logo
"Космическая архитектура" Ивана Леонидова

Глава 6. Идея синтеза культур Востока и Запада. Образ лестницы, соединяющей миры

Леонидову были близки архетипические основания форм культуры, в т.ч. Востока и Запада в их синтезе. Это также роднило его с идеями космизма. Мысль о целостности планетарно-космической эволюции Земли, о формировании здесь особой ноосферной оболочки, возникающей на основе взаимопроникновения, взаимообогащения духовных традиций Востока и Запада, Севера и Юга объединяла космистов религиозно-философского, естественнонаучного и художественного направлений. Леонидова увлекали универсумные формы. Известно, что в 1930-е гг. он интересовался архитектурой Китая, Индии, Древнего Египта и др. В его проектах появились формы, в которых узнавался прообраз - колонные залы древнеегипетских храмов, выпуклые полусферы буддийских ступ с характерным зонтичным завершением, а также сооружения, напоминающие китайские пагоды. Помимо Востока Леонидов обращался к западным архитектурным прототипам - к образам античной классики, примерам эпохи Возрождения. Не оставалось без внимания и древнерусское зодчество.

Архитектор мог почти дословно цитировать архитектуру прошлого (например, афинский Акрополь при планировке Дарсана (1937)), но чаще он на основе прообраза создавал новую, необычную форму.

Особый интерес вызывает парковая лестница санатория Наркомата тяжелой промышленности им. С. Орджоникидзе в Кисловодске (1938). В лестнице сохраняются космические ассоциации с планетарной системой, вращающейся вокруг Солнца. Таковы объемы выпуклого ядра-амфитеатра и концентрических окружностей «орбит небесных тел», с которыми ассоциируются округлые площадки между лестничными маршами и весомые полукружия скамеек - «планет».

Острое чувство Земли как планетарного тела, преломленное через особенности ландшафта Кисловодска и окрестностей с их характерным рельефом, «источенным» природными нишами, пещерками, древнейшими ступенчатыми структурами, отзвучало в леонидовской лестнице через схожие формы «впадин» скамеек, «выемок» открытых галерей, «вогнутости» пандусов нижней лестницы. Лестница словно срасталась с «телом» Земли, становясь «пластически очищенным» продолжением органической жизни Природы.

Через архитектурно-пластическое решение Леонидов в своем творчестве переживает, постигает мифологическую сущность лестницы вообще, архетип «лестницы». В кисловодской лестнице он обращается к формам, имевшим в традициях различных культур связь с «высшими» смыслами. «Эта сложная система, развернутая по вертикали, по мировой оси, по оси времени, может иметь два основных пути прочтения: “онтологический” путь - путь становления и развертывания Мира сверху вниз, от до-бытия к бытию, и “гносеологический” путь - путь познания снизу вверх, от повседневного бытия к истокам Вселенной, к Абсолюту», - пишет Н. Л. Павлов. В.Н. Топоров рассматривает «архетипический образ» лестницы не только как образ связи Верха и Низа, но и как образ узла, скрепляющего пространство («Нередко образ космической лестницы возникает в главном ритуале, приуроченном к космическому центру, когда в критической ситуации (угроза распада космически организованного мира в хаосе) требуется восстановление связи земли с небом, чтобы использовать космические силы неба в новом устройстве земли», образ шкалы, «задающей размеры вселенной по вертикали», образ «духовной» лестницы как «средства сублимации духа». Эта лестница является способом удержания гармонии природных стихий, инструментом укрепления земли: чтобы она перестала колебаться и, наконец, стала твердью. Здесь лестница есть нить, стягивающая, связующая пространства, скрепляющая пространства различных уровней. Леонидов очень строго отслеживает наличие стержня (опорной оси) вокруг которой выстраиваются смещения. Этот стержень явно ощущается в композиции кисловодской лестницы. Архитектор не прорисовывает его визуально жестко, а уводит словно в недопроявленность. Проблема преображения человеческого мира при помощи архитектуры, проблема духовного наполнения человека через архитектуру, проблема утверждения достоинства человека воплощались в лестнице Леонидова, и эта мировоззренческая позиция, выдвигающая этические проблемы в качестве первоочередных, роднила его с космистами.

Для самого автора этот проект не был законченным в себе, конкретным проектом, а являлся воплощением «сверхпроекта» - материализацией части гигантского «идеального города». По описаниям и сохранившимся изображениям, нижняя часть лестницы точно повторяет эскизный рисунок театра в Городе Солнца.