18. Предельная высота сжатой зоны бетона. Основные понятия. Использование для оптимального проектирования. Относительная предельная высота сжатой зоны бетона.
Граничная высота сжатой зоны - это такая высота (абсолютная хR или относительная R = xR / ho), при которой в предельной по прочности стадии, т.е. перед разрушением, напряжения в сжатом бетоне b и в растянутой арматуре s одновременно достигают своих предельных значений (расчетных сопротивлений) Rb и Rs – такое сечение называют нормально армированным. Если армирование уменьшить, то высота сжатой зоны тоже уменьшится и станет меньше граничной, т.е. х < хR, – такое сечение называют слабо армированным. Если армирование увеличить, то окажется х > xR – такое сечение называют переармированным.
ho – расчетнорабочая высота конструкции (ho=h-a).
xR – дойдет до нейтральной оси, до армирования не дойдет.
Дальнейшее армирование после достижения R не имеет смысла. должна быть меньше чем R. В диапазоне 0,3 – 0,7 от R.
В слабо армированном сечении (а), при х < хR, деформации в арматуре достигли начала площадки текучести (s = pl), а в бетоне не достигли предельной сжимаемости (b < bu). Казалось бы, прочность бетона здесь недоиспользуется, и сечение работает нерационально. Но на самом деле, у арматуры имеется резерв – площадка текучести, а это значит, что по мере текучести стали, когда деформации в ней увеличиваются с pl до pl1 (рис. 29,г), растут и деформации бетона, достигая в итоге bu (рис. 29,а, пунктирная линия). Если вместо “мягкой” стали установить “твердую”, не имеющую площадки текучести, то деформации в ней к моменту разрушения превысят величину 02, соответствующую условному пределу текучести 02, и составят 02.1 (рис. 29, г), что учитывается коэффициентом условий работы s6: чем меньше х, тем больше s6. Следовательно, в слабо армированном сечении напряжения в “мягкой” стали достигают предела текучести и реализуют Rs, в “твердой” стали превышают условный предел текучести и составляют Rss6; напряжения в бетоне тоже, в конце концов, достигают расчетного сопротивления Rb.
Нормально армированное сечение при х = хR, работает наиболее рационально (б): b и s одновременно достигают значений соответственно bu и pl (или 02), а напряжения одновременно достигают значений соответственно Rb и Rs.
В переармированном сечении (в) при х > хR, деформации бетона достигают bu, а деформации арматуры не достигают pl (02), т.е. прочность бетона Rb используется полностью, а прочность арматуры Rs – частично: s < Rs. Причем, чем больше х, тем меньше s.
Слабо и нормально армированные сечения имеют один общий признак: бетон и арматура полностью используют свою прочность, поэтому принцип расчета у них одинаков (1-й случай расчета). Переармированные сечения рассчитывают иначе (2-й случай). Границей между случаями является величина хR (или R), поэтому ее и называют граничной высотой сжатой зоны.
- 1. Основы безопасности конструкций. Понятие о методах вероятностной оценки безопасности зданий посредством оценки однородности прочности бетона при проектировании и изготовлении конструкций и зданий.
- 3. Усадка бетона. От чего зависит? Физическая основа. Начальный модуль упругости. Местное смятие бетона.
- 4. Прочность бетона. Зависимость от возраста, скорости нагружения, условий твердения, масштабного фактора. Призменная прочность.
- 5. Классы, марки бетона. Принцип взаимосвязи. Расчетное сопротивление бетона. Деформативность бетона. Начальный модуль упругости бетона.
- 6. Ползучесть бетона. Ее влияние на напряжение в бетоне и арматуре. Влияние ползучести на предварительное напряжение растянутой арматуры.
- 7. Мягкая и твердая арматурная сталь. Текучесть стали. Условный предел текучести. Принципиальные отличия горячекатаной арматуры от высокопрочной.
- 8. Чем определяется расчетное и нормативное сопротивление арматуры растяжению?
- 9. Микроразрушение бетона. Как оценка этого параметра связана с оценкой прочности ж/б элементов при циклическом нагружении.
- 10. От чего зависит сцепление арматуры с бетоном? Чем характеризуется сцепление? Принципы эскизного конструирования анкеровки стали а-III: растянутой, сжатой, соответствующих стыков.
- 11. Какая польза от преднапряжения железобетона? Влияет ли преднапряжение на прочность конструкции?
- 12. Почему в качестве напрягаемой арматуры не применяют мягкую сталь? Почему в обычных конструкциях не применяют твердую сталь?
- 13. Чем ограничивается величина преднапряжений в арматуре? с какой целью потери напряжений разделяют на первые и вторые? Зависят ли потери напряжений от способа натяжения?
- 14. Три стадии напряженного деформированного состояния железобетонных элементов без предварительного напряжения.
- 15. Метод расчета по предельным состояниям. Сущность 1-го и 2-го предельных состояний. Решаемые задачи.
- 16. Классификация нагрузок. Расчетные и нормативные нагрузки. Степень ответственности зданий и сооружений.
- 17. Причины армирования балок и колонн. Особенности работы изгибаемых ж/б элементов перекрывающих один пролет и неразрезных балок, перекрывающих несколько пролетов.
- 18. Предельная высота сжатой зоны бетона. Основные понятия. Использование для оптимального проектирования. Относительная предельная высота сжатой зоны бетона.
- 19. Как меняется деформирование изгибаемых элементов при шарнирном или защемленном (жестком) закреплении концов изгибаемого ж/б элемента? Меняется ли при этом прочность элемента?
- 21. Основные схемы, используемые при анализе возможных причин разрушении ж/б элементов по наклонному сечению. Почему расчетное сопротивление поперечной и отогнутой арматуры меньше, чем продольной?
- 22. Сжатые элементы с большим эксцентриситетом и малым эксцентриситетом (принципиальные отличия). Случайный эксцентриситет.
- 24. Усилие концевых участков сжатых элементов – причины внимания к этому фактору. Особенности работы элемента без подобного усиления концевых участков.
- 26. Растянутые элементы. В каких конструкциях, выполненных из ж/б, наиболее ярко проявляется необходимость расчета на растяжение.
- 28. От каких факторов зависит кривизна? Понятие – кривизна и прогиб конструкции. Как эти понятия взаимосвязаны друг с другом?
- 29. Категории трещиностойкости. Какие факторы влияют на образование трещин в ж/б конструкциях?