7.Планировочная организация города. Планировочная структура. Основные принципы планировочной организации города. 3 типа планировочных структур.
планировочная структура – характеризует городской организм в единстве взаимосвязи его частей, элементов.
выражается в размещении основных функциональных узлов и конфигурации транспортных связей между различными функциональными зонами. Городские магистрали с прилегающими к ним территориями является наиболее стабильными элементами городского плана (каркас).
При описании планировочной организации градостроительных систем используются
следующие группы понятий:
Точечные элементы планировочной структуры: города, крупные отдельно расположенные промышленные и энергетические комплексы, основные транспортные узлы, функциональные или композиционные центры (узлы, фокусы).
Центр (узел) – точка концентрации какого-либо признака. В городе это центры общест-
венного обслуживания, транспортные площади, композиционные фокусы и т. д.
Линейные элементы (планировочные оси) – речные долины, горные ущелья, побережья
морей, транспортные магистрали, инженерные сооружения, композиционные оси.
Планировочные оси представляют собой концентрацию какого-либо признака вдоль ли-
нии (композиционные или транспортные оси, функциональные или визуальные связи и т.п.).
Зональные элементы – обширные территории с ярко выраженными природными, хозяй-
ственными и градостроительными особенностями, лесные массивы, водоемы, территории с различной степенью урбанизированности или характером функционирования, зоны исторической охраняемой застройки, месторождения, санитарно-защитные зоны и т.п.
Также часто при описании градостроительных систем употребляется понятие сети
(инженерно-транспортные, обслуживающие и торговые сети, сети школьных и дошкольных учреждений и т.п.).
Сети обладают свойствами точечных, линейных и зональных элементов планировочной
структуры. Одной из важнейших характеристик сети является ее плотность.
В зависимости от конфигурации городского плана выделяют 3 типа планировочных
структур:
Компактная (центрическая) структура - характеризуется наибольшей поляризацией в
освоении пространства и наибольшей компактностью связей. Это наиболее распространенный тип города в допромышленную эпоху.
Достоинства компактной структуры
· компактность плана;
· хорошая доступность центра;
· наименьшая степень негативного влияния на природное окружение.
Однако преимущества этой схемы могут быть реализованы в полной мере лишь при
ограниченных размерах поселения. При увеличении же этих размеров преимущества быстро переходят в свою противоположность.
Недостатки компактной структуры
· удаление от природного окружения центральных районов;
· удаление от центра периферийных районов;
· транспортная перегруженность центра города.
Для нейтрализации негативных последствий чрезмерного территориального развития
центрических структур предлагается строительство городов спутников и дисперсное
(дискретное) развитие города.
Линейная планировочная структура складывается вдоль основной транспортной
магистрали или диктуется специфическими природными условиями (условия рельефа,
гидрография). Линейные структуры менее компактны и уплотняются по отношению к
формирующей их главной транспортной магистрали.
Элементарным прототипом линейной структуры является небольшое поселение, основу
которого представляет группа домов, построенных вдоль дороги или побережья.
Достоинства линейной структуры
· доступность транспортной артерии (сокращение затрат времени на пешеходное
передвижение до остановок);
· сравнительная близость к природному окружению (сохраняется в линейных структурах
любого размера);
Недостатки линейной структуры
· расчленение природных ландшафтов, обрыв экологических связей;
· крайне неравномерная удаленность от центра (усиливается по мере территориального
развития города);
· территориальное развитие приводит к неэффективной работе транспортной системы (по
мере роста города происходит растягивание транспортных коммуникаций и резко
возрастают затраты времени на передвижение).
Преодоление недостатков линейной структуры возможно при дополнении основной оси
развития города поперечными осями. В этом случае происходит трансформация линейной
планировочной структуры в сетевую.
Решетчатая (сетевая) структура отражает относительно равномерное освоение
территории, представляет собой комбинацию главных центров и осей, складывается на основе синтеза центрической и линейной структур.
- Понятие города. Классификации населенных пунктов. Урбанизация, субурбанизация. Как всемирно-исторический процесс.
- Градостроительная деятельность. Иерархия градостроительной документации.
- Система расселения. Эволюция систем расселения. Основные типы и формы расселения. Формирование системы расселения на территории Западной Сибири.
- 5.Градостроительные системы. Градостроительный каркас. Виды градостроительных систем.
- 6.Пространственное развитие города, циклические процессы. Иерархия структурно- планировочных единиц в городе.
- 7.Планировочная организация города. Планировочная структура. Основные принципы планировочной организации города. 3 типа планировочных структур.
- 8.Градообразующие и градоформирующие факторы. Влияние природных факторов на развитие городского плана.
- 9.Функциональное зонирование. Основные принципы функциональной организации города.
- 10.Поясное зонирование.
- 11.Градостроительное зонирование.
- 12.Планировочная организация селитебной территории. Иерархическая (ступенчатая) система общественного обслуживания.
- 13.Принципы микрорайонирования. Структурные элементы селитьбы – квартал, микрорайон.
- 14.Планировочная организация микрорайона.
- 15.Технико-экономические показатели застройки жилой застройки.
- Социально-экономические характеристики жилой застройки различной этажности.
- Функции и размещение общественного центра. Планировочная организация городских центров. Компактный, линейный, расчлененный центр.
- Пространственная композиция общегородского центра. Понятие ансамблевости.
- Освоение подземного пространства. Вертикальное зонирование
- Классификация озелененных территорий.
- Принципиальные схемы организаций системы озелененных пространств в городе.
- Классификация промышленных предприятий по классу вредности, размеры санитарно-защитных зон.
- Принципы размещения промышленных предприятий в структуре города.
- Планировочная и функциональная организация промышленного района.
- Использование пригородной зоны. Принципы планировочной организации пригородной зоны.
- Виды внешнего транспорта. Зона внешнего транспорта в структуре городского плана.
- Улично-дорожная сеть, принципы ее организации.
- Организация транспортного обслуживания.
- Основные приемы разделения транспортного и пешеходного движения в городе. Компоновка городской среды по принципу пешеходной доступности.
- Основные источники загрязнения окружающей среды.
- Визуальное восприятие городского пространства.
- Градостроительная композиция. Анализ композиционной структуры градостроительных объектов.
- Композиционное построение городского плана.
- Две модели градостроительного регулирования.
- Градостроительное право. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Информационное обеспечение градостроительной деятельности.