Заключение
Рубеж 1920-1930-х гг. считается наиболее ярким и плодотворным в творчестве И. И. Леонидова. Это был период радикальных суждений, «революционной» графики, эпатирующих архитектурных идей. Однако феномен «космической архитектуры» Ивана Леонидова не сводился только к проектной деятельности мастера и его архитектурной графике. В этот период Леонидов активно проявлял себя как архитектор-художник и архитектор-изобретатель, архитектор-философ и архитектор-общественный деятель, но еще не прошло достаточно времени, чтобы развернулись многогранность и полнота «многозначий» леонидовских интонаций, чтобы «космизм» как особое мировидение и мироотношение архитектора раскрылся в богатстве форм и смысловых оттенков. Поэтому феномен «космической архитектуры» Леонидова на этапе с 1927 по 1931 гг. можно рассматривать как «формальную», «наглядную», «иллюстративную» стадию проявления «космизма» в архитектуре мастера.
Период 1930-х гг. - это время более сложного, натурфилософского понимания Леонидовым мира и роли архитектуры в нем, натурфилософской интонации космизма. Не только визуальные ассоциации с планетами и небесными светилами входят в его проекты, но и поиск высших законов организации архитектуры и ориентация на принципы морфологии органического мира, по которым выстраиваются все формы живой природы, привлекали его внимание в это время. 1930-е гг. - время, которое подготовило прорыв Леонидова к углубленной работе над Городом Солнца - «проектом всей жизни архитектора». Таким образом, лестница в Кисловодске стала, с одной стороны, итогом творческих поисков 1930-х гг., с другой - утверждением нового масштаба «космических идей», грандиозного архитектурно-этического проекта двух последних десятилетий жизни мастера.
Список использованной литературы
1.Пападини В. Современный дух и новая архитектура в СССР //Иван
Леонидов: Начало XX - начало XXI веков: Материалы, воспоминания, исследования. М., 2002.
2. Наков А. Б. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство. Россия и Польша. М., 1997.
3. Добрицына И. А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. М., 2004.
4. Москва за месяц// Строительство Москвы. 1933. № 9.
5. Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. Т. 1. М., 1996.
6.Ревзин Г. Очерки по философии архитектурной формы. М., 2002.
7. Ситар С. За космизм // Проект Россия. 2000. № 1 (15).
8. Хан-Магомедов С О. Иван Леонидов. М., 2010.
9. Геккель Э. Красота форм в природе. СПб., 1903.
10. Леонидов И. Записка к проблеме памятника // СА. 1929. № 4.
11. Гинзбург М. Я. Архитектура санатория НКТП в Кисловодске. М., 1940.
12. Гозак А Иван Леонидов. М., 2002.
13. Леонидов И. И. Рабочие заметки к проекту Города Солнца - острова Наций, резиденции ООН, столицы обновленного послевоенного мира (фрагменты). 1945 год// Иван Леонидов: Начало XX - начало XXI веков: Материалы, воспоминания, исследования. М., 2002.
14. Леонидов А. Остров цветов в Городе Солнца //Архитектура (Приложение к «Строительной газете»). 1988. № 24.
- Введение
- Глава 1. Новое космическое сознание советских архитекторов
- Глава 2. Космическое мироощущение Леонидова
- Глава 3. Связь микрокосма и макрокосма. Принцип живого единства Человека и Вселенной
- Глава 4. Построение живой архитектурной формы. Мышление и формообразование
- Глава 6. Идея синтеза культур Востока и Запада. Образ лестницы, соединяющей миры
- Заключение