Www.Worldhist.Ru – Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство http://history.Rin.Ru/ - сайт по всемирной истории с картами и датами
http://rikonti-khalsivar.narod.ru/ - электронная библиотека исторической литературы
http://www.alleng.ru/edu/hist1.htm - сайт «Образовательные ресурсы Интернета» – раздел «История»
http://anthropology.ru/ru/index.html - сайт «Антропология» с библиотекой статей
http://historiwars.narod.ru/ сайт «История войн» - материалы по истории войн и военных конфликтов
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html - электронная библиотека истфака МГУ
http://www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - библиотека электронных текстов МГУ по истории
http://www.archeologia.ru/Library/Book/All#1592 – библиотека портала «Археология» (археология и история)
http://historywars.ucoz.ru/ - сайт «Всемирная история войн»
http://www.philosophy.ru/ - библиотека философского факультета МГУ
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/_NIT_IST/_Nit_ist.html исторический раздел электронной библиотеки
http://www.arsasiatica.com/ - культура, искусство и религия Востока
http://eastlib.narod.ru/ - электронная библиотека восточной литературы, источников и научных работ
http://mesopotamia.nm.ru/ - древние цивилизации Месопотамии
http://ihtik.lib.ru/lib_ru_history_21sept2007.html - исторический раздел библиотеки «Ихтика»
1 Речь идет о лунных месяцах. Десять лунных месяцев соответствуют 280 дням, так
что реально имеется в виду выкидыш на 9-м месяце.
2Видимо, Марассантия (Галис, совр. Кызыл-Ырмак), окружающая своим изгибом центральные (внутренние) районы страны Хатти.
3Смысл статьи в том, что умыкающий женщину и его пособники становятся вне закона, как дикие звери, и их можно убивать безнаказанно.
4«Саххан» (примерный перевод - «дань, оброк, служба») хеттский термин, обозначающий некую государственную повинность, точный характер которой пока нельзя считать окончательно выясненным.
5Земельное владение члена общины, т.е. либо земельное владение большой семьи, либо земельное владение выделенного из нее младшего члена (отныне самостоятельного). «Ивару» - земля неотчуждаемая.
6Луцци (примерный перевод «барщина», «отработочная повинность») - государственная трудовая повинность, изначально распространявшаяся на всех трудоспособных членов хеттского общества, кроме привилегированной высшей знати.
7Некое сообщество, способное выделить землю, или, возможно, общинный совет, имеющий право распоряжаться землей на иных основаниях, нежели «жители общинного поселения» в целом.
8Хиппарасы - особая категория военнопленных, из которых государство образовывало псевдообщинные коллективы - твикканцы (они связывались круговой порукой, но не располагали ни самоуправлением, ни общинной собственностью на землю, почему государство и должно запрещать им куплю-продажу земли от собственного лица).
9Культовая должность?
10Совет высшей знати с судебными и политическими функциями, верхушка панкуса - столичного собрания граждан-воинов.
11Разумеется, не смертная казнь, а некое телесное и/или символически позорящее наказание.
12Видимо, некое позорящее наказание, наподобие позорного столба.
13Т.е. уничтожит чужой посев на поле и засеет его сам. Речь идет о присвоении чужого поля.
14Из состава владения целой большой семьи.
15Собственно, укрыватель, помогающий женщине припрятать украденную вещь. По месопотамскому обыкновению, нечетко очерченное по характеру преступление приравнивается к похожему общепонятному.
16 Т.е. сделать законной женой. Речь идет о соответствующем ритуале.
17 Досл. «сапер». Вероятно, «царский человек», служащий в войске, нечто вроде редума и баирума в ЗХ.
18 Т.е. ни даже с помощью какого-либо заклинателя.
19 Хурритский термин, обозначающий, видимо, какую-то категорию обложенных службой (повинностью) наделов.
20Межа, разделявшая земли отдельных «биту». Как видно из самого термина, община в норме систематически переделяла участки между состоящими в ней «биту», однако в жизни эта практика могла постепенно сходить на нет. Основной ячейкой общины-алу была большая семья или «дом» («биту»), включавшая три поколения родственников, подвластных патриарху, их предку по мужской линии.
- Содержание
- Введение
- Методические рекомендации к семинарским занятиям вводное занятие
- Тема 2. Становление и развитие родового строя
- Методические указания
- Тема 3. Духовная культура первобытного общества
- Методические указания
- Тема 4. Экономика и общественный строй древней вавилонии
- Методические указания
- Методические указания
- Методические указания
- Тема 5. Культура древней месопотамии
- Тема 6. Общеегипетское государство в период среднего царства
- Тема 7. Общественный строй египта периода нового царства
- Тема 8. Культура древнего египта
- Тексты источников Мирный договор между Рамсесом II и хеттским царем Хаттусили III
- Надпись из гробницы Эйе
- Тема 9. Общественно-экономические отношения в ассирийском и хеттском царствах по данным судебников
- Методические указания
- Методические указания
- Методические указания
- Тема 11. Общественный строй древней индии по «артхашастре» каутильи и «законам ману»
- Методические указания
- Тема 12. Китай эпохи древних империй
- Методические указания
- Организация самостоятельной работы студентов Методические рекомендации по выполнению заданий репродуктивной самостоятельной работы Кроссворд
- Конспект источника
- Методические рекомендации по выполнению заданий эвристической самостоятельной работы
- Реферат
- Презентация
- Анализ научно-популярного фильма
- Аналитический обзор Интернет-ресурсов по теме дисциплины
- Тематика рефератов
- Контрольные и тестовые материалы к промежуточной аттестации
- Тематика докладов
- Вопросы для рубежного контроля по истории первобытного общества и Древнего Востока
- Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля
- Www.Worldhist.Ru – Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство http://history.Rin.Ru/ - сайт по всемирной истории с картами и датами