Методические указания
При рассмотрении земельных отношений (ЗХ. §23, 27-56,65-66, 136, 165) необходимо уяснить, что характерной особенностью древневавилонского общества являлось длительное сохранение общины, а право собственности на землю было обусловлено членством в общине. Нужно выяснить: каким категориям населения принадлежала земля и на каких условиях (владения или собственности), имелись ли ограничения в распоряжении ею. В чем заключались особенности землевладения различных категорий служилых людей. Найти свидетельства существования общины в статьях, касающихся коллективной ответственности, выкупа воинов, семейных отношений. Подумать, почему материал об общинах в судебнике невелик. Чтобы правильно оценить положение рабов в Вавилоне (ЗХ. §7, 15-20, 113-119, 170-171, 175-176, 195-199, 215-227, 178-182) выделите различные категории рабов по их принадлежности (авилуму, храму, дворцу, мушкенуму), по способу, каким попали в рабство (пленный, купленный раб, раб-должник и т.д.). Разберитесь в правовом и имущественном положении различных категорий рабов. Ответьте на вопросы: чей труд – свободных или рабов был преобладающим в экономике; чем, главным образом, были заняты упоминаемые в судебнике рабы, возможен ли был переход из рабского состояния в свободное. Особо нужно выделить долговое рабство, подумав над тем, в чем заключаются особенности юридического положения попавших в долговую кабалу свободных людей, каким образом вмешивается законодатель в отношения должника и кредитора, почему он это делает. Сделайте вывод: дают ли законы Хаммурапи полное представление о рабстве в Вавилоне.
Занятие 3
Право и судопроизводство в Вавилоне.
Брачно-семейные отношения, семейное и наследственное право.
Деспотическая власть Хаммурапи и ее особенности.
Обязательная литература
См. занятие 1 и 2.
Дополнительная литература
См. занятие 1и 2.
Дьяконов, И.М. Гражданское общество в древности / И. М. Дьяконов, В. А. Якобсон // Вестник древней истории. – 1998. – № 1. – С. 22-30.
- Содержание
- Введение
- Методические рекомендации к семинарским занятиям вводное занятие
- Тема 2. Становление и развитие родового строя
- Методические указания
- Тема 3. Духовная культура первобытного общества
- Методические указания
- Тема 4. Экономика и общественный строй древней вавилонии
- Методические указания
- Методические указания
- Методические указания
- Тема 5. Культура древней месопотамии
- Тема 6. Общеегипетское государство в период среднего царства
- Тема 7. Общественный строй египта периода нового царства
- Тема 8. Культура древнего египта
- Тексты источников Мирный договор между Рамсесом II и хеттским царем Хаттусили III
- Надпись из гробницы Эйе
- Тема 9. Общественно-экономические отношения в ассирийском и хеттском царствах по данным судебников
- Методические указания
- Методические указания
- Методические указания
- Тема 11. Общественный строй древней индии по «артхашастре» каутильи и «законам ману»
- Методические указания
- Тема 12. Китай эпохи древних империй
- Методические указания
- Организация самостоятельной работы студентов Методические рекомендации по выполнению заданий репродуктивной самостоятельной работы Кроссворд
- Конспект источника
- Методические рекомендации по выполнению заданий эвристической самостоятельной работы
- Реферат
- Презентация
- Анализ научно-популярного фильма
- Аналитический обзор Интернет-ресурсов по теме дисциплины
- Тематика рефератов
- Контрольные и тестовые материалы к промежуточной аттестации
- Тематика докладов
- Вопросы для рубежного контроля по истории первобытного общества и Древнего Востока
- Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля
- Www.Worldhist.Ru – Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство http://history.Rin.Ru/ - сайт по всемирной истории с картами и датами