Система расселения. Эволюция систем расселения. Основные типы и формы расселения. Формирование системы расселения на территории Западной Сибири.
расселение определяет процесс и результат формирования человеческих
поселений и выражает материально-пространственную форму организации общества. Широкое понимание этого термина включает все аспекты градостроительной деятельности на всех масштабных уровнях: формирование единой системы расселения страны, региональных и локальных систем расселения, городов и поселков.
Первые поселения возникли 12 – 13 тыс. лет назад и имели преимущественно
с/х характер. Процесс их развития был экстенсивен, т. е. осуществлялся по мере роста населения. Около 3 тыс. до н. э. появляются первые города. Известные города древнего мира: Вавилон – 80 тыс. человек, Афины – 300 тыс. человек, Рим – 1 млн. человек.
Каждый город являлся центром ареала расселения (зона распространения политического и
хозяйственного влияния города-центра).
В Европе в феодальный период города формировались на основе разрастающихся
посадов, окружающих замок феодала, при промышленном предприятии или на основе торговой ярмарки. Для Европы характерно появление «свободных городов» с системой самоуправления(муниципалитетами).
Период развития капитализма в Европе связан с бурным ростом крупных городов –
центров промышленности; крупнейшие из них в XIX в. - Лондон, Париж. Промышленная
революция середины XIX в. cпособствует появлению высокоурбанизированных территорий,как правило, на базе добывающей и перерабатывающей промышленности. К рубежу XIX - XXвв. в Европе насчитывается 12 городов с населением более миллиона человек.
Развитие систем расселения на территории России
На территории европейской части России во II – IX вв. формировалась - очаговая
система расселения.
♦ II – V вв. расселение представлено городищами (поселения, обнесенные частоколом),
имеющими вокруг себя сельскохозяйственные угодья.
♦ VI – IX вв. Происходит выделение городов-центров княжеской власти, которые
стремятся к подчинению окружающей их территории.
♦ IX – XII вв. Формируется линейная система расселения .
В раннефеодальный период складывается линейная или водно-коммуникационная система
расселения. Наиболее известная система формировалась вдоль пути «из варяг в греки».
♦ XII - XV вв. Формируется кольцевая (оборонно-стратегическая) система
расселения.
В период феодальной раздробленности возникают самостоятельные княжеские
государства. Центры кольцевых систем – Новгород, Суздаль, Москва и др.
♦ XV - XIX вв. Формируется звездчатая система расселения.
Постепенно складывается каркас системы расселения на радиальных транспортных
направлениях от основных центров (первоначально Москва, в начале XVIII в. – Санкт-
Петербург, а также Киев, Казань). В Западной Сибири центрами расселения становятся
Тюмень, Тобольск, Томск.
К концу XIX в. система расселения приобретает сложный характер. Она сочетает
различные формы: от звездчатой до сохранившейся на периферии очаговой.
Активное градостроительное освоение Сибири началось в XVI вв. Первые русские
города и остроги ставились в важнейших узловых точках системы речных акваторий.
В конце XVI в. и на протяжении XVII в. речной транспорт был основным средством
сообщения, главный водный путь из Москвы в Сибирь проходил по рекам Туре, Тоболу,
Иртышу, Оби и Томи. Первые крупные города Западной Сибири: Тюмень, Тобольск и
Томск.
В 1730-е гг. проложен Московско-Сибирского тракт, первоначально он прошел через
наиболее крупные городские центры. Трасса тракта дважды переносилась - в 1763 г. она
прошла в обход Тары, а в 1838 г. оставила в стороне Тобольск. С переносом главной
транспортной артерии на юг, наблюдается упадок многих северных поселений. В то же
время возникают и развиваются города, расположенные на тракте.
В 1891 г. принимается решение о строительстве Транссибирской магистрали. Трасса
железной дороги проходит по направлению существующей оси расселения – Московско-
Сибирскому тракту. Основная градостроительная активность сосредотачивается вдоль линии
железной дороги.
Дальнейшее развитие системы расселения связано с началом индустриализации. В
конце 1920-х. гг. начинается промышленное и градостроительное освоение Кузбасса.
Формируется система промышленных городов: Новокузецк, Кемерово, Прокопьевск и др.
В период Великой Отечественной войны города, расположенные на железной дороге,
принимают поток эвакуированных предприятий и специалистов, что значительно
увеличивает их промышленный потенциал.
С середины 1960-х гг. начинается освоение северных нефтегазоносных районов
Западной Сибири. Формируются области расселения в районе старинных городов Тюмени и
Сургута, в среднем течении Оби возникает новый крупный центр - Нижневартовск. В
районах освоения месторождений нефти и газа появляется целый ряд новых городов.
Смещение градостроительной активности в процессе эволюции
системы расселения Западной Сибири
Для системы расселения в Западно-Сибирском регионе характерно:
· на всех этапах освоения региона плотность населения оставалась значительно
ниже, чем в европейских районах страны и выше, чем в Восточной Сибири;
· население региона распределено по территории крайне не равномерно от 2,2
чел/кв.км в Тюменской области до 33,3 чел/кв.км в Кемеровской;
· более крупные формы расселения, расстояние между городами-центрами
значительно больше, чем в западной части страны (в 4 раза);
· высокая роль транспортных коммуникаций в процессе формирования системы
расселения, население региона тяготеет к основным транспортным путям и
сосредотачивается в главных узлах транспортной системы.
Важнейшей характеристикой расселения является его форма. Выделяют две формы
расселения:
· автономная - складывается в условиях большой удаленности соседних
поселений и слабого развития функциональных и транспортных связей между
ними;
· групповая - складывается в условиях формирования устойчивых связей между
соседними поселениями в сфере труда, быта и отдыха населения.
Существует два вида расселения: городское и сельское.
В рамках городского расселения различают:
· сосредоточенное или концентрированное (сосредоточение населения в больших
и крупных городах);
· рассредоточенное или дисперсное (значительная часть населения
рассредотачивается в большом числе малых и средних городов), специфическая
разновидность – мобильное расселение.
В рамках сельского расселения различают:
· крупные сельские населенные пункты;
· мелкие поселения.
4.Территориальное планирование (районная планировка). Объект и предмет дисциплины - территориальное планирование. Основные идеи и концепции, градостроительная футурология. Примеры проектирования и реализации.
Уже в XIX в. на фоне бурной градостроительной активности появляется потребность в
планировании развития крупных территорий, систем расселения. Первыми проектами,
охватывавшими значительные территории и близкие по своему характеру к территориальному планированию (районной планировке), были проект развития пригородной зоны г. Чикаго и проект планировки лесопарковых зон Вены и Будапешта.
Многие авторы в своих предложениях и концепциях касающихся формирования среды
жизнедеятельности общества предлагали формировать системы взаимосвязанных населенных мест.
В конце XIX в. испанец Сориа-и-Мата предложил схему линейной структуры,
соединяющей два города. Э. Говард в концепции «города – сада» предлагает формировать
ассоциации из городов-садов, связанных транспортными коммуникациями. Р. Унвик в 1907 г. решает применить идею города-сада при строительстве г. Хэмпстеде (пригород Лондона).
К началу XX в. относится появление идеи строительства городов-спутников вокруг
крупного города с целью решения проблемы его перенаселенности.
В первой четверти XX в. постепенно оформляется новая самостоятельная проектная
дисциплина занимающаяся расселением, территориальное планирование (в СССР – районная планировка).
территориальное планирование - планирование развития территорий, в
том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий;
В СССР первой работой по планированию целого района в 1924 г. была генеральная
планировка Апшеронского полуострова.
В 20 – 30-е гг. в СССР ведется поиск путей развития системы расселения страны в
условиях плановой экономики. Появляются идеи урбанизма и дезурбанизма. Проектируются и строятся новые города, формируются новые индустриальные районы.
1930-е гг. были разработаны проекты районной планировки ряда районов Урала,
нечерноземного Центра, Сибири, Донецкого и Криворожского промышленных районов,
южного берега Крыма.
Широко известен Проект «Большого Лондона», выполненный под руководством
П.Аберкромби, в котором были увязаны интересы развивающегося мегаполиса и пригородных территорий и поселений.
В 60-е гг. в связи с научно-технической революцией и возрастающей градостроительной
активностью в мире наблюдается всплеск теоретических и концептуальных изысканий, а также проектной деятельности в области территориального планирования.
В 1962 г. в Японии проводится конкурс на проект развития г. Токио. Группа
архитекторов (рук. К. Танге) выдвигает идею метаболизма, естественного обмена города с окружающей средой.
В 1960-е гг. происходит всплеск футуристических идей, касающихся будущего
расселения (мобильные, шагающие города, гигантские структуры и пирамиды, морские,
подводные, космические поселения и др.).
И.Фридман, структура над Парижем, 1956 г.; Ж.-К. Бернар, тотальный город; Меймон, вариант пространственного города; Дж. Джеликом, город на воде.
К 1960-70 гг. относится целый ряд проектных предложений по развитию сложившихся
систем расселения США, Франции, Англии, Германии и др.
В настоящее время территориальное планирование развивается как комплексная
проектно-научная дисциплина. Территориальное планирование является неотъемлемой частью стратегии развития государства (региона, территории).
Проектная дисциплина - региональное расселение (территориальное планирование)
призвана решать стратегические задачи расселения, она развивается в рамках широко
понимаемой градостроительной науки и на стыке с другими областями знаний.
Градостроительство все активнее взаимодействует со смежными отраслями: экономикой,
географией, экологией, теорией управления, политикой, социологией, инженерными дисциплинами и др.
- Понятие города. Классификации населенных пунктов. Урбанизация, субурбанизация. Как всемирно-исторический процесс.
- Градостроительная деятельность. Иерархия градостроительной документации.
- Система расселения. Эволюция систем расселения. Основные типы и формы расселения. Формирование системы расселения на территории Западной Сибири.
- 5.Градостроительные системы. Градостроительный каркас. Виды градостроительных систем.
- 6.Пространственное развитие города, циклические процессы. Иерархия структурно- планировочных единиц в городе.
- 7.Планировочная организация города. Планировочная структура. Основные принципы планировочной организации города. 3 типа планировочных структур.
- 8.Градообразующие и градоформирующие факторы. Влияние природных факторов на развитие городского плана.
- 9.Функциональное зонирование. Основные принципы функциональной организации города.
- 10.Поясное зонирование.
- 11.Градостроительное зонирование.
- 12.Планировочная организация селитебной территории. Иерархическая (ступенчатая) система общественного обслуживания.
- 13.Принципы микрорайонирования. Структурные элементы селитьбы – квартал, микрорайон.
- 14.Планировочная организация микрорайона.
- 15.Технико-экономические показатели застройки жилой застройки.
- Социально-экономические характеристики жилой застройки различной этажности.
- Функции и размещение общественного центра. Планировочная организация городских центров. Компактный, линейный, расчлененный центр.
- Пространственная композиция общегородского центра. Понятие ансамблевости.
- Освоение подземного пространства. Вертикальное зонирование
- Классификация озелененных территорий.
- Принципиальные схемы организаций системы озелененных пространств в городе.
- Классификация промышленных предприятий по классу вредности, размеры санитарно-защитных зон.
- Принципы размещения промышленных предприятий в структуре города.
- Планировочная и функциональная организация промышленного района.
- Использование пригородной зоны. Принципы планировочной организации пригородной зоны.
- Виды внешнего транспорта. Зона внешнего транспорта в структуре городского плана.
- Улично-дорожная сеть, принципы ее организации.
- Организация транспортного обслуживания.
- Основные приемы разделения транспортного и пешеходного движения в городе. Компоновка городской среды по принципу пешеходной доступности.
- Основные источники загрязнения окружающей среды.
- Визуальное восприятие городского пространства.
- Градостроительная композиция. Анализ композиционной структуры градостроительных объектов.
- Композиционное построение городского плана.
- Две модели градостроительного регулирования.
- Градостроительное право. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Информационное обеспечение градостроительной деятельности.