Методические указания
При подготовке к занятию требуется внимательное чтение источника. При этом на отдельные карточки следует выписать соответствующие номера статей судебника с их кратким содержанием и собственными выводами. Необходимо постараться сгруппировать статьи по подвопросам, имея в виду, что многие статьи законов содержат материал по нескольким проблемам. При анализе сельского хозяйства необходимо ответить на такие вопросы: какое место оно занимало в экономике страны; какие сельскохозяйственные культуры, земледельческие работы, орудия труда, домашние животные и их эксплуатация упоминаются в источнике; как была устроена и функционировала система искусственного орошения. Нужно выделить категории основных производителей в сельском хозяйстве и их социальное положение. Для характеристики ремесла подобрать материал о ремесленных специальностях, организации ремесла, ремесленных изделиях, формах производства (на заказ или на рынок) и степени его развитости. На основании статьи 274 попытаться ответить на вопрос: чьи интересы защищает законодатель – ремесленников или нанимателей. При анализе торговли и ростовщичества нужно выделить категории торговцев, оценить взаимоотношения
между ними, проследить как осуществлялись расчеты и платежи, что было средством обмена и предметом торговли. В каких отраслях хозяйства действовали ростовщики, какими были условия ростовщических сделок, какова была прибыль ростовщиков и как относится законодатель к деятельности ростовщиков.
Занятие 2
Формы землевладения и землепользования. Роль общины.
Социальное деление вавилонского общества – «авелум» (человек) и «мушкенум». Категории свободного населения по роду деятельности.
Источники рабства и положение рабов.
Обязательная литература
См. занятие 1.
Дополнительная литература
Илюшечкин, В.П. Эксплуатация и собственность в сословно-классовых обществах / В. П. Илюшечкин. – М.: Наука, 1990. –
Дьяконов, И.М. Проблемы собственности: О структуре общества Ближнего Востока до середины II тыс. до н.э. / И. М. Дьяконов // Вестник древней истории. – 1967. – № 4. С. 13-35.
Дьяконов, И.М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности / И. М. Дьяконов // Вестник древний истории. – 1973. – № 4. – С. 3-29.
Редер, Д.Г. К вопросу о юридическом положении рабов по Законам Хаммурапи // Древний Восток. Сборник статей / под ред. Кацнельсона. – М.: Наука, 1975. – Вып. 1. – С.230-245.
Кошурников, С.Г. Городские старосты, градоправители и градоначальники: судопроизводство, царская администрация и община в старовавилонском Дильбате / С. Г. Кошурников // Вестник древней истории. – 1990. № 3. – С. 76-93.
- Содержание
- Введение
- Методические рекомендации к семинарским занятиям вводное занятие
- Тема 2. Становление и развитие родового строя
- Методические указания
- Тема 3. Духовная культура первобытного общества
- Методические указания
- Тема 4. Экономика и общественный строй древней вавилонии
- Методические указания
- Методические указания
- Методические указания
- Тема 5. Культура древней месопотамии
- Тема 6. Общеегипетское государство в период среднего царства
- Тема 7. Общественный строй египта периода нового царства
- Тема 8. Культура древнего египта
- Тексты источников Мирный договор между Рамсесом II и хеттским царем Хаттусили III
- Надпись из гробницы Эйе
- Тема 9. Общественно-экономические отношения в ассирийском и хеттском царствах по данным судебников
- Методические указания
- Методические указания
- Методические указания
- Тема 11. Общественный строй древней индии по «артхашастре» каутильи и «законам ману»
- Методические указания
- Тема 12. Китай эпохи древних империй
- Методические указания
- Организация самостоятельной работы студентов Методические рекомендации по выполнению заданий репродуктивной самостоятельной работы Кроссворд
- Конспект источника
- Методические рекомендации по выполнению заданий эвристической самостоятельной работы
- Реферат
- Презентация
- Анализ научно-популярного фильма
- Аналитический обзор Интернет-ресурсов по теме дисциплины
- Тематика рефератов
- Контрольные и тестовые материалы к промежуточной аттестации
- Тематика докладов
- Вопросы для рубежного контроля по истории первобытного общества и Древнего Востока
- Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля
- Www.Worldhist.Ru – Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство http://history.Rin.Ru/ - сайт по всемирной истории с картами и датами