33.Дать характеристику памятникам военного зодчества.
Истоки белорусского военного зодчества, как и архитектуры вообще, теряются в глубине столетий. Его корни уходят в период разложения первобытнообщинного строя, когда на землях сегодняшней Белоруссии появились первые искусственные оборонительные сооружения. От простых деревянных оград до мощных стен и башен городов - таков путь развития их системы.
Замковое (крепостное) зодчество Беларуси прошло сложный путь развития. На белорусской земле понятие "замок" не всегда имело одинаковое значение. В городах замком часто называли укрепленное место, бывшее в древности крепостью и служившее для защиты жителей от неприятеля. Замками также называли все виды укреплений или резиденций знатных людей. Для Беларуси наиболее точным является представление о замках как о владельческих укреплениях феодалов XVI-XVII вв. Зачастую это были дворцово-замковые ансамбли.
КОЛОЖСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно — одно из пяти полностью или частично сохранившихся архитектурных сооружений домонгольского периода в Беларуси. Расположена на высоком берегу реки Неман. Вместе с комплексом памятников Замковой горы объявлена историко-архитектурным заповедником.
Церковь была построена, видимо, в княжение Бориса и Глеба Всеволодковичей (первый умер до 1166, второй — в 1170) в княжеском детинце и освящена в честь их небесных покровителей, Бориса и Глеба. После разрушительного пожара 1184 года, который уничтожил соборную церковь древнего Городена, Борисоглебская церковь стала главным городским храмом. То же посвящение Борису и Глебу имела древнейшая церковь Новогрудка, вероятно, строившаяся в одно время с Коложской.
Церковь стоит на высоком бepery Немана, за речкой Городничанкой, на северо-западной окраине города. Правда, церковь сохранилась тоже далеко неполностью. Ее южная стена к половине западной в середине прошлого века рухнула в Неман, подмывший в этом месте берег, еще раньше исчезла вся верхняя часть со сводами и главной.
Архитектура церкви не имеет аналогов среди сохранившихся сооружений и напоминает композицию более раннего городенского собора — Нижней церкви, известной нам по археологическим исследованиям. Этот факт даёт возможность предположить существование в конце XII века в Гродно обособленной архитектурной школы, развивавшейся отчасти под влиянием романики.
Коложская церковь представляет собой крестово-купольный храм, трёхапсидный и шестистолпный. Кладка стен выполнена из плинфы, использован также кирпич в декоративных целях. Церковь снаружи неоштукатурена, что позволяет видеть декоративные достоинства её полихромной кладки. Она сохранилась не полностью, так как в 1853 году в результате оползня частично обрушились стены; до нашего времени также не дошли первоначальная главка и своды. При реставрации в 1870 году были открыты домонгольские фрески в конхах.
Каменецкая вежа располагается на высоком холме рядом с полноводной когда-то рекой Лесной. На 30 метров возвышается величественное строение. Коронованные прямоугольными зубцами мощные стены придают Веже подобие большой шахматной фигуры - ладьи. Ниже зубцов просматривается выложенная красным кирпичом лента старославянского узора. Другие декоративные и конструктивные элементы носят отпечаток ранней готики и романской архитектуры.
Строения типа Каменецкой вежи называются донжонами. Донжон - это главная вежа феодального замка, которая служила местом последней обороны и укрытием при нападении врага. Имела помещения для жилья и запасов провианта. Она стояла отдельно от других замковых строений и была рассчитана на круговой обстрел врагов. Такие Вежи характерны для средневековой европейской военной архитектуры. В Х веке они распространились на северных и западных землях Европы, в XIII - в Польше, Венгрии, Чехии, Прибалтике. Появились донжоны и на территории современной Беларуси - в Гродно, Бресте, Турове, Новогрудке, Каменце, Полоцке. До наших дней сохранился один - каменецкий.
Строительство донжонов было обусловлено сменой тактичных приёмов атаки и защиты. При штурме начали применяться специальные приспособления: рвы заваливались связками веток, для подъёма на стены использовались лёгкие приставные лестницы. Но главным достижением средневековых захватчиков явилось изобретение камнемётных машин огромной разрушительной силы. Они бросали камни, "которые четырём человекам под силу поднять", и, что немаловажно, устанавливались на расстоянии 100 - 150 метров от стен осадного города. Если раньше стрельба с городских стен не позволяла приблизиться к ним вплотную, то камнемёты дали возможность её парализовать. Достаточно было ударами камней разбить какой-нибудь участок стены - и защитники теряли прикрытие. Затем этот участок обстреливался из луков, подавляя последнюю защиту, после чего успешное преодоление стены было обеспечено. Таким стал основной принцип штурма, и старые типы крепостей постепенно потеряли своё первоначальное значение.
Вот тогда и возникли каменные и кирпичные донжоны как центры обороны крепостей. Они давали возможность защитникам вести прицельную стрельбу из луков и самострелов, обеспечивая дальний обстрел огромных территорий, были практически неприступными для осодной техники того времени.
- 29.Сформулировать понятие «памятник как объект краеведческого исследования», указать основные типы археологических памятников, раскрыть особенности краеведческого изучения археологических памятников.
- 30.Дать характеристику городищам и селищам VII века до н.Э. – V до н.Э. Выявить особенности строений этого периода, рассмотреть погребальные памятники дреговичей, кривичей, радимичей.
- 31. Дать характеристику архитектурным памятникам Беларуси периода Киевской Руси, выявить особенности градостроения периода Киевской Руси.
- 32.Проанализировать особенности развития оборонного зодчества X-XIII веков на территории Беларуси.
- 33.Дать характеристику памятникам военного зодчества.
- 34. Проанализировать роль, значение культового зодчества Беларуси XI – начала XVI века.
- 35.Выявить особенности разивития культувого зодчества Беларуси XVII – начала XX века.
- 36. Выявить особенности градостроения, дворцово-замковых ансамблей XVI – начала XX века.
- 37. Дать описательную характеристику дворцово-парковым ансамблям Беларуси в различных стилевых направлениях, начиная с XVI века и заканчивая XIX веком.
- 38. Дать х-ку памятникам гражданского зодчества и массового жилья горожан второй половины XVI – XX века.
- 39.Раскрыть особенности сельской архитектуры на территории Беларуси в период с XVI-начала XVIII века, конца XVIII века-начала XX века.
- Проанализировать основные этапы развития архитектуры Беларуси периода: 1917-1941 годов; 1944-1954 годов; середины 50-х-90-х годов XX столетия.
- Выявить особенности современных памятников архитектуры на территории Беларуси.
- Раскрыть особенности ландшафтной архитектуры Беларуси, выявить этапы развития памятников садово-паркового искусства в основных стилевых направлениях, типах и формах.
- Раскрыть проблему сохранения, реставрации и регенерации исторической застройки.
- Дать характеристику памятным местам, связанным с основанием белорусских городов; указать мемориалы, посвященные просветителям Беларуси.
- Проанализировать памятники и памятные места, связанные с событиями Северной, Отечественной 1812 года и Первой мировой войны на территории Беларуси.
- Дать характеристику памятникам и памятным местам, отражающим события национально-освободительного движения на территории Беларуси, деятельность декабристов.
- Раскрыть особенности памятников и памятных мест, посвященных революционным событиям второй половины XIX, начала XX столетия на территории Беларуси.
- 49.Курган Славы и другие мемориальные комплексы и музеи, отражающие подвиг армии и народа в годы Великой Отечественной войны.
- 50.Дать характеристику памятникам подпольщикам, партизанам и партизанским отрядам, действовавшим на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны.
- 51.Проанализировать особенности организации мемориальных комплексов и других памятников жертвам оккупационного режима на территории Беларуси.
- 57.Дать характеристику памятникам, входящим в список Всемирного наследия юнеско.
- 58.Раскрыть проблемы сохранения и использования историко-культурного наследия Беларуси.