logo
КИПы (2) / 45

2.2. Разработка возможных сценариев реализации целей проекта

При формировании пространства альтернатив, возможных для реализации в городе Меленки, изначально были рассмотрены все основные теоретически возможные типы развития города.

Инерционный сценарий

Такой вариант означает отсутствие целенаправленных, сфокусированных усилий по развитию города и преодолению негативных тенденций. Экономика города развивается в русле основных тенденций развития области и страны, низка инновационная и предпринимательская активность.

Развитие инфраструктуры будет проводиться только в рамках уже заявленных проектов, что недостаточно для снижения уровня износа объектов инфраструктуры, однако темпы износа замедлятся. Особенно остро встаёт вопрос с объектами очистных сооружений, которые без ремонта могут привести к экологической катастрофе – загрязнению рек. Состояние жилищно-коммунального хозяйства города продолжит ухудшаться. Проблемы с инфраструктурой приведут к тому, что компании, расположенные на площадке бывшего градообразующего предприятия начнут перевод своего бизнеса на более подготовленные инвестиционные площадки Владимирской области.

Доходы населения останутся ниже, чем в среднем по области. Стремление жителей искать работу в других местах, прежде всего в городах Москва, Владимир приведет к тому, что постепенно начнется миграционный отток населения, демографическая ситуация в городе ухудшится.

Снабжение трудовыми ресурсами других территорий и отток населения обуславливают снижение доходной части местного бюджета и уменьшают возможности местных властей позитивно повлиять на ситуацию.

Сценарий инерционного развития характеризуется:

Результатом реализации такого сценария станет:

Умеренный сценарий

Данный сценарий основывается на предположении о минимальном участии крупных компаний в социально-экономическом развитии города и решении отдельных наиболее критичных инфраструктурных проблем поселка.

В условиях текущей ситуации в городе Меленки это означает, что те предприятия, которые уже есть, продолжат свою работу, однако будут вынуждены отказаться от своих планов по развитию производств из-за отсутствия резервов инфраструктурных мощностей.

Важнейшим направлением улучшения социально-экономической ситуации станет создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Поддержка малого бизнеса будет осуществляться на федеральном и региональном уровне при активном участии местной власти.

Градообразующее предприятие станет основной площадкой, при этом выпуск профильной продукции будет оставаться на постоянном уровне и развиваться не будет. Проблема моноструктурности экономики города будет решаться путем последовательной диверсификации бизнеса. Этот процесс будет существенно осложняться отсутствием у малого и среднего бизнеса собственных средств на развитие и высокими издержками за пользование инфраструктурными объектами.

Проблемы финансовой обеспеченности градообразующего предприятия будут решаться без непосредственного участия администрации города, соответственно, действия органов местного самоуправления сконцентрированы на решении вопросов развития жизнеобеспечивающей инфраструктуры города.

Повышение инвестиционной привлекательности города путем создания высокоорганизованной инфраструктурной составляющей и подготовки инвестиционных площадок базируется на собственных финансовых возможностях территории.

Данный сценарий характеризуется следующими особенностями:

Этот сценарий менее рискованный по сравнению с первым, однако, не создаются предпосылки для существенного повышения конкурентоспособности территории и качества человеческого капитала.

Результатом реализации такого сценария станет:

Модернизационный сценарий (гармонизации экономического и социального развития)

При реализации этого сценария Меленки становится городом с диверсифицированной устойчивой промышленностью, развитым малым бизнесом, имеет большие перспективы организации производства продукции с высокой долей добавленной собственности. Основу экономики составят индустриальный парк на базе бывшего градообразующего предприятия Меленковский льнокомбинат, развитие новых направлений производства на ООО «Литмаш-М», лесопромышленный кластер. Диверсификационные преобразования снизят риски падения объёмов производства предприятий города, сокращения бюджетной обеспеченности, снижения уровня занятости и перетекания трудовых ресурсов на другие территории.

В рамках данного сценария предполагается, что развитие кластерной системы в экономике города достигает максимального эффекта при активной поддержке со стороны региональных и федеральных властей.

Эффективное развитие экономики города предполагает как увеличение грузопотоков, так и потребления энергии и ресурсов. А это потребует должного развития соответствующей инфраструктуры: автомобильных дорог, газопроводов, линий электропередач, водоподведения и канализации. Развитая инфраструктурная составляющая города создаст необходимые условия для привлечения капитала.

Успешность развития бизнеса и уход от монофункциональности экономики благоприятно отразятся на социально-экономической ситуации в городе, и в сочетании с созданием и поддержанием качественной инженерной инфраструктуры, будет способствовать формированию комфортного жизненного пространства.

Необходимым условием гармоничного развития территории является развитая социальная сфера, которая создает базис для гармоничного развития каждого жителя поселка. Это требует улучшения инфраструктуры профилактики и лечения заболеваний, удовлетворения культурных запросов, занятий физической культурой и спортом, проведения массовых зрелищных и развлекательных мероприятий.

Данный сценарий характеризуется следующими ключевыми особенностями:

Результатом реализации такого сценария станет:

Реализация сценария возможна только на принципах государственно-частного партнерства. Основным инструментом реализации направлений сценария являются инвестиционные проекты как коммерческой, так и социальной направленности.

Несмотря на то, что данный сценарий требует активной поддержки и непосредственного участия как федеральных, так и региональных органов власти, значительных институциональных, инфраструктурных преобразований и интеллектуальных затрат такой сценарий является предпочтительным.

В первую очередь это связано с тем, что сценарий гармонизации экономического и социального развития в наиболее полной мере отвечает целям и задачам комплексного инвестиционного плана развития города Меленки.

Данный сценарий является наиболее вероятным по критерию реализуемости, достигаемости и эффективности и выбран целевым.

Кроме того, этот сценарий позволяет в наиболее полной мере использовать существующий позитивный инвестиционный климат, сложившийся на территории Владимирской области.

Так, по общему числу малых предприятий Владимирский регион занимает 4-ю позицию в ЦФО вслед за Москвой, Московской и Ярославской областями. В июне 2010 года Владимирская область признана победителем Национальной премии Торгово-промышленной палаты РФ в области предпринимательской деятельности «Золотой Меркурий» в номинации «Регион с наиболее благоприятными условиями для развития предпринимательства».

Во Владимирской области принято более 40 законов, направленных на развитие деловой активности и решение актуальных социальных вопросов. Базовым документом в инвестиционной сфере является Закон Владимирской области от 02.09.2002 № 90-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области» (ред. от 09.10.2009).

Прочие основные законодательные акты в этой сфере:

  1. «Стратегия социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года и Среднесрочный план развития Владимирской области на 2009 - 2012 годы» - утверждены Указом Губернатора Владимирской области от 02.06.2009 N 10.

  2. «Долгосрочная целевая программа привлечения инвестиций на территорию Владимирской области на 2010-2013 годы» - утверждена постановлением Губернатора области от 04.06.2010 № 668.

  3. Долгосрочная целевая программа «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2011 - 2013 годы».

  4. «Положение о порядке предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных на реализацию одобренных инвестиционных проектов» - утверждено постановлением Губернатора области от 19.06.2008 № 439.

  5. «Положение о порядке предоставления субсидий из областного бюджета на создание инфраструктуры по одобренным инвестиционным проектам» - утверждено постановлением Губернатора области от 24.11.2009 № 989.

  6. «О создании государственного автономного учреждения Владимирской области «Фонд гарантий и развития малого и среднего предпринимательства» - постановление Губернатора Владимирской области от 30 марта 2009 г. № 222.

  7. «Положение о предоставлении государственным автономным учреждением Владимирской области «Фонд гарантий и развития малого и среднего предпринимательства» поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства перед кредитными организациями и лизинговыми компаниями» - постановление Губернатора Владимирской обл. от 03.07.2009 № 524 (в ред. Постановления Губернатора Владимирской обл. от 05.10.2010 N 1069).

  8. «Административный регламент исполнения администрацией Владимирской области государственной функции по проведению экспертизы экономической эффективности и финансовой состоятельности инвестиционных проектов для принятия решений об их государственной поддержке» - утвержден постановлением Губернатора Владимирской области от 26 сентября 2008 г №679 (в ред. постановления Губернатора Владимирской области от 25.03.2010 №347).

Реализацию целевого сценария предполагается осуществить в три этапа:

Первый этап: 2011-2012 гг.

Строительство новых бизнес-производств с привлечением инвесторов и коммунальной инфраструктуры, увеличение числа рабочих мест, бюджетных поступлений, формирование технологии взаимодействия бизнес-субъектов и повышение их экономической эффективности, оптимизация деятельности объектов социально-культурной, здравоохранительной, образовательной и спортивной и туристической направленности.

Описание и формирование, разработка проектно-сметной документации, согласование источников финансирования, формирование систем управления объектами, создание норм и стандартов качества жизни, создание системы управления КИП.

Второй этап: 2013-2014 гг.

Запуск новых производств, обеспечение ввода производственной и социально-коммунальной инфраструктуры планируемой мощности, создание рабочих мест, увеличение зарплат и уровня жизни, регулирование процессов возвратной миграции, создание программ повышения качества жизни населения, введение новых жилых объектов на новых землях в соответствии с архитектурной концепцией, благоустройство города на основе единого дизайна, введение новых объектов ресторанного, культурно-развлекательного и гостиничного комплекса, создание условий для развития малого и среднего бизнеса, совершенствование механизмов управления территорией.

Третий этап: 2015-2020 гг.

Окончательное формирование новых производственных кластеров, достижение устойчивого экономического роста и сбалансированности деятельности всех объектов на территории, фокусированная работа по улучшению качества жизни во всех сферах, мониторинг, своевременная коррекция и помощь в реализации необходимых изменений.

Для первого и второго этапов реализации Комплексного инвестиционного плана осуществлена подробная проработка конкретных инвестиционных проектов и некоммерческих мероприятий, выработаны графики их реализации, спрогнозирована динамика изменения показателей эффективности. Третий этап проработан более укрупненно, результаты этапа прогнозируются в целом. Подробная проработка проектов и мероприятий третьего этапа комплексного инвестиционного должна быть осуществлена в конце второго этапа реализации плана с учетом достигнутых к тому времени результатов и корректировок, связанных с изменением внутренних и внешних факторов социально-экономического развития города Меленки.