Чел., в том числе в Мордовской асср проживало 313,4 тыс.Чел., что составляло 32,5 % населения республики. Этнические и этнографические группы
- Писменность
- Религия
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Традиционная одежда
- Традиционные поселения и жилища
- Социальная организация
- Духовная культура и традиционные верования
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Традиционная одежда
- Традиционные поселения и жилища
- Духовная культура и традиционные верования
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Традиционная одежда
- Традиционные поселения и жилища
- Социальная организация
- Духовная культура и традиционные верования
- 12.Тюркские народы Поволжья и Приуралья(башкиры,чуваши,татары,коми)
- Хозяйство
- Традиционная одежда
- Традиционные поселения и жилища
- Социальная организация
- Духовная культура и традиционные верования
- Хозяйство
- Традиционная одежда
- Традиционные поселения и жилища
- Социальная организация
- Духовная культура и традиционные верования
- Автоэтноним (самоназвание)
- Основная территория расселения
- Численность
- Этнические и этнографические группы
- Хозяйство
- Традиционная одежда
- Традиционные поселения и жилища
- Социальная организация
- Духовная культура и традиционные верования
- 15.Народы Северо-запада России
- Писменность
- Религия
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Традиционная одежда
- Духовная культура и традиционные верования
- 17.Народы Западной Сибири
- Религия
- Этногенез и этническая история Ханты.
- Хозяйство
- Религия
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Традиционные поселения и жилища
- Писменность
- Религия
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Традиционные поселения и жилища
- 18.Народы Северо-восточной Сибири
- Писменность
- Религия
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Традиционные поселения и жилища
- 20.Народы Камчатки и Чукотки
- Этногенез и этническая история
- Традиционная одежда
- Традиционные поселения и жилища
- Антропологические характеристики
- Писменность
- Религия
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Традиционные поселения и жилища
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Современные этнические процессы
- Хозяйство
- Традиционная одежда
- Традиционные поселения и жилища
- 22.Народы населяющие Кавказ