II. Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги
В рисунке под компоновкой следует понимать пропорциональное соотношение изображения массы предметов по отношению к листу бумаги, где масса является целым, а площадь листа — местом его расположения. И от того, насколько верно размещены изображения предметов на листе бумаги, во многом зависит успех работы над рисунком. Прежде всего необходимо научиться видеть предметы в целом, а не по отдельности, мысленно как бы объединяя всю группу предметов в единое целое.
На рис.78 наглядно показаны способы размещения группы предметов на плоскости бумаги, где последняя представляется чаще всего как бы заключенной в треугольник или четырехугольник, в зависимости от характера группы. Здесь очень важно уравновесить группу предметов относительно листа бумаги с учетом направления движения натуры (вверх, вниз, налево, направо, по диагонали), а также в зависимости от освещенности и расположения теневых участков. Теневые участки также входят в общую компоновку на листе. Во избежание порчи листа при размещении изображения для начала следует поработать над эскизом. Эскиз может быть выполнен на клочке бумаги либо непосредственно на полях заданного формата листа бумаги. При этом очень важно, чтобы очерченная рамка в масштабе точно соответствовала размеру сторон основного листа бумаги. В противном случае компоновка может не состояться. Размеры рамок эскизов компоновки не следует делать большими, достаточно в пределах 5-7 см. Располагают их в соответствии с характером постановки по горизонтали или по вертикали.
Рис. 78. Последовательность рисования натюрморта
Таким образом, наметив группу предметов ограничительными рамками в виде треугольника или четырехугольника, следует проверить, как они расположились на формате. Если они смещены в какую-либо из сторон, то следует их уравновесить. Уравновесив границы рамки группы предметов, нужно наметить внутри нее взаимные расположения отдельных предметов сообразно их натурной постановке. При этом нужно строго следить за пропорциональными величинами предметов по отношению друг к другу, а также за характером формы (узкая, широкая, круглая и т.п.). После чего следует приступить к их построению с учетом дополнительного уточнения размеров, характера форм и взаимного расположения по отношению друг к другу.
- Закон света и теней
- Рисование группы геометрических тел
- Рисование группы геометрических тел
- Рисование бытовых предметов
- Рисование бидона
- Рисование гипсовой вазы
- I. Анализ формы предметов постановки
- II. Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги
- III. Конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение рисунка на плоскости
- IV. Выявление объемной формы предметов светотенью
- V. Полная тональная проработка формы
- VI. Подведение итогов работы над рисунком
- Рисование натюрморта
- Рисование архитектурных деталей (капителей и гипсовых орнаментов)
- Рисование капители
- Рисование капители дорического ордера
- Рисование ионической капители
- Рисование орнамента
- Рисование гипсовой розетки
- Рисование интерьера
- Построение композиции из геометрических форм по плану и фасаду
- Рисование экстерьера