logo search
этнология

Духовная культура и традиционные верования

Сохраняется вера в духов - хозяев озёр и рек. Существует почитание священных камней (утёсов, крупных валунов), связанное с покровительством промыслам и почитанием предков. До начала ХХ в. в каждой семье хранились божки - завёрнутые в тряпку камешки. Поклонялись также высоким пням (часто антропоморфного облика) - сейдам. Им приносились жертвоприношения. Некоторые из сейдов имеют собственные названия. У саамов имелись служители культа (нойда, нойд, кебун), выполнявшие функции шамана, жреца и колдуна. При камлании они использовали бубен (каннус, кобдас) или специальный пояс (почень). Фольклор саамов включает сказки (майнс): для детей, о Тале (глупом людоеде), о равках (вурдалаках), о чаклях (карликах). Распространены сказки-легенды о явлениях и объектах природы, мифы (ловта), например об олене-человеке Мяндаше. Исторические предания сакки повествуют о войнах, о примечательных горах, водных объектах. Известны также бывальщины бойса и импровизации муштоллы. В 1936 г. создан саамский хор, который продолжает свою деятельность как Ловозерский народный ансамбль песни и танца. Пение саамских песен сопровождается игрой на национальных музыкальных инструментах нивьта, хоуфф и келлах. С конца 1970-х гг. появляются произведения саамских поэтов (О. Вороновой, А. Бажанова). В селе Ловозеро действует филиал Мурманского областного краеведческого музея, где создана экспозиция, характеризующая культуру местных саамов.

Карелы

КАРЕЛЫ (общее самоназв. К.- карьялайзет, собственно К.- карьялани, приладожских К.- ливгиляйне, ливвикёй, прионежских К. - лююдилайн е, лююдикёй). Численность в Российской Федерации 124,9 тыс. чел. Коренное нас. Карелии (78,9 тыс.). Живут также в Тверской обл. (тверские или верхневолжские К. - 23,2 тыс. чел.), Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Московской, Кемеровской и др. обл. России. Общая числ. 130,9 тыс. чел. Говорят на карел, яз. Осн. диалекты: собств. карельский (средняя и сев. часть Карелии), ливвиковский (Приладожье), людиковский (Прионежье). Распространён также фин. яз. Верующие - православные.

К. сформировались на основе аборигенных племён Ю, Карелии и Ю.-В. Финляндия.На рубеже 1-2-го тыс. н.э. предки К. населяли сев. и сев.-зап. побережье Ладожского оз. Миграция К. на С. началась в II в., в р-н между Ладожским и Онежским озёрами (терр. Новгородской земли). С ними смешалась часть веси (см, вепсы), на С. Карелии в состав К. вошла часть саамов. Терр. К. (корелы в рус. летописях) входила в состав Новгородской республики, с 1478 - Русского централизованного гос-ва. В 1920 на терр. К. была образована Карел. Трудовая Коммуна, преобразованная в 1923 в Карел. АССР (с 1991 Респ. Карелия).

Древние К. (корела) упоминаются в рус. летописях (впервые в 1143), сканд. ягах, хрониках, буллах папы римского. С разложением родо-племенной организации началось развитие этнич. консолидации плем. групп корелы, формирования карел, культурной общности 12-14 вв.). Значит, влияние на кульуру К. оказало рус. нас. Древнейший памятник карел - Новгородская берестяная грамота N 292 (четыре строки заклинания от молнии) нач. 13 в. Первая попытка создания карел- письменности относится к сер. 16 в., известны рус.-карел. словарные запись 17 - нач. 18 вв. Наиб. кр. текстовой памятник - "Десять людиковских заговоров" нач. 18 в. В 19 в. появились издания на собств. карел, и ливвиковсром диалектах с письмом на рус. графич. основе. С кон. 80-х гг. разрабатывается письменность на основе лат. графики.

Распространение пашенного земледелия (нач. 2-го тыс. н. э.) положило начало возникновению у К. комплексиого х-ва. Традиц. занятия - трехпольное и подсечное земледелие, животноводство, охота, рыболовство, лесные промыслы, ремесла, на С. - оленеводство. Карелия - классич. регион подсечного земледелия. Осн. с.-х. культуры - рожь, ячмень, овёс, горох, репа, редька, с нач. 20-го в. - брюква, лук, морковь, свёкла, с 40-х годов 19 в.- картофель. Осн. с.-х. орудия - беспо-дошвенная соха колового тица, серпы с зубчатым рабочим краем, коса-горбуша, борона-суйоватка, с нач. 20-го в. железные плуги и бороны, с 1930-х гг. - косы-литовки. Держали коров, низкорослых лошадей, грубошерстных овец, на Ю. Карелии - свиней. Важную роль играло рыболовство. Осн. рыболовные снасти - удочки, переметы, дорожки, остроги, сачки, мерды, невода. Самое распространённое орудие лова - сеть. Неводами ловили на артельных началах. Каждая семья имела свое место лова. Охотились на медведя, лисицу, куницу, горностая, белку, дикого оленя, лося. Для охоты использовали самодельные ружья-малопульки, разл. приспособления и ловушки (ружья-самострелы, спец. ямы, капканы, кляпцы, силки, петли из конского волоса). Мясо употребляли в сыром виде, шкуры шли на изготовление одежды, обуви, их обменивали на разл. товары.

К. занимались бортничеством, курением смолы, дегтя. Со средних веков развито железоделательное произ-во. В горнах и домашних печах-дымницах из местных болотных руд вырабатывали железо. Известна сварная технология, ковка, худ. и горновая пайка, обмедне-ние, инкрустация цветным металлом, меднолитейное дело, изготовление украшений из меди, бронзы, серебра. Традиц. ремесла: кузнечное, оружейное, бондарное, ткацкое, вышивка, вязание, золотошвейное и жемчужное шитье, плетение из соломы, бересты, резьба и роспись по дереву, керамика, обработка дерева и металлов, изготовление украшений. Осн. доход давали лесные промыслы - рубка и сплав леса, заготовка дров, работа на лесопильных заводах. С 18 в. получило развитие отходничество. На С. Карелии - торговля вразнос с Финляндией. В наст. время соц.-экон. развитие К. определяет многоотраслевое произ-во (лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная пром-сть, машиностроение, судостроение и т. д.). Для значит, части К. с. х-во остаётся существ, отраслью произ-ва.

До кон, 19 в. сохранилась большая 3- 4 поколенная семья (до 25 и даже 40 чел.). Характерно совместное владение имуществом, коллективное участие в хоз.-бытовых делах. Осн. принципы имущественного права членов семьи: равное право во владении; единовластие главы семьи, к-рое ограничивалось только взрослыми членами семьи вместе, подчиненность хозяина обычаю; равное право в наследовании между семейными и холостыми братьями. В наши дни для К. характерна малая семья, её средний размер 3 чел. Средний брачный возраст женщин равен 19-24 годам. Сохраняются элементы традиц. родильной, свадебной и особенно похоронно-поминальной обрядности. Сохраняются мн. элементы языческих верований.

Для поселений К. характерно прибрежное (речное или озёрное) расположение селений с двумя осн. типами расселения: гнездовым, возникшим, видимо, на рубеже 1-2-го тыс. н.э., и разбросанно-хуторским. Преобладает гнездовой тип расселения. Формы поселений (по планировке, ориентации фасадов домов) в осн. трёх вариантов: беспорядочная, прибрежно-рядовая (с 16-17 вв.) и уличная (с 19 в.). До 17 в. преобладали малодворные и однодворные деревни. Наиб. распространённые типы поселений - деревня и погост, выполнявший роль адм., торг. и религ. центра. Прежде повсеместно возводились временные постройки для охотников, рыбаков, позднее - лесорубов. До нач. 20 в. сохранились курные избы. Жилище К. близко к сев,-рус. Характерные особенности жилища К. - значит. высота сруба дома (14-21 венец), соединение под одной крышей жилья для семьи и построек для скота. Связь избы с хоз. постройками четырёх осн. видов: однорядная, охватная, или L-образная, Г-образная, отд. застройка хоз. помещений от двора. Дома обычно строили без фундамента. В Ю. Карелии сруб дома устраивали на врытых в землю толстых брёвнах-сваях, выступающих на 50 см, Специфика жилища К. в интерьере избы (устье печи к боковому фасаду, стол торцом к среднему окну фасадной стены, внутр. крытый вход в подполье, открытый очаг, встроенный в рус. печь на сев.-зап. Карелии, горница с более низким, чем в избе, потолком). Юж. К. украшали дома резными причелинами, наличниками, ажурными ветреницами, декоративными балкончиками. Осн. хоз. постройки - сараи-повети, хлев, конюшня, рига однокамерная (повсеместно) или двухкамерная (на Ю. Карелии), амбар на столбах. Традиц. средства передвижения: лодки-долбленки, шитики, карбасы, плоты; сани, лыжи, спец, болотные лыжи. В традиц. одежде преобладали сев.-рус. формы. Основа комплекса жен. одежды: разл. рубахи, сарафан (с 16 в.), кофта с юбкой, платок, сорока. Муж. одежда состояла из рубахи с косым воротом, штанов с узким шагом. В При-ладожье бытовал древний тип несшитой юбки (хурстут), у олонецких К. - юбочный комплекс. Для сев. К. характерна жен. рубаха с разрезом на спине, обувь с загнутым носком, для всех групп К, - шейные муж, платки, вязаные и плетёные пояса, наголенники. Обувь берестяная, кожаная, меховая, ваЛяная.

В традиц. пище К. преобладала озёрная рыба (соленая, вяленая, сушеная), растительные и животные продукты, дары леса. Любимая пища - свежая уха, на С. Карелии - с мучной подболткой, на Ю.'- с картофелем, перловой крупой. Рыбу, как правило, не жарили; копчение рыбы не было известно. Повсеместно распространены калитки с различной крупяной и картофельной начинкой. Колобы, сканцы, косовики, рядовики, постные пироги - традиц. блюда воскресных и праздничных столов. В постные дни пекли репные, гороховые, грибные, реже мясные пироги. Древнее блюдо - блины овсяные. Много блюд из толокна, репы. Выпекали кислый хлеб-каравай, на сев. и в средней Карелии - особый лепешкообразный пресный "хлеб с дыркой". Любимые напитки - чай, на С. кофе, иногда подсоленный, в прошлом - репный квас. Нар. кухня К, сходна с пищей русских, вепсов, финнов. Многообразны традиции изобразит. иск-ва. Вышивка К. отличается богатым набором геом,, антропоморфных, растительных мотивов. Вышивкой украшали рубашки, головные уборы, полотенца, подзоры к кроватям и т. д. Известна вышивка по тканной разреженной сетке, полихромная, тамбурная (с кон. 19 в.), гладью и др. Распространено узорное ткачество, в т.- ч. со сложными видами техники худ, тканья, вязание, соломоплетение, резное и росписное ремесло.

Осн. формой духовной культуры К, являлось устно-поэтич. творчество. Эпос К. считается одним из наиб. архаичных в мировом фольклоре. Он формировался в осн. в 1-м тыс. н.э., древнейшие пласты возникли в более раннее время. Фольклор представлен древнейшими эпич. песнями (рунами), сопровождавшимися игрой на щипковом инструменте кантеле. Карело-фин. эпос "Калевала" записан гл. обр. в Ухтинском (ныне Калевальском) р-не, насчитывает 22 795 стихов. Эпос переведен более чем на 100 яз. народов мира. Кроме эпич. песен (героич,, ист. и др.) широко бытовали лирич., обрядовые (свадебные, похоронные и др.) песни, причитания, заклинания, сказки (волшебные, о животных, сатирич., новеллистич., юмористич. и т.д.), пословицы, поговорки, загадки. Для обрядовых плачей К. характерны иносказание, развитая метафора, ритмич. рисунок текста, созвучие начальных звуков слова, импровизация. Своеобразным жанром муз. лирики являются ейги - молодежные песни парней. В 19 в. появились рифмованные песни, короткие песни типа рус, частушек. В сев. Карелии издавна пели фин. лирич., хороводные, шуточные песни, "жестокие" любовные романсы. В прошлом в Карелии бытовало неск. сот игр-танцев (ристукондра, кадриль более 20 вариантов, хумахус, пиирилейки, шинка, крууга, кясикисаи др.). Одна из важнейших особенностей хореографии К. - обязательная импровизационная часть танца. В материальной и духовной культуре К, выделяются две традиции - южно- и северокарельская с переходной зоной, к-рой присущи черты ооеих традиций. Устно-поэтич. творчество К. оказало заметное влияние на развитие проф. культуры Карелии (литературы, живописи, музыки, хореографии и т, д.).

Писатели К. создают свои произведения в осн. на рус. и финс. яз. Предпринимаются шаги по нац.-культ, возрождению К.: образован "Карьялан рахвахан лиитто" ("Союз карельского народа"), состоялся съезд представителей К. (1991), на ливвиковском и собств. карел. диалектах карел, яз. созданы буквари, более чем в 20 школах изучается карел, яз., издаётся газета "Ома муа" ("Родина"), организован нар. хор "Ома паю" ("Родная песня"), создан нац. театр, состоялись первые спектакли на карел, яз., организован ряд фольклорных ансамблей, возрождаются народные праздники.

Ижорцы, ижора, карьяляйн, изури (самоназвание), народ в России (около 450 человек, преимущественно на северо-западе Ленинградской области) и в Эстонии (306 человек). Общая численность — 820 человек. Говорят на ижорском языке финно-угорской группы уральской семьи, который имеет 4 диалекта: сойкинский (на Сойкинском полуострове), нижнелужский, характеризующийся наличием водского субстрата, восточный, или хеваский (в Ломоносовском районе), и оредежский, на котором, в отличие от остальных, не сказалось воздействие финского языка. Диалект ижорцев, живших на Карельском перешейке, остался неизвестным. Попытки в 1930-е гг. создать письменный язык (на латинском алфавите) были неудачны. Верующие — православные.

Предполагается, что ижорцы, выделившиеся в конце 1-го — начале 2-го тысячелетия из южнокарельских племён (см. Карелы), заняли южную часть Карельского перешейка и земли по берегам рек Невы и Ижоры. Отсюда они в XI—XII вв. продолжали постепенно продвигаться на запад, до берегов рек Луги и Нарвы. Ижорцы расселялись чересполосно с водью и славянами. В письменных источниках ижорцы (ингры, ингарос) и Ижорская земля (Ингариа, Ингардия) упоминаются с XIII века. Территория расселения ижорцев вошла, вероятно, в состав Новгородской республики, что определило воздействие на ижорцев славянской культуры. Ижорцы были обращены в православие. В середине XIX века ижорцев насчитывалось 17 тыс. человек, в 1926 — 16,1 тыс. человек.

Основную роль в сокращении численности ижорцев сыграли ассимиляционные процессы. Этническое самосознание и разговорный ижорский язык устойчиво сохранялись на северо-западе Ингрии (Кингисеппский район), в то время как в Центральной Ингрии (Ломоносовский район) язык сохранился лишь в нескольких деревнях по реке Коваши. Ижорцы, жившие на Карельском перешейке, растворились к XX веку среди местного населения, в поселениях на реке Оредеже в середине XX века лишь несколько человек помнило ижорский язык.

Традиционные занятия — земледелие, рыболовство, в том числе морское, лесные промыслы. В XIX веке были развиты отходничество, посредническая торговля, ремёсла (деревообделочное, гончарное).

Традиционная материальная культура близка русской (постройки, орудия земледелия, рыболовства). Преобладали рядовые и кучевые поселения. Сохранялись архаичные формы конструкции крыш на накладных стропилах-курицах, соломенные кровли, курные печи. Старинная П-образная связь построек сменилась двухрядной и однорядной. Жилище состояло из двух изб (пертти) и сеней (эукши), у бедноты было двухкамерным (изба и сени); богат был внешний декор.

До середины XIX века этническая специфика сохранялась в женской одежде: в восточных районах Ингрии ижорцы носили рубаху (рятсиня) с коротким отрезным оплечьем, поверх — одежду из двух полотнищ на лямках, одно на правом, другое на левом боку. Верхнее (аануа) закрывало весь корпус, расходясь на левом боку, закрытом нижним полотнищем — хурсткусет. Западные ижорцы (по реке Луге) носили поверх рубахи несшитую юбку (хурстут). У восточных ижорцев бытовал длинный, спускавшийся до края одежды полотенчатый головной убор — сапано, у западных — типа русской сороки. Украшения одежды — тканый и вышитый орнамент, бисер, раковины каури. В конце XIX века старые формы одежды вытеснены русским сарафаном.

Этническое своеобразие сохранялось до XX века в семейной (свадьба, похороны) и календарной обрядности — например, особый женский (так называемый бабий) праздник. Существовала вера в духов-хранителей (домашнего очага, хозяина риги, бани и т. д.), духов земли, воды и т. д., почитание священных рощ, деревьев, источников и камней. Развит фольклор, обрядовая (свадебные и похоронные плачи-причитания) и эпическая поэзия, в том числе руны о Куллерво, частью вошедшие в Калевалу.