logo
Пространственные концепции в архитектуре и диза

Часть I. Франк Ллойд Райт в истории архитектуры XX века

Франк Ллойд Райт родился 8 июня 1867 в штате Висконсин, США. Детство прошло на ферме. Большую роль в формировании личности Райта сыграла его мать. Она хотела, чтобы сын стал архитектором и старалась с детства готовить его к этой профессии: занимала его играми, которые воспитывали чувство формы, композиции и цвета. В средствах он был ограничен, поэтому поступил на инженерный факультет местного университета. Райт совмещал учебу с работой на стройке и в проектном бюро и не окончил университет, так как был неудовлетворен учебной программой и методикой обучения.

Уехав в Чикаго, в 1887 году Райт поступил на службу в архитектурную компанию «Дэнкмар Адлер и Луис Салливен», одну из самых известных в США. От Салливена он воспринял ряд основополагающих для архитектурного проектирования концепций. Преподанные им «уроки правдивости, естественности и целостности» в решении архитектурных задач Райт усвоил навсегда.

«Простота была основной проблемой в период тех ранних исканий, – пишет Райт, и я вскоре убедился в том, что органичная простота обладает возможностями подлинной взаимосвязи, а красота, которую я почувствовал, соответствует выражению этой взаимосвязи. Убожество – это еще не простота...». Большое воздействие оказало на Райта знакомство с японской архитектурой на выставке в Чикаго в 1893 году. Его привлекла философия чистоты, стремление к устранению несущественного, связь внутреннего пространства с внешним пространством и природой. В эти годы Райт строит свой первый собственный дом с мастерской (Рис. 1 – 3).

В 1893 Райт открыл собственную мастерскую в Чикаго. С этого времени он осуществляет серию загородных домов-особняков, так называемых «домов прерий», в которых развиваются принципы «органичной архитектуры», воспринятые им у Салливена и подразумевающие неотделимость архитектуры от окружающей среды, а также воплощается идея о непрерывности и «перетекании» пространства. В «домах прерий» центральное ядро – большая комната с камином, в которую открываются гостиная, столовая и холл, что перекликается с древней традицией американского жилища с очагом посередине. При строительстве и работе над интерьерами этих зданий архитектор применял, как и в своем собственном доме, контрастирующие по цвету и фактуре материалы и конструкции, при этом рационально используя их специфические свойства. В 1901–1909 Райт создал около 120 проектов и построил 76 таких домов. Большинство из них предназначались для бизнесменов и представителей среднего класса и были расположены в быстро растущих пригородах Чикаго. Макеты и фотографии построек, выполненных Райтом, часто экспонировались на различных выставках, а в 1907 состоялась его первая персональная выставка в Художественном институте Чикаго. Наиболее значительными среди построенных им «домов прерий» были дом Уиллитса в Хайленд-парке, штат Йллинойс, 1902 г., дом Мартини в Буффало, штат Нью-Йорк, 1904 г., дом Изабеллы Роберте в Ривер Форест, штат Иллинойс, 1908 г. Эта серия завершается домом Роби в Чикаго, 1909 (Рис .4, 5).

В 1909 Райт едет в Европу, где проходят выставки его работ, издается монография. Творчество Райта оказало большое влияние на «рационалистическое» направление в архитектуре, которое начинало формироваться в те годы в Западной Европе в работах В. Гропиуса, А. Миса ван дер Роэ, группы «Стиль» и др.

Получив необычайную популярность в Европе, Райт оставался непризнанным у себя на родине. 1910 – 1925 года, период господства эклектики в архитектуре США, были тяжелыми для Райта. Он почти не имел заказов. Одновременно на него обрушились неурядицы в личной жизни. В это время он получает приглашение из Японии, где в период 1916 по 1922 год строит отель «Империал» в Токио (Рис. 27).Наряду с архитектурной деятельностью внимание Райт было направлено на теоретическое исследование вопросов проектирования.

Представления Райта об архитектуре были сформулированы им как «принципы органичной архитектуры». Основными являются следующие:

В середине 1930-х годов после кризиса и депрессии в экономике США стал наблюдаться подъем, несколько оживилось строительство, уменьшилась безработица среди архитекторов. Это дало возможность Райту включиться в практическую деятельность. Одновременно в развитии американской и вообще западной архитектуры наметились тенденции, которые стали больше соответствовать его творческим убеждениям. Это было начало перелома в развитии современной архитектуры за рубежом. То, что строилось в 1920-х годах, вызывало неудовлетворенность у населения и у самих архитекторов. Наиболее заметные архитекторы Запада начинают искать новые пути архитектуры, в том числе – повышения ее выразительности. Популярность Райта росла вместе с разочарованием в чистом функционализме, он выступал с публичными лекциями и много писал. В 1932 вышла в свет его «Автобиография» (переиздана с дополнениями в 1943 г.). В том же 1932 он предложил проект «города широкого простора», модель идеальной сельской общины.

В середине 1930-х годов начинается второй период его деятельности, наиболее впечатляющими результатами которого стали административное здание фирмы «Джонсон и сыновья» в Расине, штат Висконсин, 1936 – 1939 (Рис.28 – 30) и так называемый дом-водопад, особняк Кауфмана в Пенсильвании-Вудс 1936, (Рис.8 – 10). К концу 1930-х годов относится и серия «юсонианских», то есть специфически американских (от сокращенного Юнайтед Стейтс – Соединенные Штаты) домов. Эти дома имеют легкие конструкции, перетекающую систему пространств, где обычное помещение кухни заменило рабочее пространство, освещенное лентой окон под потолком и присоединяемое к жилой комнате.

Как неоднократно писал Райт, Соединенные Штаты испытывают нужду в жилье: «Обеспечение недорогой жилой площадью является сейчас кричащей необходимостью... Я чувствую, что это – наш самый важный участок, и он был предан забвению нашими архитекторами (…). Недорогое жилье – крупнейшая архитектурная проблема Америки. Что касается меня, то ради благополучия родины и собственного удовлетворения я охотнее решал бы ее, чем строил что бы то ни было».

Для Райта решение жилищной проблемы – часть и метод решения социальных проблем, как он их понимал. По его мнению, жилой дом должен быть не просто огражденным от внешней среды и защищенным от непогоды местом, а жильем, кровом, домом человека в глубоком смысле этого слова. Он считал строительство жилья задачей более чем строительной: она связана с решением вопроса «как жить» вообще: дом, по его мнению, должен быть необходимым материализованым проявлением жизненных процессов, должен «соответствовать жизни», а не быть «коробкой, в которую втискивается жизнь».

При разработке нового типа одноквартирного жилого дома для США Райт применял следующие практические приемы.

Если в свое время новшества Райта воспринимались как эксцентричность, то теперь почти любой современный дом в Америке что-то воспринял от них. Райт занимался проектированием и строительством не только богатых вилл, но и особняков для среднего американца – одноквартирных «домов умеренной стоимости». Эти сравнительно простые по структуре и относительно недорогие дома он называл «жильем для Америки».

С середины 30-х годов в США развивается заводское домостроение. Налаживается производство одноэтажных сборных, а также объемно-блочных домов, которые сходят с конвейера, как автомобили. Райт же, противодействуя всеохватывающей стандартизации, проектирует «непохожие» дома. Конечно, это не только соответствие практики архитектора его установке на проектирование для конкретных людей с их особым устройством жизни, но и результат непрестанных исканий новых пространственных решений.

В последние 23 года жизни архитектора получили воплощение 180 из 400 созданных им проектов, а всего за 72 года своей творческой деятельности он спроектировал 800 и построил ок. 400 зданий.

Райт умер в Фениксе (шт. Аризона) 9 апреля 1959. В последние годы жизни Райт опубликовал десятки статей; он объединил самые важные из своих печатных работ 1930-х годов в сборнике «Будущее архитектуры» (1953). Затем вышли книги «Естественный дом» (1954), «Завещание» (1957), а также переработанный проект «Города широкого простора» – «Живой город» (1958).