Введение
Архитектура известного советского конструктивиста Ивана Леонидова (1902-1959) по сей день вызывает дискуссии. Многие исследователи поначалу воспринимают творчество И. Леонидова как романтичного мечтателя, создававшего экзотические проекты для далекого будущего, художника, «затравленного» окружением и поэтому не сумевшего ничего построить, кроме лестницы в Кисловодском санатории. Родился удобный и притягательный для массового сознания образ трагического героя, гениального архитектора, не понятого временем, одинокого мечтателя - провидца, отверженного социальной жизнью. Эти штампы имеют мало общего с реальностью. И тем более не помогают приблизиться к пониманию «феномена Леонидова».
Архитектор Иван Ильич Леонидов создавал свои архитектурные проекты, творя свое космическое мироздание, которое должно было обеспечить гармоническое равновесие между Природой, Архитектурой и Человеком. Еще в 1920-е гг., пытаясь определить специфику леонидовских произведений, исследователи называли их «космической архитектурой» (В. Палладини), обращая внимание на «футуристическую игру материалов и конструкций, грандиозный масштаб сопоставлений пластических форм».
Что же такое «космическая архитектура» Ивана Леонидова - удачная метафора современников? Обозначение новаторского и утопичного характера архитектуры мастера? Название основной интонации «конструктивистского» периода в творчестве архитектора или определение сущностной, «стержневой» черты его творчества?
- Введение
- Глава 1. Новое космическое сознание советских архитекторов
- Глава 2. Космическое мироощущение Леонидова
- Глава 3. Связь микрокосма и макрокосма. Принцип живого единства Человека и Вселенной
- Глава 4. Построение живой архитектурной формы. Мышление и формообразование
- Глава 6. Идея синтеза культур Востока и Запада. Образ лестницы, соединяющей миры
- Заключение