logo
КИПы (2) / 45

Развитие малого и среднего бизнеса

Развитие малого и среднего предпринимательства необходимо потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

Понимание роли малого и среднего предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в экономике города.

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития. По своему социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у средних и крупных предпринимательских структур. То же самое можно сказать о гибкости, восприимчивости к инновациям. Одна из причин здесь - отсутствие в сфере малого предпринимательства громоздких управленческих систем. В случае коммерческого успеха малые фирмы получают относительно более высокий доход.

Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малых предприятий на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.).

Малый бизнес в городе Меленки имеет достаточно уязвимое место, которое является главным, на данный момент времени, тормозом его развития - это малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предпринимателей основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит, но здесь возникает еще одна сложность - оформление кредита.

Коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с представителями малого бизнеса, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Малому бизнесу приходится платить за ссуды более высокий процент, чем платят крупные заемщики. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих предпринимателей хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большинства банкротств. Финансовое положение малого бизнеса особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку, в отличие от крупных предприятий, они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

Особая роль малого и среднего бизнеса заключается в обеспечении целостности и структурной завершенности экономики. Дело в том, что общество заинтересовано в полном удовлетворении своих потребностей, тогда как сверхприбыльные или узкоспециализированные производства сосредотачиваются, как правило, в крупном бизнесе и удовлетворяют только отдельный спектр рыночных потребностей в силу ограничений по рентабельности производства. В этих случаях проблема решается малым и средним бизнесом, для которых экономически выгодно работать в секторах, нерентабельных для крупных предприятий. При этом в своей деятельности малые и средние предприятия вынуждены максимально учитывать особенности местного рынка, приспосабливаться к платежеспособности и потребительскому поведению различных слоев населения.