Виды внешнего транспорта. Зона внешнего транспорта в структуре городского плана.
Определение: внешний транспорт обслуживает пригородные, местные и дальние
перевозки пассажиров и грузов, связывает населенные пункты в единую систему расселения.
Виды внешнего транспорта:
· железнодорожный;
· автомобильный;
· воздушный;
· водный (речной, морской).
Любая транспортная система характеризуется наличием: каналов передачи
( коммуникационные линии, автомагистрали, морские пути, авиакоридоры) и пунктов приема и отправки или вводно-выводных устройств (вокзалы, аэропорты, речные порты).
Сооружения внешнего транспорта могут занимать значительные по площади территории
(до 15% территории города) и имеют специфические особенности размещения в структуре
города.
Железнодорожный транспорт.
Полотно железной дороги (особенно при прокладке в выямке или на насыпи) расчленяет
городскую ткань, препятствует автотранспортному и пешеходному движению, накладывает ограничение на использование городских территорий (санитарно-защитная зона - 100 м).
Полосы отвода железной дороги могут рассматриваться как территориальный резерв для
реконструкции (расширения и прокладки новых) транспортных коммуникаций – наземного
метро, автомагистралей и др.
Воздушный транспорт
Из-за шумового воздействия аэропорты размещаются, как правило, на удалении от
жилья ( 5-10 км в зависимости от класса аэропорта). Аэровокзалы (наземное обслуживание пассажиров, регистрация на рейс и пр.) в зависимости от положения в структуре города разделяются на центральные, эксцентричные и периферийные.
Водный транспорт
Речной и морской, функционирование ограничено сезонностью и конфигурацией рек,
грузовые порты занимают значительные территории, в крупных исторических городах часто препятствуют выходу центра к реке.
Автомобильный транспорт
Наиболее динамично развивающийся в настоящее время вид внешнего транспорта,
характеризуется вариативностью, внесезонностью, маневренностью, скоростью. В перспективе - формирование единой системы скоростных автомагистралей.
В структуре города скоростные автомагистрали и многоуровневые развязки могут
занимать значительные территории.
Скоростные автомагистрали стараются трассировать в обход городов или по касательной
к ним, с тем чтобы избежать транзита автотранспорта и расчленения тела города магистралями.
Перспективными видами внешнего транспорта считаются: трубопроводный, подвесной
(монорельсовый, струнный), на магнитной, воздушной подушке и др.
Внеуличный, надземный транспорт (монорельсовый, струнный, подвесной)
-
Городской транспорт. Транспортная инфраструктура города.
городской транспорт обслуживает внутригородские перевозки пассажиров и грузов, связывает все функциональные элементы города в единую градостроительную систему.
В истории развития городского пассажирского транспорта выделяют пять периодов.
1. Период конной тяги (последняя четверть XVII в. - середина XIX в.).
В конце XVIII в. в городах появились 10 – 20-местные дилижансы, омнибусы, линейки.
С середины XIX в. появились конные железные дороги - конки (Нью-Йорк, Петербург,
Москва). Появление конок можно рассматривать как следствие первого в истории транспортного кризиса, возникшего в связи с ростом городов.
2. Период использования паровой тяги (вторая половина XIX в.).
Городские железные дороги с паровой тягой были проложены в Лондоне (1863 г.) под
землей в тоннелях и получили название Metropolitan Rail-Way. Метро появляется в Берлине (1872 г.), Нью-Йорке (1878 г.) и других городах (в Берлине на насыпи, в Нью-Йорке – на эстакадах, т.е. вне улиц). В это же время в Лондоне впервые были построены уличные железные дороги с паровой тягой. Они получили название Tram-Way. Впоследствии метрополитеном стали называть все внеуличные городские железные дороги, а трамваем – уличные.
3. Период использования электрической тяги (с конца XIX в.).
Первый в России электрический трамвай был пущен в 1892 г. в Киеве, затем в 1894 г. в
Казани, в 1896 г. в Нижнем Новгороде, в 1899 г. в Москве.
В 1882 г. в Германии был опробован опытный образец безрельсового экипажа, питаю-щийся от контактных проводов – прообраз троллейбуса. Первый отечественный троллейбус появился на улицах Москвы в 1933 г.
4. Период автомобилизации (с 1920-х гг.).
Сегодня на улицах города широко используются для пассажирских перевозок автобусы
различной вместимости и легковые автомобили. Массовая автомобилизация повлекла ряд неблагоприятных последствий: перегруженность улиц, загрязнение окружающей среды.
5. Период использования информационных систем в управлении городскими перевозка-
ми связан с бурным развитием современных городов, увеличением числа подвижного состава.
При организации и регулировании работы городского пассажирского транспорта используются средства связи и компьютерного управления.
В эволюции крупных градостроительных систем можно проследить зависимость между
уровнем развития городского транспорта (вида сообщения) и территориальным ростом города.
Современные виды городского транспорта:
Уличные (наземные) виды транспорта
Автотранспорт (индивидуальный автомобиль, автобус), троллейбус;
Рельсовый уличный транспорт (трамвай);
Внеуличные виды транспорта
Подземный транспорт (метрополитен);
Надземный транспорт (подвесной, монорельсовый, струнный и т.д.).
В крупнейших городах для внутригородских перевозок могут использоваться некоторые
виды внешнего транспорта (железнодорожный, речной).
В некоторых случаях наземные транспортные линии переходят в подземные или надземные и наоборот. Например: эстакады, тоннели и путепроводы для пропуска трамвайных путей и автотранспорта, выход линий метрополитена на поверхность земли и др.
Транспортная инфраструктура города
городская транспортная инфраструктура - это совокупность всех транспортных коммуникаций (магистралей и улиц, подземных и надземных транспортных линий) и средств передвижения (подвижного состава).
Основной задачей транспортной инфраструктуры является взаимосвязь функциональных
элементов города (жилые районы, места приложения труда, центры различных категорий, места отдыха и т.д.) с целью обеспечения рационального функционирования этих элементов и возможности их пространственного развития.
Основными критериями оценки эффективности транспортной инфраструктуры являются
скорость, доступность и затраты времени на передвижения.
Основные требования к транспортной инфраструктуре:
- рациональное распределение объемов движения;
- сочетание скорости передвижения с комфортностью;
- способность к развитию;
- возможность выбора вида транспорта,
- безопасность.
По отношению к транспортной инфраструктуре все элементы города могут быть
разделены на три типа:
1) тяготеющие к транспортным коммуникациям, находящиеся в активном и постоянном
контакте с транспортной системой (промышленные коммунально-складские и логистические предприятия с крупным грузооборотом, деловые и торговые центры, и др.);
2) требующие внутренней изоляции от транспортного движения (зоны отдыха, детские
учреждения и т.д.);
3) требующие одновременно приближения и изоляции (жилые зоны).
- Понятие города. Классификации населенных пунктов. Урбанизация, субурбанизация. Как всемирно-исторический процесс.
- Градостроительная деятельность. Иерархия градостроительной документации.
- Система расселения. Эволюция систем расселения. Основные типы и формы расселения. Формирование системы расселения на территории Западной Сибири.
- 5.Градостроительные системы. Градостроительный каркас. Виды градостроительных систем.
- 6.Пространственное развитие города, циклические процессы. Иерархия структурно- планировочных единиц в городе.
- 7.Планировочная организация города. Планировочная структура. Основные принципы планировочной организации города. 3 типа планировочных структур.
- 8.Градообразующие и градоформирующие факторы. Влияние природных факторов на развитие городского плана.
- 9.Функциональное зонирование. Основные принципы функциональной организации города.
- 10.Поясное зонирование.
- 11.Градостроительное зонирование.
- 12.Планировочная организация селитебной территории. Иерархическая (ступенчатая) система общественного обслуживания.
- 13.Принципы микрорайонирования. Структурные элементы селитьбы – квартал, микрорайон.
- 14.Планировочная организация микрорайона.
- 15.Технико-экономические показатели застройки жилой застройки.
- Социально-экономические характеристики жилой застройки различной этажности.
- Функции и размещение общественного центра. Планировочная организация городских центров. Компактный, линейный, расчлененный центр.
- Пространственная композиция общегородского центра. Понятие ансамблевости.
- Освоение подземного пространства. Вертикальное зонирование
- Классификация озелененных территорий.
- Принципиальные схемы организаций системы озелененных пространств в городе.
- Классификация промышленных предприятий по классу вредности, размеры санитарно-защитных зон.
- Принципы размещения промышленных предприятий в структуре города.
- Планировочная и функциональная организация промышленного района.
- Использование пригородной зоны. Принципы планировочной организации пригородной зоны.
- Виды внешнего транспорта. Зона внешнего транспорта в структуре городского плана.
- Улично-дорожная сеть, принципы ее организации.
- Организация транспортного обслуживания.
- Основные приемы разделения транспортного и пешеходного движения в городе. Компоновка городской среды по принципу пешеходной доступности.
- Основные источники загрязнения окружающей среды.
- Визуальное восприятие городского пространства.
- Градостроительная композиция. Анализ композиционной структуры градостроительных объектов.
- Композиционное построение городского плана.
- Две модели градостроительного регулирования.
- Градостроительное право. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Информационное обеспечение градостроительной деятельности.