Введение
Курс «История Древнего мира» для педагогических университетов в соответствие с ФГОС 2010 года включает два модуля: I - «История первобытного общества и Древнего Востока», II - «История Древней Греции», «История Древнего Рима».
Пособие имеет целью облегчить студентам I курса исторического факультета самостоятельную работу, подготовку к семинарским занятиям, текущему и рубежному контролю по первому модулю – «Истории первобытного общества и истории Древнего Востока».
Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов комплекс знаний и представлений об истории первобытного общества и Древнего Востока, а также приобщить первокурсника к азам самостоятельной исследовательской деятельности; научить приемам работы с историческим источником и специальной литературой. Критически освоить исторический источник – задача достаточно сложная для студента, тем более первокурсника. Такая работа требует предварительной подготовки, которая осуществляется в процессе общения студентов с преподавателем на лекциях, практических занятиях и консультациях, а также с помощью самостоятельного изучения общих и специальных учебных пособий.
Пособие содержит рейтинг-план, развернутые планы семинарских занятий, тексты источников, списки источников и литературы, методические указания, выделяющие узловые моменты каждой темы, на которые следует обратить внимание в процессе самостоятельной работы.
Студенту рекомендуется следующая методика подготовки к практическому занятию: сначала изучается лекционный материал, отражающий тему семинарского занятия, а также материал рекомендованных учебных пособий. После этого анализируются и конспектируются источники, подобранные по хрестоматии. Конспектирование – это краткое фиксирование главной мысли (или мыслей) соответствующего раздела (главы, статьи, строфы, страницы) источника с точной ссылкой на него. Конспект пишется на одной половине страницы, чтобы в ходе занятий было место для дополнений, уточнений, фиксирования возникающих вопросов, проблем и т.п. В заключение читается специальная литература, которая помогает уточнить материал источников, правильно оценить их сущность.
Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа выстроена в соответствии с рейтинговой системой, поэтому студенту необходимо обратить внимание на рейтинг-план, где указаны виды учебной работы, сроки выполнения и количество баллов за конкретное задание. Рекомендуемые списки монографической литературы достаточно обширны. Изучение хотя бы одной-двух работ по теме из этого списка обязательно: это обогатит знания студента, даст дополнительную информацию по обсуждаемой теме, познакомит с различными точками зрения, существующими в исторической литературе. Самостоятельная работа предполагает подготовку реферативных выступлений, работу с интернет-сайтами, составление таблиц, словарей, кроссвордов, анализ научно-популярных фильмов и др. Преподаватель организует проверку всех форм самостоятельной работы студентов.
Процесс изучения модуля направлен на формирование следующих компетенций:
понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);
анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);
характеризовать модели общественного развития (СК-3);
ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);
применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);
использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);
соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);
синтезировать когнитивные, деятельностные и ценностные элементы профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК-9).
В результате изучения модуля студент должен
знать:
основные закономерности антропосоциогенеза, принципы формирования первых человеческих коллективов, протогосударств; закономерности общественного развития древневосточных цивилизаций;
важнейшие методологические концепции изучения истории первобытного общества и Древнего Востока.
уметь:
проводить самостоятельный поиск исторической информации в исторических источниках разного типа;
осуществлять внутреннюю и внешнюю критику исторических источников;
анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;
выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;
формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, формулировать проблемы и цели работы, определять способы их решения.
владеть:
историческими понятиями и терминами;
технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории первобытного общества и Древнего Востока, для формирования собственного мировоззрения и профессиональных позиций, а также для конструктивного, толерантного взаимодействия с людьми разных убеждений.
Структура и содержание модуля, объем и виды учебной работы
Структура модуля состоит из 9 дидактических единиц (11 тем лекций и 12 тем практических занятий). Общая трудоемкость модуля составляет 6 зачетных единиц, 180 часов, из них 90– часов аудиторных занятий, 90 часов – самостоятельная работа студентов.
Таблица 1. Содержание лекций, виды учебной работы
Темы и содержание лекций | Часы | Виды учебной работы |
1.Введение в историю первобытного общества. Предмет, значение и задачи науки о первобытном обществе. Роль и место ИПО во всемирной истории. Источники (археологические, этнографические, антропологические, лингвистические и др.) и их особенности. Проблема периодизации и хронологии ИПО. Историография первобытной истории. Современные достижения первобытной археологии и палеоантропологии, историко-этнографические реконструкции первобытного прошлого | 4 | Составление таблицы «Общеисторическая и специальные периодизации ИПО» |
2. Основные проблемы антропосоциогенеза. Проблема происхождения человека. Концепции антропогенеза: креационистская, космологическая. Селекционно-эволюционная концепция Ч. Дарвина, Э. Геккеля. Критерии человека. Гоминидная триада. Трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса. Мутационно-эволюционная теория Н.П. Дубинина, Г.Н. Матюшина. Стадии и этапы антропогенеза в свете современной науки. Проблема появления неоантропа. Развитие мышления и речи. Расогенез. Прародина человечества. Динамика первобытного стада, праобщина.Три этапа в хронологической динамике первобытного стада (австралопитеки, питекантропы, неандертальцы) | 6 |
|
3. Разложение первобытного общества и возникновение ранних цивилизаций. Общество Чифдома. Племенные переселения VIII-III тыс. до н.э., появление скотоводческо-земледельческих обществ, проблемы «классогенеза», понятие «страты». Древнейшие города как начало цивилизаций. Признаки государства и пути развития обществ ранней древности | 2 | Тестирование по блоку |
4.Древний Восток - предмет и задачи курса.Периодизация ИДВ, природно-географические условия, место ИДВ в мировой истории. Цивилизация как стадия развития общества. Виды цивилизаций, особенности древневосточной цивилизации | 2 |
|
5.Источники, историография и периодизация истории Древнего Двуречья. Источники по истории Древнего Двуречья. Основные раскопки на территории Двуречья и памятники материальной культуры. Клинописные документы (хозяйственные документы, юридические, дипломатические памятники, летописи, литературные произведения и др.). Свидетельства античных авторов и Бероса. Этапы изучения истории древнего Двуречья. Дешифровка клинописи. Достижения отечественного востоковедения. Хронология и периодизация истории Двуречья | 2 |
|
6.Древняя Месопотамия. Города-государства Шумера. Природно-географические условия и этнические процессы в Древней Передней Азии. Создание упорядоченной ирригации и образование древнейших городов-государств. Социально-экономические отношения. Организация управления. Социальная борьба в Лагаше. Реформы Уруинимгины и их оценка в современной историографии | 4 |
|
7. Ранние деспотии в Месопотамии, державы Аккада и III династии Ура. Объединение Месопотамии под властью Аккада. Внешняя и внутренняя политика Саргона и его приемников. Усиление царской власти. Формирование восточной деспотии. Третья династия Ура. Вклад народов Месопотамии в мировую культуру | 2 | Экспресс-опрос |
8.Источники, историография и периодизация истории Древнего Египта. Раннее и Древнее царства Египта.Источники по истории Древнего Египта. Дешифровка древнеегипетской письменности. Ф.Шампольон. Развитие египтологии в XIX – XX вв. Достижения отечественной египтологии. Хронология и периодизация истории Древнего Египта. Природные условия Древнего Египта. Население. Конец додинастического периода, объединение Верхнего и Нижнего Египта. Менес. Развитие бассейновой системы ирригации. Формирование общеегипетского государственного аппарата. Большое многоотраслевое царское хозяйство. Окончательное объединение страны в эпоху Древнего царства. Социально-политическая структура египетского общества. Храмовое и большое вельможное хозяйства. Причины заката и распада Древнего царства | 4 |
|
9. История Древней Ассирии. Староассирийский и среднеассирийский период. Природно-географические условия, этнические процессы, образование государства Ашшур. Хозяйственная жизнь, социально-экономические отношения. Внешняя и внутренняя политика. Культура Ассирии | 4 |
|
10. Хеттское царство. Открытие хеттов. Становление хеттского царства. Хозяйственная жизнь, социально-экономические отношения. Внешняя и внутренняя политика. Культура Хеттского царства | 4 |
|
11.Южная Азия в древности. Индская цивилизация. Природно-географические условия. Население и этнические процессы. Периодизация. Индская (Хараппская цивилизация) | 2 | Тестирование по блоку |
Итого | 36 |
|
Таблица 2. Содержание семинарских занятий, виды учебной работы
Темы семинарских занятий | Часы | Виды учебной работы |
1.Вводное занятие | 2 |
|
2.Становление и развитие родового строя | 4 | 1. Устный ответ по теме
|
3. Духовная культура первобытного общества | 6 | 1. Устный ответ по теме 2. Подготовка и написание реферата |
4. Экономика и общественный строй Древней Вавилонии по «Законам Хаммурапи» | 6 | 1. Герменевтический анализ источника 2. Конспект источника |
5. Культура Древней Месопотамии | 2 | 1. Устный ответ по теме |
6. Общеегипетское государство в период Среднего Царства | 4 | 1. Устный ответ по теме
|
7. Общественный строй Египта периода Нового царства | 6 | 1. Устный ответ по теме 2. Написание контрольной работы по теме |
8. Культура Древнего Египта | 4 | Выступление с докладом |
9. Общественно-экономические отношения в Ассирийском и Хеттском царствах по данным судебников | 6 | 1. Герменевтический анализ источника 2. Конспект источника |
10. Организация персидской державы при Дарии I | 4 | 1. Устный ответ по теме
|
11. Хозяйственный и общественный строй Древней Индии по «Законам Ману» и «Артхашастре» | 6 | 1.Устный ответ по теме 2. Экспресс-опрос |
12. Китай эпохи древних империй | 4 | 1. Экспресс-опрос |
Итого | 54 |
|
Таблица 3. Рейтинг-план по модулю «История первобытного общества и Древнего Востока»
Виды деятельности студента | Балл за конкретное задание | Число заданий | Баллы | |
мин. | макс. | |||
ДЕ 1. Введение в ИПО | ||||
1. Составление таблицы «Общеисторическая и специальные периодизации ИПО» | 3 | 1 | 3 | 3 |
ДЕ 2. Основные проблемы антропосоциогенеза и духовная культура первобытного общества | ||||
1.Устный ответ по теме | 4 | 1 | 2 | 4 |
2. Подготовка и написание реферата | 6 | 1 | 5 | 6 |
3.Тестирование по блоку | 2 | 14 | 5 | 7 |
ДЕ 3. Древняя Месопотамия | ||||
1. Экспресс-опрос | 0,25 | 4 | 1 | 1 |
2. Герменевтический анализ источника
| 4 | 1 | 2 | 4 |
3. Конспект источника | 4 | 1 | 3 | 4 |
ДЕ 4. Древний Египет | ||||
1. Устный ответ по теме | 4 | 1 | 2 | 4 |
2. Написание контрольной работы по теме | 5 | 1 | 3 | 6 |
4. Выступление с докладом | 5 | 1 | 3 | 6 |
ДЕ 5.Ассирийское и Хеттское царства | ||||
1. Герменевтический анализ источника
| 4 | 1 | 2 | 4 |
2. Конспект источника | 4 | 1 | 3 | 4 |
ДЕ 7. Иран при Ахеменидах | ||||
1.Устный ответ по теме | 4 | 1 | 2 | 4 |
ДЕ 8. Южная Азия в древности. Цивилизация Индии | ||||
1. Экспресс-опрос | 0,25 | 4 | 1 | 1 |
2. Устный ответ по теме | 4 | 1 | 2 | 4 |
ДЕ 9. Китай эпохи древних империй | ||||
1. Экспресс-опрос | 0,25 | 4 | 1 | 1 |
2.Тестирование по блоку | 2 | 14 | 5 | 7 |
Итого |
|
| 45 | 70 |
Поощрительные баллы |
|
|
|
|
1.Выступление с презентацией |
|
| 3 | 5 |
2. Аналитический обзор Интернет- ресурсов по одной из тем курса |
|
| 3 | 5 |
3. Письменный анализ научно-популярного фильма по ИПО и ИДВ |
|
| 3 | 5 |
4.Составление глоссария (по всему модулю или по отдельным разделам) |
|
| 3 | 4 |
5. Составление кроссворда |
|
| 3 | 4 |
6.Высокая степень самостоятельности |
|
|
| 2 |
7. Творческий подход к выполнению заданий |
|
|
| 2 |
8. Прилежание |
|
|
| 1 |
Штрафные баллы |
|
|
| 2 |
1.Отказ от ответа |
|
|
| 2 |
2. Нарушение сроков сдачи работы |
|
|
| 2 |
3.Недисциплинированное поведение, препятствование работе группы |
|
|
| 2 |
- Содержание
- Введение
- Методические рекомендации к семинарским занятиям вводное занятие
- Тема 2. Становление и развитие родового строя
- Методические указания
- Тема 3. Духовная культура первобытного общества
- Методические указания
- Тема 4. Экономика и общественный строй древней вавилонии
- Методические указания
- Методические указания
- Методические указания
- Тема 5. Культура древней месопотамии
- Тема 6. Общеегипетское государство в период среднего царства
- Тема 7. Общественный строй египта периода нового царства
- Тема 8. Культура древнего египта
- Тексты источников Мирный договор между Рамсесом II и хеттским царем Хаттусили III
- Надпись из гробницы Эйе
- Тема 9. Общественно-экономические отношения в ассирийском и хеттском царствах по данным судебников
- Методические указания
- Методические указания
- Методические указания
- Тема 11. Общественный строй древней индии по «артхашастре» каутильи и «законам ману»
- Методические указания
- Тема 12. Китай эпохи древних империй
- Методические указания
- Организация самостоятельной работы студентов Методические рекомендации по выполнению заданий репродуктивной самостоятельной работы Кроссворд
- Конспект источника
- Методические рекомендации по выполнению заданий эвристической самостоятельной работы
- Реферат
- Презентация
- Анализ научно-популярного фильма
- Аналитический обзор Интернет-ресурсов по теме дисциплины
- Тематика рефератов
- Контрольные и тестовые материалы к промежуточной аттестации
- Тематика докладов
- Вопросы для рубежного контроля по истории первобытного общества и Древнего Востока
- Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля
- Www.Worldhist.Ru – Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство http://history.Rin.Ru/ - сайт по всемирной истории с картами и датами