logo
Пространственные концепции в архитектуре и диза

Пространственные концепции в архитектуре и дизайне XX века

Санкт-Петербург

2009

УДК 72.011(075)

ББК 85.11+87.8я73

Ф47

Рецензенты:

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Дизайн пространственной среды», Е. А. Яковлев;

профессор Санкт-Петербургской Государственной Художественно-промышленной Академии им. Щтиглица И. Ф. Лукоянов

Фешина, Л. К.

Ф47 Пространственные концепции в архитектуре и дизайне XX века: учеб. пособие для студентов вузов / Л. К. Фешина. СПб.: СПГУТД, 2009. – с.96

ISB N 978-5-7937-0436-6

В работе рассмотрены основные положения, сформулированные архитекторами Ф. Л. Райтом, Людвигом Мис Ван дер Рое и Ле Корбюзье по вопросам проектирования объектов среды, а также их реализация в практической работе, в значительной степени сформировавшей облик современных городов. Основной материал пособия представляют планы, разрезы, фасады и интерьеры зданий и комментарии к ним, поясняющие структурные особенности каждого проекта.

Понимание этих принципов необходимо для студентов, обучающихся по специальности «Дизайн» на кафедре «Дизайн пространственной среды» для решения задач в области проектирования. Данный материал предлагается студентам к изучению следующих дисциплин: «Введение в специальность», «История архитектуры и дизайна XX века», «Проектирование в дизайне среды».

УДК 72.011(075)

ББК 85.11+87.8я73

ISBN 978-5-7937-0436-6 © Фешина Л. К., 2009

© Прозорова Е. С., макет, 2009

Введение

Целью данной работы является ознакомление с проектами и теоретическими работами архитекторов Ф. Л. Райта, Людвига Мис Ван дер Рое и Ле Корбюзье, в значительной степени сформировавшими структуру и облик современных городов. Знание этих работ необходимо для студентов, обучающихся по специальности «Дизайн» в Институте дизайна пространственной среды для решения задач в области проектирования объектов среды.

٭٭٭

В XIX веке в большинстве стран мира бурно развивается промышленное производство. Технический прогресс оказал воздействие на разные стороны жизни людей: появляются новые виды транспорта, ускоряется возможность сообщения и обмена информацией, происходит рост городов и городского населения, меняется социальная структура и уклад жизни людей.

В это же время раскрываются новые возможности в архитектурных конструкциях и выборе материалов. Если раньше выбор ограничивался природными материалами – различными породами камня и дерева, глиной (кирпичом), то теперь в архитектуру входят металл и железобетон, отличающиеся высокой прочностью и новыми конструктивными возможностями, а также стекло больших размеров.

В связи с изменениями в общественной жизни зарождаются также новые типы зданий. Состояние общественной и личной жизни способствует появлению отличных от существующих представлений об организации этой жизни и воплощении архитектурных идей. Появляются постройки, в которых согласуются и новые технические возможности, и потребности, и «взгляд на жизнь» с пространственными структурами. Они оказали основополагающее воздействие на развитие архитектуры XX столетия.

В европейской архитектуре в начале XX века были еще сильны традиции классицизма и эклектики. В это же время как протест против данных явлений возникло новое направление, охватившее живопись, прикладное искусство и архитектуру и именовавшееся в Европе Art Nouveau или «Югендштиль», а в России – «модерн». Просуществовав всего 10 – 15 лет, это направление подготовило почву для обновления представлений об архитектуре и предметном наполнении среды обитания. Получают развитие новые пространственно-конструктивные идеи. Самыми значительными из них являются идеи и их реализация в работах трех архитекторов мира – Ф. Л. Райта, Мис Ван дер Роэ и Ле Корбюзье.