logo search
градостроительство ответы

Две модели градостроительного регулирования.

градостроительное регулирование (градорегулирование) – создание условий, стимулирующих или ограничивающих градостроительную деятельность.

В настоящее время сложились две принципиально отличные друг от друга модели

градостроительного регулирования:

· «административная» - основана на административных решениях и проектном

регулировании, предполагает централизацию управления и концентрацию ресурсов.

· «правовая» - опирается на экономические и правовые методы градостроительного

регулирования, предполагает наличие действенного рыночного механизма и

демократической формы управления.

В процессе исторического развития того или иного государства можно проследить как

периоды концентрации управления сменялись периодами деконцентрации, можно говорить о подъемах и спадах, усилении или ослаблении власти, смене ≪авторитарно-имперской≫ формы управления на ≪рыночно-демократическую≫.

Форма управления, господствующая в обществе, переносится и на управление городом,

во многом определяет характер градостроительной деятельности. Масштабные

градостроительные проекты могут быть реализованы в условиях централизации власти и

концентрации материальных ресурсов. Примером могут служить наиболее грандиозные

архитектурно-градостроительные ансамбли: пирамиды в Гизе, королевский дворец в Версале и др.

Административная форма градорегулирования

В Советском Союзе в конце 1920-х гг. начинается централизация управления в том числе

градостроительной деятельностью, формируется Госплан и система плановых органов на

местах, отрасли экономики возглавляются наркоматами, государство постепенно

концентрирует в своих руках основные ресурсы.

В конце 1930-х гг. сформирована административно-командная форма управления

народным хозяйством, ликвидированы различные формы собственности и товарно-денежные отношения в экономике. Концентрация материальных ресурсов в руках государства завершается. Основная цель развития территорий видится в развитии промышленности.

К 1960-м гг. из градостроительной практики исчезает земельная рента, таким образом,

ликвидируется механизм оптимизации использования земельных ресурсов в городах. Это

связано с началом масштабного индустриального освоения городских территорий под массовое жилое строительство.

В СССР основным субъектом градостроительной деятельности является государство,

градостроительное регулирование основывается на централизованном планировании (в виде согласованной градостроительной документации всех уровней).

Административная форма:

· достоинства: плановость, упорядоченность, комплексность.

· недостатки: негибкость (инерционность), неэффективное использование

земельных ресурсов.

Экономико-правовая форма градорегулирования

В качестве субъектов градостроительной деятельности выступает широкий спектр

собственников основных ресурсов (земля, недвижимость, финансовые ресурсы).

Градостроительная деятельность ведется собственниками в личных или коллективных целях.

Субъекты градостроительной деятельности: физические и юридические лица,

общественные организации, государство (муниципалитет).

Основная функция власти - согласование частных и общественных интересов,

поддержание баланса между архитектурно-планировочной идеей, интересами собственников и решениями инфраструктурных проблем города. Органы муниципальной власти вырабатывают и реализуют градостроительную политику в интересах всего муниципального сообщества.

Градостроительная документация выполняет роль общей стратегии развития города и

определяет ≪правила игры≫ для всех субъектов градостроительной деятельности.

Экономико-правовая форма:

· достоинства: гибкость, самоорганизация, эффективное использование земельных

ресурсов.

· недостатки: отсутствие плановости и комплексности развития города,

возникновение конфликтов при столкновении интересов (частных и

общественных).