logo
СНиП / Раздел 2 / СНиП 2

Черт. 4. Схемы продольных рам одноэтажных каркас­ных зданий (с применением и без применения кранов)

а—в— типы соединений элементов каркаса

Группы подра- батываемых территорий

Группы условий строительства на просадочных грунтах

Номер черте

жа

Соединения

Дополнительные мероп­риятия по обеспечению устойчиво-

сти здания

колонн и ригелей

колонн и фундаментов

А. Поперечные рамы

IV; ²Vк; ²²²

0; ²; ²²; ²²², IV;

3,а

Шарнирно-неподвижное

Жесткое

-

²²; ²; ²Vк

²²'; ²²²'

3,б

То же

Для колонн средних рядов — жесткое, край­них — шарнирно-непод­вижное

-

²²; ²; ²Vк

0; ²; ²'; ²²'; ²²²'

З,в

Для группы колонн — шарнирно-неподвижное, для группы ко­лонн шарнирно-под­вижное

Жесткое

-

²; ²V; ²²²к

0; ²; ²'; ²²'; ²²²'

3,г

Шарнирно-неподвиж­ное

Для колонн средних рядов — жесткое, крайних — шарнирно-непод­вижное

Установка связей-рас- порок в одном уровне

²²к; ²к;

0

3,д

Тоже

Для колонн средних рядов — жесткое, край­них — шарнирно-непод­вижное

То же, в двух уровнях

²²; ²; ²Vк

²'; ²²'

3,е

Шарнирно-неподвиж­ное

Шарнирно-неподвиж­ное

Установка в средней части здания верти­кальных связей между колоннами и связей-распорок между фун­даментами

Б. Продольные рамы

IV; ²Vк; ²²²

0; ²; ²²; ²²², IV; ²'

4,а

Шарнирно-неподвиж­ное

Жесткое

То же

²²; ²; IV к

0; ²; ²'

4,б

То же

,,

,,

²; ²²к; ²²²к

0; ²'

4.в

,,

Установка в средней части здания верти­кальных связей с при­менением линейно-подвижных соедине­ний, а между фундамен­тами — связей-распорок в двух уровнях

Примечание. В зданиях с мостовыми кранами на подрабатываемых территориях групп ²к и частично ²²к, а также на просадочных грунтах групп 0, ² и ²² целесообразно предусматривать выравнивание каркаса.

9. При проектировании одноэтажных каркасных производственных зданий следует, как правило, применять колонны с шагом 6 и 12м.

Каркасы с колоннами шагом крайних рядов 6 м и средних 12—18 м с применением подстропильных конструкций допускается предусматривать на подрабатываемых территориях групп IV, III и ²Vк и на просадочных грунтах групп ²—IV, ²²', ²²²'.

10. При проектировании одноэтажных каркас­ных зданий не следует учитывать перемещения ос­нований фундаментов:

вертикальные, если разность осадок фунда­ментов колонн при расчете на особое сочетание нагрузок не превышает значений, приведенных в СНиП 2.02.01-83 „Основания зданий и сооруже­ний";

горизонтальные, если их значения не превышают значений предельных горизонтальных перемещений, приведенных в табл. 2 настоящего приложения.

11. В случаях, когда несущая способность ко­лонн, опирающихся на отдельно стоящие фундамен­ты, недостаточна для восприятия усилий от дефор­маций земной поверхности, в дальнейшее усиление колонн или уменьшение длины отсеков нецелесо­образно, следует предусматривать устройство меж­ду фундаментами связей-распорок в одном или двух уровнях.

Связи-распорки в двух уровнях целесообразно применять на подрабатываемых территориях групп ², ²к—²²²к и на просадочных грунтах групп ²-0, а также на площадках со сложными горногеологическими условиями, рассмотренными в пп. 4.26 и 4.27.

Для уменьшения в связях-распорках усилий от воздействия сдвижения грунта следует устраивать шов скольжения по площади контакта подошвы фундамента с бетонной подготовкой.

Если перечисленные мероприятия не обеспечи­вают требуемой несущей способности колонн, сле­дует изменить конструктивную схему здания или

Таблица 2

Вид каркаса

Предельные горизонтальные перемещения оснований фундаментов

в плоскости рамы

в направле­нии связей

Из железобетонных колонн сечением площадью 0,15 м2

0,002h

0,004h

То же, сечением площадью от 0,1 до 0,15 м2 включ.

0,004h

0,006h

Из стальных колонн

0,010h

0,020h

Примечание. За величину Н принимается высота колонн первого яруса рамы.

предусмотреть устройство фундаментов в виде пе­рекрестных балочных систем, сплошных железо­бетонных плит и т. д.

12. Устойчивость одноэтажных каркасных зда­ний (отсеков) в поперечном направлении следует обеспечивать защемлением колонн в фундаментах (см черт. 3 настоящего приложения). В продольном направлении по всем средним рядам колонн необ­ходимо устраивать блоки жесткости с вертикаль­ными связями между колоннами (см. черт. 4 нас­тоящего приложения) . В пределах блока жесткости фундаменты колонн необходимо связывать связя­ми-распорками.

Допускается обеспечивать устойчивость каркасов одноэтажных зданий установкой специальных эле­ментов жесткости (диафрагм, колонн увеличенного сечения, многоэтажных пристроек) по продоль­ным и поперечным рядам колонн.

Для снижения усилий в вертикальных связях при неравномерных деформациях основания их сле­дует выполнять с применением линейно-подвиж­ных соединений, допускающих возможность пере­мещения колонн связевого блока при неравномер­ных осадках относительно связей (см. черт. 4,в нас­тоящего приложения).

Устойчивость многоэтажных зданий в попереч­ном и продольном направлениях следует обеспечи­вать защемлением колонн в фундаментах, устройст­вом между колоннами вертикальных связей или выполнением жестких узлов соединений ригелей с колоннами.

Вертикальные связи, обеспечивающие пространст­венную устойчивость здания или его отсеков, следу­ет группировать в пространственные блоки в сред­ней части здания (отсека). Для обеспечения сов­местной работы каркаса и пространственных бло­ков необходимо, чтобы перекрытия имели доста­точную жесткость в горизонтальной плоскости.

13. Предельные длину и ширину отсека каркас­ного здания следует определять в зависимости от расчетных величин деформаций земной поверхнос­ти.

Деформационные швы между отсеками следует проектировать в виде парных рам или шарнирно-подвижного опирания пролетных конструкций и пе­рекрывать их компенсаторами с заделкой элас­тичным заполнителем (пороизолом, поролоном, макропористой резиной и т. п.) .

14. Для покрытий одноэтажных каркасных зда­ний следует, как правило, применять наиболее простые статически определимые конструкции.

15. Целесообразность применения неразрезных систем покрытий следует в каждом случае обосно­вывать статическим расчетом на неравномерные де­формации основания.

16. Применение в качестве покрытий складчатых, тонкостенных пространственных конструкций (сво­дов-оболочек) и т.п. должно быть обосновано стати­ческим расчетом с учетом воздействия неравномер­ных деформаций основания, динамических воздейст­вий технологического оборудования, подвесных или мостовых кранов, необходимости (в отдельных слу­чаях) выравнивания здания и других факторов.

17. Для защиты покрытий каркасных зданий от попадания воды при повреждениях кровли вследст­вие неравномерных деформаций основания в местах примыкания перекрытия к торцовым и продольным (при внутреннем водостоке) стенам следует устраи­вать в местах примыкания покрытий соседних про­летов компенсаторы (с теплоизоляцией на деформа­ционных швах), а также проклеивать места установ­ки компенсаторов и швы между плитами покрытия внутри гидроизоляционного ковра дополнительны­ми полосами рубероида шириной 1 м.

18. В качестве ограждающих конструкций для каркасных зданий следует применять унифициро­ванные крупноразмерные стеновые панели, обеспе­чивая их податливое крепление к элементам карка­са здания таким образом, чтобы нагрузки на ограж­дающие конструкции от деформирования каркаса были минимальными или совсем исключались.

Стеновые ограждающие конструкции следует за­креплять в двух углах по горизонтали шарнирно-подвижно, а в двух других — шарнирно-неподвижно. Допускаемую разность осадок смежных колонн зда­ния Dh следует определять по формуле

где Dn— величина зазора между стеновыми пане­лями;

l— расстояние между осями смежных ко­лонн;

Нn высота стеновой панели.

19. При применении самонесущих каменных стен следует предусматривать их разрезку у колонн кар­каса здания с опиранием на рандбалки и креплением к элементам каркаса. Внутренние стены, проходя­щие по осям каркаса здания, следует крепить к ко­лоннам гибкими анкерами и предусматривать зазо­ры не менее 50 мм в местах примыкания к наруж­ным стенам, плитам и ригелям и в местах пересече­ния их технологическими и санитарно-техническими трубопроводами.

20. Жесткие полы по грунту (бетонные, ксилоли­товые и др.) необходимо проектировать с разрезкой их на карты со сторонами не более 6 м. Ширину шва между картами следует определять по формуле (4) П.4.31 и формуле (1) рекомендуемого приложе­ния 1, в которых за величину L и L0 следует прини­мать расстояние между центрами смежных карт в рассматриваемом направлении. Швы между картами следует заделывать эластичным заполнителем (би­тумной мастикой, пороизоловым жгутом и др.). Допускается использовать бетонный армированный пол в качестве связей-распорок. В этом случае его не следует разрезать на карты.

21. Стены лестничных клеток допускается ис­пользовать в качестве блоков жесткости, обеспе­чивающих пространственную устойчивость здания (отсека).

Размеры проемов в перекрытиях под оборудова­ние и коммуникации следует назначать с учетом их возможных взаимных смещений в горизонтальной плоскости. Необходимо предусматривать возмож­ность рихтовки оборудования в процессе подра­ботки.

22. В производственных зданиях в качестве подъемно-транспортных средств следует отдавать предпочтение подвесному и напольному подъемно-транспортному оборудованию.

Для обеспечения нормальной работы кранов сле­дует предусматривать возможность рихтовки под­крановых конструкций, регулировки подвесок.

23. В зданиях с мостовыми кранами следует при­менять разрезные подкрановые балки.

В местах разделения здания на отсеки следует предусматривать консольное опирание подкрано­вых балок или устройство специальных балок-ком­пенсаторов, деформационную способность которых следует определять в зависимости от ожидаемой ве­личины деформационного шва.

24. Габариты приближения кранов к элементам здания необходимо назначать с учетом возможных рихтовок крановых путей. Допускается увеличение высоты надкрановой части колонны или применение металлических подкрановых балок с пониженной опорной частью.

25. Величина наклона подкранового пути мосто­вых кранов, вызванного деформациями земной по­верхности, не должна превышать следующие пре­дельные значения:

в поперечном направлении i=4•10-3;

„продольном „ i=6•10-3.

Необходимую степень рихтовки путей и габариты приближения кранов следует определять исходя из расчетных деформаций земной поверхности и пре­дельных значений наклонов подкрановых путей.

После окончания активной стадии сдвижения земной поверхности подкрановые пути должны быть отрихтованы в соответствии с Правилами уст­ройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Обязательное