14.Особенности садово-паркового искусства Востока.
Садово-парковое искусство Дальнего Востока. Китай. История садов Китая насчитывает более трёх тысячелетий. Назначение китайского сада заключалось в том, чтобы вызвать у зрителя философское настроение, сады символизировали рай на Земле.
Китайский ландшафт - это сочетание геометрических форм архитектуры зданий в гармонии с мастерски - сделанными искусственными пейзажными композициями (как правило, речь идёт об императорских дворцах). Сады Китая очень разнообразны и не похожи друг на друга. Их сложно объединить в том или иной стиль, кроме того большой сад внутри делился на несколько – это были сады естественных пейзажей, домашние сады, сады учёных, сады литературы. Сады учёных и литературы – в них нет официальной парадности, они предназначались для отдыха, размышления, интеллектуальной работы.
В Китае сады делали путём совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы. Своеобразное понимание природы в садово-парковом искусстве Китая, одного из самых древних и самобытных искусств в мире, оказало влияние на развитие пейзажного парка в Европе. Обобщение и отражение облика природы служит основным принципом. Китайцы «отдохновение предпочитают прогулке», отсюда и построение сада, основанное на созерцание пейзажей. По правилам китайского ландшафтного проектирования, сад нужно было разбивать, чтобы существовало несколько видовых планов, один плавно переходящий в другой.
Большая смена впечатлений создаётся построением сложного рельефа: холмы, скалы, овраги сменяются долинами и лугами, тёмные хвойные леса перемежаются с солнечными лиственными лесами, мшистые скалы с бурными потоками сменяются спокойной гладью озер. Меланхолия, радость и ликование вызываются путём контрастных решений сада. Для усиления впечатлений китайцы пользовались звуковыми эффектами бушующего ветра, эха, пения птиц, шума воды. Парки изобилуют небольшими озёрами, с характерными высокими мостиками, павильонами с черепичными крышами, киосками, арками, пагоды (композиции из естественного камня) и другими сооружениями, которые ставились на местах с лучшими видами для отдыха и любования природой. Слияние с окружающей природой возводится в принцип, уничтожаются даже ограда, которая заменяется рвом или ограждением, спрятанным в замаскированный ров. Естественный ландшафт служит продолжением парка.
Японские сады
возникли под впечатлением китайских садов. Отличие японского и китайского садов С.С. Ожегов описывает так «… В Японии сад формируется вокруг компактной, как правило, симметричной, группы зданий. Китайский сад включает симметричные группы зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами. В Китае основные, наиболее выразительные точки зрения на пейзаж подчёркнуты беседками, воротами, специальными круглыми проёмами (в форме луны). Японский сад проектируют так, чтобы смена красивых пейзажей шла непрерывно вдоль обусловленного пути следования…».
Религия Японии – синтоизм – своими корнями уходит в природу. Церемонии и боги синтоизма тесно связаны с временами года и пейзажем. С возведением столицы – Киото – культура создания садов начала расцветать. Это время известно как период Хейан (794- 1185 г н.э.), который связывают с появлением характерного для садов стиля. Многие сады в этот период занимали большие территории. Почти всегда в центре сада располагался б
ольшой пруд, который служил ещё и для снабжения водой. В садах особо ценилираннецветущие растения, большое внимание уделяли вечнозелёным растениям и хвойным. Для осеннего цветения широко использовали хризантемы. Японский сад – это огромный источник образов для зрителя, место превращения и уголок мечтателя, позволяющий выйти за пределы каждодневной реальности. Сады в Японии в прошлом предназначались для медитации, их создавали, чтобы радовать глаз, служить пищей для ума и чувств. Первое упоминание о саде в Японии относится к 74г н.э. Первые сады, по литературным источникам, изобиловали извилистыми ручейками, их разбивали вокруг прудов. Растения в садах были очень разнообразными.
Основные идеи японского сада: миниатюризация и символизм, основные качества - природная достоверность и художественность. Японский сад рассчитан на статическое восприятие. По традиции сады планируют так, чтобы с места наблюдения, особенно с берега водоёма, открывался живописный вид.
Основные материалы для японских садов: вода, камень, растительность.
Вода по площади может занимать от 30 до 70%, устраиваются острова, всевозможные мостики. Камень и вода символизировали мощные силы природы, и эти устройства садов по сей день не утратили своего символического значения. Отдельные и собранные в композиции камни (исигуми) являются «скелетом» сада. Камни в садах всегда располагались по особым правилам, их подбирают по типу, цвету, фактуре.
Японский сад пропитан символикой, например, острова в водоёмах - черепаха, журавль.
Создавались сады мхов, сады камней, миниатюрные сады, сады для чайных церемоний.
Именно в Японии научились специально старить камни, скульптуры, выращивать миниатюрные растения.
- 1. Цели, задачи ландшафтной архитектуры (что такое л.А. И какие вопросы решает, современное положение и перспективы).
- 2.Типология объектов ландшафтной архитектуры
- 3. Ландшафт и его виды. Географический ландшафт, природный ландшафт Географический ландшафт
- 4.Ландшафт и его виды. Агрокультурный ландшафт, антропогенный ландшафт.
- 5.Ландшафт и его виды. Исторический ландшафт, социальный ландшафт, культурный ландшафт.
- 7Влияние элементов ландшафта на организацию городской территории
- 8 Современные приёмы благоустройства с целью формирования эстетически полноценной и экологически безопасной городской среды.
- 9Система озелененных территорий города
- 12.Символика в ландшафтной архитектуре и связь с другими видами искусства.
- 13. Тема: Регулярные и Пейзажные парки.
- 14.Особенности садово-паркового искусства Востока.
- 15.Особенности садово-паркового искусства Западной Европы.
- 16.Особенности садово-паркового искусства Белоруссии.
- 17 Архитектурные сооружения в ландшафте, их стилистика. Самые известные дворцово-парковые ансамбли.
- 18.Ландшафтный анализ проектируемого участка и окружающей территории. Предпроектные исследования и проектная документация.
- 19.Естественные элементы ландшафтов и их преобразование (рельеф, растительность, вода, камни.)
- 23. Композиция древесно-кустарниковых насаждений. (Солитер, древесные группы, живая изгородь, формы крон. Массив, аллея, роща.
- 24. Архитектура цветочного оформления (цветочный партер, бордюр, клумба, рабатка, солитер, группа, миксбордер,), газоны (партерный, декоративный, луговой, мавританский, спортивный или спецназначения).
- 25. Проектирование элементов оформления рельефа(геопластика).
- 26 Композиции с использованием камня
- 27.Виды покрытий и область применения их в благоустройстве и ландшафтном дизайне.
- 28.Водные устройства и акватории
- 29 Современные приемы водного благоустройства городов
- 30Элементы ландшафта
- 31ГОродской дизайн
- 32.Типология специализированных садов и парков.
- 33. Функциональное зонирование и ландшафтная организация специализированных парков.
- 34 Архитектурно - планировочное решение садов и парков