logo
Металлы шпоры

2. Общая характеристика каркасов производственных зданий. Основные требования, предъявляемые к каркасам производственных зданий. Режимы работы мостовых кранов.

По числу пролетов одноэтажное здание подразделяются на однопролетные и многопролетные (с пролетами одинаковой и разной высоты). преимущественно здания многопролетные (два и более). По виду внутрицехового транспорта здания подразделяются на бескрановые, с мостовыми кранами, с подвесными кранами, с подвесными конвейерами. Наиболее широкое распространение получили одноэтажные производственные здания, оборудованные мостовыми электрическими кранами.

Комплекс несущих конструкций, воспринимающих нагрузку от веса ограждающих конструкций здания (кровля, стеновые панели, переплеты остекления и т.п.), атмосферные нагрузки (снег, ветер), нагрузки от кранов, а в некоторых случаях и от другого технологического оборудования, называется каркасом здания. Наряду с полностью стальными или железобетонными каркасами применяются смешанные каркасы производственных зданий, в которых отдельные конструкции выполняются из стали, а колонны – из сборного ж/б. Основу каркаса составляют поперечные рамы, состоящие из колонн, жестко защемленных в фундаменте и ригелей (стропильных ферм), жестко или шарнирно соединенных с колоннами. Расстояние между осями колонн в поперечном направлении здания называется пролетом. Расстояние между рамами называется шагом рам. В продольном направлении на рамы опираются подкрановые балки, элементы покрытия и фонари.

Жесткость и устойчивость каркаса и его отдельных элементов обеспечивается системой связей: вертикальными связями по колоннам, воспринимающими продольные усилия от действия ветра на торец здания и сил продольного торможения кранов; горизонтальными и вертикальными связями по шатру здания, обеспечивающими устойчивость конструкции покрытия. в составе каркаса обязательно имеются конструкции торцевого фахверка

Конструкция здания должна полностью удовлетворять назначению сооружения и в то же время быть наиболее экономичной. необходимо учитывать эксплуатационные требования и экономические факторы. Большое влияние на работу каркаса оказывают воздействия кранов. Являясь динамическими, многократно повторяющимися и большими по величине, крановые воздействия часто приводят к раннему износу и повреждению конструкций каркаса, особенно подкрановых балок. Различают пять режимов работы кранов:

- с ручным приводом (Р);- с машинным приводом: - легкий (Л);- средний (С);- тяжелый (Т);- весьма тяжелый (ВТ).

Краны с ручным приводом (Р) имеют небольшую грузоподъемность и в современных производственных зданиях применяются очень редко (для ремонтных и вспомогательных работ.) Краны легкого режима работ (Л) имеют большие перерывы в работе и редко поднимают грузы предельной величины. для монтажа оборудования и выполнения ремонтных работ. Краны среднего режима работы (С) характеризуются более интенсивной работой. механических и сборочных цехов со среднесерийным производством, Краны тяжелого режима работы (Т) работают еще более интенсивно, поднимая грузы, близкие к предельным. цехов с крупносерийной продукцией, а также литейные, ковочные и завалочные. Краны весьма тяжелого режима работы (ВТ) характеризуются интенсивной круглосуточной работой с грузами предельной величины краны с повышенными динамическими воздействиями. металлургических цехов, грейферные, магнитные