Глава 1. Новое космическое сознание советских архитекторов
Искусству первой трети XX в. в целом была свойственна увлеченность космосом. «Явственный "космический" уклон», «астрономическая тематика», «космизм», «новое космическое сознание», «новое космическое видение», «космическая бездна», «жанр чувственного восприятия космических полетов будущего», «космическая тема», «новая космогония» и др. - все эти понятия активно использовались исследователями искусства 1910-1920-х гг. Однако подобные определения исчезали из трудов искусствоведов, занимающихся искусством 1930-1950-х гг. «Космический пафос» сохранялся только в узких рамках советской космической отрасли, вытесняемый из художественной жизни «сталинским ампиром». Увлеченные космической тематикой Г. Крутиков и В. Калмыков в 1930-е гг. ушли из области поискового проектирования в практическое русло, первый занимался архитектурой метро, второй - проблемами типового строительства для восточных республик СССР. Архитектурные фантазии Я. Чернихова из световых потоков и парящих в невесомости абстрактных объектов превратились в грандиозные «Дворцы коммунизма» - монументальные и внушительные неоклассические аллюзии 1930-х, созвучные эстетике «сталинского ампира». В это же время упрощенная неоклассика реальных построек Л. Хидекеля пришла на смену ощущению планетарности архитектуры. Даже К. Малевич, продолжая в 1930-е гг. развивать «вселенские» идеи супрематизма, возвратился к реалистической живописи.
Яков Чернихов «Архитектурная фантазии» Г. Крутиков «Летающий город»
- Введение
- Глава 1. Новое космическое сознание советских архитекторов
- Глава 2. Космическое мироощущение Леонидова
- Глава 3. Связь микрокосма и макрокосма. Принцип живого единства Человека и Вселенной
- Глава 4. Построение живой архитектурной формы. Мышление и формообразование
- Глава 6. Идея синтеза культур Востока и Запада. Образ лестницы, соединяющей миры
- Заключение