logo
"Космическая архитектура" Ивана Леонидова

Глава 3. Связь микрокосма и макрокосма. Принцип живого единства Человека и Вселенной

В 1930-е гг. Леонидов не только не отказывался от космического мироощущения, но продолжал развивать его в сторону глубинного изучения микрокосмоса как «обратной стороны» макрокосма. Его настольными книгами, вдохновлявшими проекты, были труды по кристаллографии и натурфилософии. Опираясь на принципы образования природных форм, он занимался изучением многогранников как выразительной архитектурной структуры. Параллельно создавал собственный язык ландшафтного «дизайна» - малоосвоенного в то время вида проектирования. Леонидов не только сохранил «космический пафос» ранних архитектурных проектов до 1959 г., но и углублял, последовательно разрабатывал «космическую интонацию» в своем творчестве, независимо от обстоятельств. В этом заключается уникальность его личности.

Он был уверен в уместности, реализуемости, своевременности предлагаемых архитектурных решений. На протяжении всех 1930-х гг. он доказывал, что его проекты - не только архитектурная графика.

Однако, если в архитектурных кругах замыслы Леонидова казались «чудаковатыми», то в более широком культурном контексте его творчество было созвучно феномену, получившему название «русского космизма», - специфическому явлению в отечественной культуре 1900-1930-х гг., отразившемуся в философии, науке, изобразительном искусстве.

Подобно философам и художникам-«космистам» Леонидов последовательно проводил в своем творчестве принцип живого единства Человека и Вселенной. Каждое свое произведение он выстраивал так, что в нем можно было «видеть Космос». С одной стороны, это был свернутый космос микромира, прообразами которого служили наблюдения натурфилософа Э.Г. Геккеля, кристаллографов Е.С. Федорова и А.К. Болдырева, с другой - макромир планет, звезд, галактик.

Как известно, Иван Леонидов изучал труды Геккеля в 1930-е гг. На основе реальных форм живой природы он проектировал удивительные ландшафтные пространства и архитектурные объекты необычных форм, постигая космос микромира. Его интересовало, как работает с формой сама Природа, и путеводителем в этом направлении стал труд Геккеля «Красота форм в природе». В этой книге Геккель вывел основные законы построения тела любого живого организма и представил собственную классификацию видов органических форм, в зависимости от их геометрических особенностей.