logo
Инженерная подготовка территорий (книга) / Инженерная подготовка тереитоий (книга)

Пересечения улиц и дорог в одном уровне

Решения вертикальной планировки пересечений улиц и дорог могут быть самыми различными в зависимости от конфигурации перекрестка, условий организации движения на них, рельефа, а в отдельных случаях от наличия каких-либо сооружений у перекрестков, расположение и высотные отметки которых могут повлиять на проектные решения. Примеры вертикальной планировки простых перекрестков приведены на рис.17.

Рис.17. Примеры вертикальной планировки простых перекрестков

Наилучшие условия для водоотвода достигаются при расположении перекрестков на водораздельных участках (рис.17, 1, 2), однако в городах такие случаи встречаются относительно редко, так как улицы обычно проектируют по пониженным участкам территорий. Часто перекрестки располагают в тальвегах (рис.17, 3) или на односкатных участках территорий (рис.17, 4). При расположении уличных перекрестков в тальвеге воду с лежащей выше части участка на лежащую ниже обычно перепускают по мелким лоткам на поверхность проезжей части. Эти перекрестки проектируют с таким расчетом, чтобы создавались наименьшие помехи для движения и не затапливались места пешеходных переходов. Для перехвата воды с верховых участков улиц перед пешеходными переходами устанавливают водоприемные колодцы подземной водосточной сети. При открытых водостоках под дорогами прокладывают перепускные трубы, соединяющие клюверты, расположенные на верховых и низовых участках территории. Поперечный профиль проезжей части улицы и дороги, проходящей в поперечном тальвегу направлении, при наличии подземных водостоков может не меняться, а сопряжение проезжих частей пересекающихся улиц на верховом участке перекрестка осуществляется так, как показано на рис.17, 5.

При расположении перекрестка на косогоре (рис.17, 4) проезжую часть обычно оставляют односкатной и т.д., решения могут быть самыми разнообразными.

Наименее желательно расположение перекрестков в котловинах (рис.17, 5). В этом случае образуется замкнутый контур, из которого водоотвод может быть осуществлен только при помощи закрытой водосточной сети. Однако и при наличии водостока не исключена полностью возможность подтопления перекрестков. Желательно избегать подобной ситуации. На рис.18 показан пример X-и Т-образных перекрестков.

Рис.18. Проект вертикальной планировки участка улицы с Х - и Т - образными перекрестками

При наличии на перекрестке направляющих островков безопасности принцип вертикальной планировки не изменяется, и в этом случае принимают решения, близкие к приведенным выше - пример вертикальной планировки перекрестка с центральным направляющим островком, вокруг которого организовано саморегулируемое кольцевое движение (рис.19). Увеличение территории перекрестка для размещения островка диаметром 60 м, а также кольцевого проезда вокруг него превращают по существу этот перекресток в транспортную площадь. Поэтому приводимый и последующие примеры характеризуют также принципы проектирования площадей с перекрестно-кольцевым или саморегулируемым движением.

Вертикальную планировку улиц проектируют в границах между их "красными линиями", а в тех случаях, когда существующие проектные отметки значительно отличаются одна от другой, и на прилегающих участках до сопряжения с существующей поверхностью их рельефа. На основании проектов вертикальной планировки устанавливают проектные отметки вдоль красных линий во всех точках их перелома в профиле или плане. При наличии опорных отметок, полученных по схеме вертикальной планировки территории, планировку улиц, перекрестков и площадей ведут с привязкой к этим отметкам.

При реконструкции улиц и площадей вертикальную планировку проектируют с учетом опорных отметок отдельных зданий и сооружений. После составления проекта вертикальной планировки намечают размещение в плане водоприемных колодцев водостоков. Колодцы размещают так, чтобы их решетки перехватывали воду, поступающую с лежащих выше территорий, и исключался пропуск ее на поверхность перекрестка. Пример размещения водоприемных колодцев перед наземными пешеходными переходами - рис.19.

Рис.19. Вертикальная планировка перекрестка с центральным направляющим островком