Верхняя часть земляного полотна
Для обеспечения устойчивости и прочности верхней части земляного полотна и дорожной одежды возвышение поверхности покрытия над расчетным уровнем грунтовых вод, верховодки или длительно (более 30 сут.) стоящих поверхностных вод, а также над поверхностью земли на участках с необеспеченным поверхностным стоком или над уровнем кратковременно (менее 30 сут) стоящих поверхностных вод должно соответствовать требованиям табл. 3.1.
Таблица 3.1.
Грунт рабочего слоя | Наименьшее возвышение поверхности покрытия, м в пределах дорожно-климатических зон | |||
| II | III | IV | V |
Песок мелкий, супесь легкая крупная, супесь легкая |
|
|
|
|
Песок пылеватый, супесь пылеватая |
|
|
|
|
Суглинок легкий, суглинок тяжелый, глины |
|
|
|
|
Супесь тяжелая пылеватая, суглинок легкий пылеватый, суглинок тяжелый пылеватый |
|
|
|
|
Примечания: 1. Над чертой – возвышение поверхности покрытия над уровнем грунтовых вод, верховодки или длительно (более 30 сут.) стоящих поверхностных вод, под чертой – то же, над поверхностью земли на участках с необеспеченным поверхностным стоком или над уровнем кратковременно (менее 30 сут.) стоящих поверхностных вод.
За расчетный уровень грунтовых вод надлежит принимать максимально возможный осенний (перед промерзанием) уровень за период между восстановлениями прочности дорожных одежд (капитальными районами). В районах, где наблюдаются частые продолжительные оттепели, за расчетный следует принимать максимально возможный весенний уровень грунтовых вод за период между капитальными ремонтами. В районах с глубиной промерзания менее толщины дорожной одежды за расчетный уровень следует принимать максимально возможный уровень грунтовых вод требуемой вероятности превышения в период его сезонного максимума. Положение расчетного уровня грунтовых вод следует устанавливать по данным разовых краткосрочных замеров на период изысканий и прогнозов, составляемых институтом ВСЕГИНГЕО. При отсутствии указанных данных, а также при наличии верховодки за расчетный допускается принимать уровень, определяемый по верхней линии оглеения грунтов.
Возвышение поверхности покрытия дорожной одежды над уровнем подземных вод или уровнем поверхностных вод при слабо- и среднезасоленных грунтах следует увеличивать на 20% (для суглинков и глин - 30%), а при сильнозасоленных грунтах – на 40-60%.
В районах постоянного искусственного орошения возвышение поверхности покрытия над зимне-весенним уровнем грунтовых вод в IV,V зонах следует увеличивать на 0,4 м, а в III зоне на 0,2 м.
Возвышение поверхности покрытия на участках насыпей, проектируемых с откосами крутизной менее 1:1,5, а также с бермами, допускается уточнять на основании расчета.
Минимальное возвышение поверхности покрытия в I дорожно-климатической зоне устанавливают на основе теплотехнических расчетов (п.6.47 [1]), но не менее норм для II дорожно-климатической зоны.
При наличии в рабочем слое различных грунтов возвышение следует назначать по грунту, для которого требуемое возвышение имеет наибольшее значение.
Рабочий слой на глубину 1,2 м от поверхности цементобетонных и на глубину 1 м и 0,8 м соответственно в III дорожно-климатической зоне должен состоять из непучинистых или слабопучинистых грунтов (табл.6 и 7 обяз. приложения 2[1]). При использовании в пределах 2/3 глубины промерзания грунтов III-V категорий пучинистости величину морозного пучения следует определять расчетом по результатам испытаний. При проектировании дорог во II и III зонах при глубине промерзания до 1,5 м допускается величину морозного пучения определять по табл. 8 обяз. приложения 2[1].
В условиях IV и V дорожно-климатических зон рабочий слой должен состоять из ненабухающих и непросадочных грунтов (табл.4 и 5 обяз. приложения 2[1]) на глубину 1 и 0,8 м от поверхности соответственно цементобетонного и асфальтобетонного покрытий.
Степень уплотнения грунта рабочего слоя, определяемая величиной коэффициента уплотнения (см. справочное приложение 4 [1]), должна отвечать требованиям табл. 3.2.
При сохранении стабильной плотности и влажности грунтов во II и III дорожно-климатических зонах допускается при обосновании более значительное уплотнение верхней части рабочего слоя земляного полотна для использования в качестве нижнего конструктивного слоя дорожной одежды.
Таблица 3.2
Элементы земляного полотна | Глубина расположения слоя от поверхности покрытия | Наименьший коэффициент уплотнения при типе дорожных одежд | ||||||
капитальном | облегченном и переходном | |||||||
в дорожно-климатических зонах | ||||||||
I | II.III | IV,V | I | II,III | IV,V | |||
Рабочий слой | До 1,5 | 0,98-0,96 | 1,0-0,98 | 0,98-0,95 | 0,95-0,93 | 0,98-0,95 | 0,95 | |
Неподтопляемая часть насыпи | Св. 1,5 | 0,95-0,93 | 0,95 | 0,95 | 0,93 | 0,95 | 0,90 | |
До 6 |
|
|
|
|
|
| ||
Св.6 | 0,95 | 0,98 | 0,95 | 0,93 | 0,95 | 0,90 | ||
Подтопляемая часть насыпи | Св. 1,5 | 0,96-0,95 | 0,98-0,95 | 0,95 | 0,95-0,93 | 0,95 | 0,95 | |
До 6 |
|
|
|
|
|
| ||
Св.6 | 0,96 | 0,98 | 0,98 | 0,95 | 0,95 | 0,95 | ||
В рабочем слое выемки ниже зоны сезонного промерзания | До 1,2 | - | 0,95 | - | - | 0,95-0,92 | - | |
0,8 | - | - | 0,95-0,92 | - | - | 0,90 |
Примечания: 1.Большие значения коэффициента уплотнения грунта следует принимать при цементобетонных покрытиях и цементогрунтовых основаниях, а также при дорожных одеждах облегченного типа, меньшие значения – всех остальных случаях.
В районах поливных земель при возможности увлажнения земляного полотна, требования к плотности грунта для всех типов дорожных одежд следует принимать такими же, как указано в графах для II и III дорожно-климатических зон.
Для земляного полотна, сооружаемого в районах распространения островной высокотемпературной вечной мерзлоты, коэффициенты уплотнения следует принимать такими же, как для II дорожно-климатической зоны.
Требуемую степень уплотнения крупнообломочных природных и техногенных грунтов в рабочем слое следует устанавливать по результатам пробного уплотнения.
Не допускается использовать в пределах рабочего слоя особые грунты без специальных технико-экономических обоснований, учитывающих результаты их непосредственных испытаний.
Рабочий слой следует проектировать в комплексе с дорожной одеждой для получения наиболее экономичных решений.
Расчетные характеристики грунтов рабочего слоя следует определять с учетом расчетной схемы увлажнения, устанавливаемой по табл. 13 обяз. приложения 2[1].
Согласно ГОСТ 25100-95 «Грунты. Классификация» используются следующие термины и определения.
Гранулометрический состав – количественное соотношение частиц различной крупности в дисперсных грунтах.
Степень неоднородности гранулометрического состава Сн – показатель неоднородности гранулометрического состава. Определяется по формуле:
Где d60 d10 – диаметры частиц, мм, меньше которых в грунте содержится соответственно 60 и 10% (по массе) частиц.
Число пластичности Ip- разность влажностей, соответствующая двум состояниям грунта: на границе текучести WI и на границе раскатывания Wp
Ip=WI-Wp
Показатель текучести Il- отношение разности влажностей, соответствующих двум состояниям грунта: естественному W и на границе раскатывания Wp , к числу пластичности Ip
Относительная деформация набухания без нагрузки εsн – отношение увеличения высоты образца грунта после свободного набухания в условиях невозможности бокового расширения к начальной высоте образца природной влажности. Определяется по ГОСТ 24143.
Относительная деформация просадочности εs – отношение разности высот образцов, соответственно, природной влажности и после его полного водонасыщения при определенном давлении к высоте образца природной влажности.
Коэффициент водонасыщения Sr – степень заполнения объема пор водой. Определяется по формуле:
где W – природная влажность грунта,
e – коэффициент пористости,
ps –плотность частиц грунта, г/см3
pп – плотность воды, принимаемая 1 г/см3
Коэффициент пористости e определяется по формуле:
Где pd – плотность сухого грунта, г/см3
По степени неоднородности гранулометрического состава Сн крупнообломочные грунты и пески подразделяют на:
- однородный грунт Сн≤3;
- неоднородный грунт Сн≥3.
По числу пластичности Ip глинистые грунты подразделяют согласно табл. 3.3.
Таблица 3.3
Разновидность глинистых грунтов | Число пластичности |
Супесь | 1-7 |
Суглинок | 7-17 |
Глина | >17 |
Примечание: илы подразделяют по значениям числа пластичности, указанным в таблице на супесчаные, суглинистые и глинистые.
По гранулометрическому составу и числу пластичности Ip глинистые грунты подразделяют согласно табл. 3.4.
Таблица 3.4
Разновидность глинистых грунтов | Число пластичности | Содержание песчаных частиц (2-0,5 мм), % по массе |
Супесь: -песчанистая -пылеватая |
1-7 1-7 |
≥50 <50 |
Суглинок: -легкий песчанистый -легкий пылеватый -тяжелый песчанистый -тяжелый пылеватый |
7-12 7-12 12-17 12-17 |
≥40 <40 ≥40 <40 |
Глина: -легкая песчанистая -легкая пылеватая -тяжелая |
17-27 17-27 >27 |
≥40 <40 Не регламентируется |
По показателю текучести Il глинистые грунты подразделяют согласно табл. 3.5.
Таблица 3.5
Разновидность глинистых грунтов | показатель текучести Il |
Супесь: -твердая -пластичная -текучая |
<0 0-1 >1 |
Суглинок и глины: -твердые -полутвердые -тугопластичные -мягкопластичные -текучепластичные -текучие |
<0 0-0,25 0,25-0,5 0,5-0,75 0,75-1,00 >1,00 |
По относительной деформации набухания без нагрузки εsн глинистые грунты подразделяют согласно табл. 3.6.
Таблица 3.6
Разновидность глинистых грунтов | относительная деформация набухания без нагрузки εsн |
Ненабухающий Слабонабухающий Средненабухающий сильнонабухающий | <0,04 0,04-0,08 0,08-0,12 >0,12 |
По относительной деформации просадочности εs глинистые грунты подразделяют согласно табл. 3.7.
Таблица 3.7
Разновидность глинистых грунтов | относительная деформация просадочности εs |
Непросадочный просадочный | <0,01 >0,01 |
По коэффициенту водонасыщения Sr крупнообломочные грунты и пески подразделяют согласно табл. 3.8.
Таблица 3.8
Разновидность глинистых грунтов | коэффициент водонасыщения Sr |
Малой степени водонасыщения Средней степени водонасыщения Насыщенные водой | 0-0,50 0,50-0,80 0,80-1,00 |
Коэффициенту пористости e пески подразделяют согласно табл. 3.9.
Таблица 3.9
Разновидность песков | Коэффициент пористости e | ||
Пески гравелистые, крупные и средней крупности | Пески мелкие | Пески пылеватые | |
Плотный Средней плотности рыхлый | <0,55 0,55-0,70 >0,70 | <0,60 0,60-0,75 >0,75 | <0,60 0,60-0,80 >0,80 |
Для возведения насыпей используются грунты боковых резервов. Перед разработкой грунтов определяют физико-механические свойства: гранулометрический состав, влажность на границе текучести, влажность на границе раскатывания, число пластичности и в зависимости от конструкции полотна, климатических, гидрологических условий устанавливают возможность использования грунтов для возведения насыпей. Особое внимание уделяется однородности грунтов по номенклатуре при их разработке в резерве.
При возведение насыпей во всех случаях отдают предпочтение песчаным и супесчаным грунтам, устойчивым к увлажнению и пучинообразованию. Однако при наличии в супеси и песке частиц диаметром менее 0,25 мм более 50% (пылеватые пески и супеси) их свойства ухудшаются. Они менее устойчивы при переувлажнении (>0,75 Wт ) и особенно склонны к пучино- и пылеобразованию.
Суглинистые грунты имеют также большой диапазон применения, широко используются для устройства земляного полотна, особенно в сухих местах. При увлажнении они значительно снижают прочность, склонны к пучинообразованию, в сухом состоянии – трудноразрабатываемые, в увлажненном состоянии – трудно проезжаемые. Однако при наличии в них менее 40% песчаных частиц и Wт >12% при длительном и глубоком промерзании склонны к пучению. Они рекомендуются к применению в слоях полотна, расположенных ниже 0,8-1,2 м от поверхности проезжей части.
Глины имеют примерно такие же свойства, как и суглинки. Они медленно насыщаются водой и очень медленно просыхают. Используются для возведения высоких насыпей в сухих местах.
Для возведения насыпей не могут быть использованы грунты, которые при незначительном увлажнении способствуют возникновению остаточных деформаций от внешней или собственной нагрузки. К таким грунтам относят глинистые с влажностью более 1,1 Wт , ил, торф, мелкие пески с примесью ила и торфа, грунты, содержащие слаборастворимые соли в количестве 8% при хлоридном и более 5% при сульфатном засолении.
Особо вредным является отсыпка в тело насыпи больших комьев грунта (более 10 см). Такие комья с поверхности имеют малую, а внутри повышенную влажность, обладают различной прочностью, плохо уплотняются, способствуют возникновению в полотне больших пор, по которым непрерывно диффундирует водяной пар, а сверху просачивается вода. Участки полотна, отсыпанные из таких комьев, имеют большую неоднородность физико – механических свойств, и наиболее подверженных просадкам от действия внешних нагрузок. Поэтому процесс резания и транспортирования грунта должен обеспечить отсыпку его с нормальным агрегатным составом.
Грунты в тело насыпи необходимо укладывать горизонтальными слоями.
В некоторых случаях возникает необходимость использовать при устройстве насыпей различные по свойствам грунты. При близком залегании уровня грунтовых вод в нижнюю часть насыпи укладывают слои песка различной толщины (0,5-1,5 м), которые существенно уменьшают или преграждают капиллярное поднятие вверх грунтовой воды. Верхняя плоскость такого слоя устраивается горизонтальной. При глубоком залегании грунтовых вод и чередовании грунтов в нижнюю часть насыпи можно укладывать водонепроницаемые грунты, глины или суглинки.
Организация и технология возведения земляного полотна рассматривается с учетом обоснований требуемой влажности и максимальной плотности грунта.
- «Технология и организация строительства автомобильных дорог»
- 1. Описание района строительства
- 1.1. Климатические условия
- 1.2. Рельеф
- 1.3. Растительность и почвы
- 1.4. Инженерно-геологические условия
- 1.5. Гидрологические и гидрогеологические условия
- 2. Технико-эксплуатационные показатели автомобильной дороги
- 3. Требования к грунтам
- Верхняя часть земляного полотна
- Физико-механические свойства глинистых грунтов
- 4. Возведение насыпи земляного полотна бульдозерами из боковых резервов
- 4.1. Определение геометрических размеров земляного полотна
- 4.2. Определение скорости потока по возведению земполотна
- 4.2.1. Снятие растительного грунта бульдозером мощностью 165 л.С.
- 𝟒.𝟑. Разработка технологической карты