Освоение подземного пространства. Вертикальное зонирование
В условиях продолжающейся концентрации населения происходит интенсификация
использования территорий, это особенно характерно для центральных районов крупных
городов. Городское пространство развивается по вертикали вверх - в высоту и вниз - под землю.
Одно из перспективных направлений в развитии градостроительства - это использование
подземного пространства.
Первоначально подземное пространство городов использовалось главным образом для
прокладки инженерных коммуникаций (водопровод, канализация и др.) Важнейшим толчком в развитии подземной урбанистики явилось строительство в крупнейших городах мира метрополитена. Размещение новых транспортных линий под землей стало первым ответом на обострение транспортных проблем крупнейших городов.
С началом ХХ в. в градостроительстве начинается активный поиск путей дальнейшего
развития города, появляется большое количество концептуальных предложений, в которых важнейшее место уделено освоению подземного пространства. В 1936 г. Основан журнал ≪Подземный мир≫, в 1937 г. –проводится первый конгресс по подземной урбанистике.
Масштабы подземного строительства постоянно увеличиваются. В первую очередь под землей размещают сооружения инженерно-транспортной инфраструктуры –транспортные линии и автомагистрали, парковки, транспортно-пересадочные узлы и др.
Причинами освоения подземного пространства можно считать:
•стремление к разуплотнению городских центров, к освобождению поверхности земли
для пешеходов;
•недостаток свободных городских земель для нового строительства;
•необходимость реконструкции (развития) транспортной системы, разведение
транспортного и пешеходного движения в разных уровнях;
•развитие системы обслуживания;
•увеличение количества транспортных средств и необходимость площадей для их хранения;
•развитие инженерного оборудования города;
•развитие строительных технологий.
Классификация подземных пространств и сооружений
по назначению и характеру использования
•Инженерно-транспортные сооружения (метро, транспортно-пересадочные узлы, стоянки,
тоннели, пешеходные переходы и т.п.).
•Предприятия торговли и общественного питания.
•Зрелищные, административные, спортивные сооружения (выставочные залы, конфе-
ренц-залы, кинотеатры, тренажерные и спортивные залы, бильярдные и т.п.).
•Объекты коммунально-бытового обслуживания (ателье, прачечные, химчистки, парик-
махерские, ремонтные мастерские).
•Объекты складского хозяйства (разгрузочые дебаркадеры, складские помещения,
холодильные камеры и т.п.).
•Объекты промышленного назначения и энергетики (лаборатории, цеха, котельные и т.п.)
•Инженерное оборудование (трубопроводы, кабели, коллекторы и т.п.).
Также существуют классификации по длительности пребывания человека, по объектно-
планировочной схеме, по условиям расположения в городе, по условиям залегания и др.
Использование городом подземных пространств ведет к более интенсивному и эффективному использованию территории, оптимизации транспортно-коммуникационной сети и в связи с этим сокращению затрат времени населением на передвижения.
Главный экологический эффект от использования подземного пространства-освобождение поверхности земли для человека и зелени.
Вертикальное зонирование
Концентрация функций и процессов в городских центрах приводит к их смешению и
пространственному распределению (разведению) по вертикали. Часто городское пространство представляет собой ≪слоеный пирог≫ из различных функций. В этих условиях уже невозможно говорить о четком территориальном обособлении функций и ≪традиционном≫ (плоскостном) функциональном зонировании.
вертикальне зонирование - распределение функций (разведение
потоков) по вертикали, в результате формируется многослойное (многоуровневое) городское пространство.
Вертикальное зонирование не является изобретением нового времени. В средневековой
Европе в многоэтажном доме ремесленника функции также распределялись по вертикали: на первом этаже – торговля, на втором – производство (ремесленная мастерская), на третьем и четвертом - жилье, на пятом – хранение. Леонардо да Винчи в XVI в. предлагал устраивать различные уровни для пешеходов и экипажей. Ле Корбюзье в проекте ≪Лучезарного города≫ предусматривал пять уровней движения в центре.
- Понятие города. Классификации населенных пунктов. Урбанизация, субурбанизация. Как всемирно-исторический процесс.
- Градостроительная деятельность. Иерархия градостроительной документации.
- Система расселения. Эволюция систем расселения. Основные типы и формы расселения. Формирование системы расселения на территории Западной Сибири.
- 5.Градостроительные системы. Градостроительный каркас. Виды градостроительных систем.
- 6.Пространственное развитие города, циклические процессы. Иерархия структурно- планировочных единиц в городе.
- 7.Планировочная организация города. Планировочная структура. Основные принципы планировочной организации города. 3 типа планировочных структур.
- 8.Градообразующие и градоформирующие факторы. Влияние природных факторов на развитие городского плана.
- 9.Функциональное зонирование. Основные принципы функциональной организации города.
- 10.Поясное зонирование.
- 11.Градостроительное зонирование.
- 12.Планировочная организация селитебной территории. Иерархическая (ступенчатая) система общественного обслуживания.
- 13.Принципы микрорайонирования. Структурные элементы селитьбы – квартал, микрорайон.
- 14.Планировочная организация микрорайона.
- 15.Технико-экономические показатели застройки жилой застройки.
- Социально-экономические характеристики жилой застройки различной этажности.
- Функции и размещение общественного центра. Планировочная организация городских центров. Компактный, линейный, расчлененный центр.
- Пространственная композиция общегородского центра. Понятие ансамблевости.
- Освоение подземного пространства. Вертикальное зонирование
- Классификация озелененных территорий.
- Принципиальные схемы организаций системы озелененных пространств в городе.
- Классификация промышленных предприятий по классу вредности, размеры санитарно-защитных зон.
- Принципы размещения промышленных предприятий в структуре города.
- Планировочная и функциональная организация промышленного района.
- Использование пригородной зоны. Принципы планировочной организации пригородной зоны.
- Виды внешнего транспорта. Зона внешнего транспорта в структуре городского плана.
- Улично-дорожная сеть, принципы ее организации.
- Организация транспортного обслуживания.
- Основные приемы разделения транспортного и пешеходного движения в городе. Компоновка городской среды по принципу пешеходной доступности.
- Основные источники загрязнения окружающей среды.
- Визуальное восприятие городского пространства.
- Градостроительная композиция. Анализ композиционной структуры градостроительных объектов.
- Композиционное построение городского плана.
- Две модели градостроительного регулирования.
- Градостроительное право. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Информационное обеспечение градостроительной деятельности.