logo search
ПОСОБИЕ ПО ИДМ

Введение

Курс «История Древнего мира» для педагогических университетов в соответствие с ФГОС 2010 года включает два модуля: I - «История первобытного общества и Древнего Востока», II - «История Древней Греции», «История Древнего Рима».

Пособие имеет целью облегчить студентам I курса исторического факультета самостоятельную работу, подготовку к семинарским занятиям, текущему и рубежному контролю по первому модулю – «Истории первобытного общества и истории Древнего Востока».

Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов комплекс знаний и представлений об истории первобытного общества и Древнего Востока, а также приобщить первокурсника к азам самостоятельной исследовательской деятельности; научить приемам работы с историческим источником и специальной литературой. Критически освоить исторический источник – задача достаточно сложная для студента, тем более первокурсника. Такая работа требует предварительной подготовки, которая осуществляется в процессе общения студентов с преподавателем на лекциях, практических занятиях и консультациях, а также с помощью самостоятельного изучения общих и специальных учебных пособий.

Пособие содержит рейтинг-план, развернутые планы семинарских занятий, тексты источников, списки источников и литературы, методические указания, выделяющие узловые моменты каждой темы, на которые следует обратить внимание в процессе самостоятельной работы.

Студенту рекомендуется следующая методика подготовки к практическому занятию: сначала изучается лекционный материал, отражающий тему семинарского занятия, а также материал рекомендованных учебных пособий. После этого анализируются и конспектируются источники, подобранные по хрестоматии. Конспектирование – это краткое фиксирование главной мысли (или мыслей) соответствующего раздела (главы, статьи, строфы, страницы) источника с точной ссылкой на него. Конспект пишется на одной половине страницы, чтобы в ходе занятий было место для дополнений, уточнений, фиксирования возникающих вопросов, проблем и т.п. В заключение читается специальная литература, которая помогает уточнить материал источников, правильно оценить их сущность.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа выстроена в соответствии с рейтинговой системой, поэтому студенту необходимо обратить внимание на рейтинг-план, где указаны виды учебной работы, сроки выполнения и количество баллов за конкретное задание. Рекомендуемые списки монографической литературы достаточно обширны. Изучение хотя бы одной-двух работ по теме из этого списка обязательно: это обогатит знания студента, даст дополнительную информацию по обсуждаемой теме, познакомит с различными точками зрения, существующими в исторической литературе. Самостоятельная работа предполагает подготовку реферативных выступлений, работу с интернет-сайтами, составление таблиц, словарей, кроссвордов, анализ научно-популярных фильмов и др. Преподаватель организует проверку всех форм самостоятельной работы студентов.

Процесс изучения модуля направлен на формирование следующих компетенций:

В результате изучения модуля студент должен

знать:

уметь:

владеть:

Структура и содержание модуля, объем и виды учебной работы

Структура модуля состоит из 9 дидактических единиц (11 тем лекций и 12 тем практических занятий). Общая трудоемкость модуля составляет 6 зачетных единиц, 180 часов, из них 90– часов аудиторных занятий, 90 часов – самостоятельная работа студентов.

Таблица 1. Содержание лекций, виды учебной работы

Темы и содержание лекций

Часы

Виды учебной работы

1.Введение в историю первобытного общества. Предмет, значение и задачи науки о первобытном обществе. Роль и место ИПО во всемирной истории. Источники (археологические, этнографические, антропологические, лингвистические и др.) и их особенности. Проблема периодизации и хронологии ИПО. Историография первобытной истории. Современные достижения первобытной археологии и палеоантропологии, историко-этнографические реконструкции первобытного прошлого

4

Составление таблицы «Общеисторическая и специальные периодизации ИПО»

2. Основные проблемы антропосоциогенеза.

Проблема происхождения человека. Концепции антропогенеза: креационистская, космологическая. Селекционно-эволюционная концепция Ч. Дарвина, Э. Геккеля. Критерии человека. Гоминидная триада. Трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса. Мутационно-эволюционная теория Н.П. Дубинина, Г.Н. Матюшина. Стадии и этапы антропогенеза в свете современной науки. Проблема появления неоантропа. Развитие мышления и речи. Расогенез. Прародина человечества. Динамика первобытного стада, праобщина.Три этапа в хронологической динамике первобытного стада (австралопитеки, питекантропы, неандертальцы)

6

3. Разложение первобытного общества и возникновение ранних цивилизаций. Общество Чифдома. Племенные переселения VIII-III тыс. до н.э., появление скотоводческо-земледельческих обществ, проблемы «классогенеза», понятие «страты». Древнейшие города как начало цивилизаций. Признаки государства и пути развития обществ ранней древности

2

Тестирование по блоку

4.Древний Восток - предмет и задачи курса.Периодизация ИДВ, природно-географические условия, место ИДВ в мировой истории. Цивилизация как стадия развития общества. Виды цивилизаций, особенности древневосточной цивилизации

2

5.Источники, историография и периодизация истории Древнего Двуречья. Источники по истории Древнего Двуречья. Основные раскопки на территории Двуречья и памятники материальной культуры. Клинописные документы (хозяйственные документы, юридические, дипломатические памятники, летописи, литературные произведения и др.). Свидетельства античных авторов и Бероса. Этапы изучения истории древнего Двуречья. Дешифровка клинописи. Достижения отечественного востоковедения. Хронология и периодизация истории Двуречья

2

6.Древняя Месопотамия. Города-государства Шумера. Природно-географические условия и этнические процессы в Древней Передней Азии. Создание упорядоченной ирригации и образование древнейших городов-государств. Социально-экономические отношения. Организация управления. Социальная борьба в Лагаше. Реформы Уруинимгины и их оценка в современной историографии

4

7. Ранние деспотии в Месопотамии, державы Аккада и III династии Ура. Объединение Месопотамии под властью Аккада. Внешняя и внутренняя политика Саргона и его приемников. Усиление царской власти. Формирование восточной деспотии. Третья династия Ура. Вклад народов Месопотамии в мировую культуру

2

Экспресс-опрос

8.Источники, историография и периодизация истории Древнего Египта. Раннее и Древнее царства Египта.Источники по истории Древнего Египта. Дешифровка древнеегипетской письменности. Ф.Шампольон. Развитие египтологии в XIX – XX вв. Достижения отечественной египтологии. Хронология и периодизация истории Древнего Египта. Природные условия Древнего Египта. Население. Конец додинастического периода, объединение Верхнего и Нижнего Египта. Менес. Развитие бассейновой системы ирригации. Формирование общеегипетского государственного аппарата. Большое многоотраслевое царское хозяйство. Окончательное объединение страны в эпоху Древнего царства. Социально-политическая структура египетского общества. Храмовое и большое вельможное хозяйства. Причины заката и распада Древнего царства

4

9. История Древней Ассирии. Староассирийский и среднеассирийский период. Природно-географические условия, этнические процессы, образование государства Ашшур. Хозяйственная жизнь, социально-экономические отношения. Внешняя и внутренняя политика. Культура Ассирии

4

10. Хеттское царство. Открытие хеттов. Становление хеттского царства. Хозяйственная жизнь, социально-экономические отношения. Внешняя и внутренняя политика. Культура Хеттского царства

4

11.Южная Азия в древности. Индская цивилизация. Природно-географические условия. Население и этнические процессы. Периодизация. Индская (Хараппская цивилизация)

2

Тестирование по блоку

Итого

36

Таблица 2. Содержание семинарских занятий, виды учебной работы

Темы семинарских занятий

Часы

Виды учебной работы

1.Вводное занятие

2

2.Становление и развитие родового строя

4

1. Устный ответ по теме

3. Духовная культура первобытного общества

6

1. Устный ответ по теме

2. Подготовка и написание реферата

4. Экономика и общественный строй Древней Вавилонии по «Законам Хаммурапи»

6

1. Герменевтический анализ источника

2. Конспект источника

5. Культура Древней Месопотамии

2

1. Устный ответ по теме

6. Общеегипетское государство в период Среднего Царства

4

1. Устный ответ по теме

7. Общественный строй Египта периода Нового царства

6

1. Устный ответ по теме

2. Написание контрольной работы по теме

8. Культура Древнего Египта

4

Выступление с докладом

9. Общественно-экономические отношения в Ассирийском и Хеттском царствах по данным судебников

6

1. Герменевтический анализ источника

2. Конспект источника

10. Организация персидской державы при Дарии I

4

1. Устный ответ по теме

11. Хозяйственный и общественный строй Древней Индии по «Законам Ману» и «Артхашастре»

6

1.Устный ответ по теме

2. Экспресс-опрос

12. Китай эпохи древних империй

4

1. Экспресс-опрос

Итого

54

Таблица 3. Рейтинг-план по модулю «История первобытного общества и Древнего Востока»

Виды деятельности студента

Балл за конкретное задание

Число заданий

Баллы

мин.

макс.

ДЕ 1. Введение в ИПО

1. Составление таблицы «Общеисторическая и специальные периодизации ИПО»

3

1

3

3

ДЕ 2. Основные проблемы антропосоциогенеза и духовная культура первобытного общества

1.Устный ответ по теме

4

1

2

4

2. Подготовка и написание реферата

6

1

5

6

3.Тестирование по блоку

2

14

5

7

ДЕ 3. Древняя Месопотамия

1. Экспресс-опрос

0,25

4

1

1

2. Герменевтический анализ источника

4

1

2

4

3. Конспект источника

4

1

3

4

ДЕ 4. Древний Египет

1. Устный ответ по теме

4

1

2

4

2. Написание контрольной работы по теме

5

1

3

6

4. Выступление с докладом

5

1

3

6

ДЕ 5.Ассирийское и Хеттское царства

1. Герменевтический анализ источника

4

1

2

4

2. Конспект источника

4

1

3

4

ДЕ 7. Иран при Ахеменидах

1.Устный ответ по теме

4

1

2

4

ДЕ 8. Южная Азия в древности. Цивилизация Индии

1. Экспресс-опрос

0,25

4

1

1

2. Устный ответ по теме

4

1

2

4

ДЕ 9. Китай эпохи древних империй

1. Экспресс-опрос

0,25

4

1

1

2.Тестирование по блоку

2

14

5

7

Итого

45

70

Поощрительные баллы

1.Выступление с презентацией

3

5

2. Аналитический обзор Интернет- ресурсов по одной из тем курса

3

5

3. Письменный анализ научно-популярного фильма по ИПО и ИДВ

3

5

4.Составление глоссария (по всему модулю или по отдельным разделам)

3

4

5. Составление кроссворда

3

4

6.Высокая степень самостоятельности

2

7. Творческий подход к выполнению заданий

2

8. Прилежание

1

Штрафные баллы

2

1.Отказ от ответа

2

2. Нарушение сроков сдачи работы

2

3.Недисциплинированное поведение, препятствование работе группы

2