1. Буквы
В рукописных средневековых книгах для облегчения чтения были выработаны особые типы книжных шрифтов, отличавшиеся от обычного беглого почерка. Эти шрифты, безусловно, менялись со временем.
В раннем Средневековье весь текст, за исключением зачинов и буквиц, обычно был написан одним и тем же шрифтом. Позднее произошли значительные изменения. С целью наглядного отделения основного текста от комментария к нему (или нескольких серий комментариев) в пределах одной страницы использовались несколько различных шрифтов, в т. ч. мелкий шрифт и несколько разновидностей курсива.
Заглавие книги и зачины ее частей были обычно выписаны особым декоративным шрифтом, т.н. вязью, иногда с трудом поддающейся прочтению.
Более крупные буквы, написанные красными или, реже, синими чернилами, обозначали начало раздела книги. Эти буквы называются буквицами или инициалами (от лат. initialis, „начальный”). Буквицы обычно роскошно разрисовывались.
Начиная с двенадцатого века заглавными буквами - более крупными, чем остальные, но более мелкими, чем буквицы, т. н. litterae notabiliores (обычно отличными по цвету от собственно буквиц), - отмечались более мелкие разделы текста.
Для облегчения и ускорения копирования рукописной книги средневековые писцы прибегали к помощи многочисленных сокращений. Сокращения употреблялись преимущественно в латинских и греческих текстах, хотя в позднесредневековых рукописях на национальных языках также встречается целый ряд сокращенных слов. Различают три основных категории сокращений: суспенсию, при которой слово не дописывается; контракцию, или стяжение, когда слово сокращается в своей начальной или серединной части; и символы сокращения, заменяющие обычно все слово целиком или его части. Такие символы часто сохранялись с античных времен, как, например, т.н. тиронские знаки: & вместо et. Повсеместно встречаются сокращения „божественных имен”, такие как Хрс (Christus, „Христос”).