logo
Инженерная подготовка территорий (книга) / Инженерная подготовка тереитоий (книга)

Основные планировки населенных мест

В соответствии с проектной численностью населения города и другие населенные пункты подразделяют на несколько групп:

1) Города с населением (тыс. чел.):

сверхкрупные - более 3000;

крупнейшие - 1000;

крупные - 250-500;

большие - 100-250;

средние - 50-100;

малые - до 50.

2) Поселки:

крупные - более 10;

большие - 5-10;

средние - 3-5;

малые - до 3.

3) Сельские населенные пункты:

крупные - более 5;

большие - 2-5;

средние - 1-2;

малые - до 0,5-1.

При разработке проектов застройки городов или поселков должно быть обеспечено зонирование территории по функциональному назначению с учетом обеспечения благоприятных условий проживания и удобной связи с местом трудовой деятельности жителей и местами отдыха.

По функциональному назначению территории города или поселка выделяют селитебную (рекреационную) и внеселитебную (промышленную) зоны.

Селитебная предназначается для жилых районов, а вне-селитебная - для размещения промышленных, производственных, коммунально-складских объектов (склады, гаражи, депо, автопарки и внешний транспорт), очистных сооружений и т.д. Правила и нормы проектирования населенных мест предусматривают размещение селитебных территорий с наветренной стороны для ветров преобладающего направления (согласно данным розы ветров), а также выше по течению рек по отношению к промышленным зонам. Наибольший вектор розы ветров указывает, с какой стороны горизонта действуют преобладающие ветры.

Селитебную территорию города делят на жилые районы, в состав которых входят несколько микрорайонов. По своей организации микрорайон обеспечивает полную систему культурно-бытового обслуживания. На территории микрорайона располагают жилые и общественные здания (школы, магазины, детские сады). Размещение учреждений в микрорайоне производят исходя из условия пешеходной доступности: до школ, остановок городского транспорта - не более 500 м; до детских садов - не более 300 м.

Сеть микрорайонных проездов, тротуаров должна составлять единую систему, обеспечивающую безопасность движения пешеходов и транспорта, исключающую вредное воздействие городского транспорта на жилую территорию. Внутри микрорайона не допускается городское транспортное движение. Разрешается передвижение автотранспорта к учреждениям обслуживания и жилым домам для подвоза грузов, мебели, что избавляет население от необходимости пересекать напряженные транспортные пути.

Комфортные санитарно-технические условия проживания зависят от благоустройства и озеленения микрорайона, жилых районов города или поселка, расположения ориентации зданий. Размещение и ориентация жилых общественных зданий должны обеспечивать инсоляцию жилых помещений и территорий, а также меры по ограничению в соответствии с требованиями санитарных норм) теплового воздействия солнечного облучения.

Санитарные и противопожарные нормы разрывов между зданиями для нормальной инсоляции и проветривания помещений следует принимать по СНиПам.

Расстояние от жилых и общественных зданий до детских садов, лечебных учреждений, школ должно составлять не менее 2,5 высоты противостоящего наиболее высокого здания.

Большое значение имеет и озеленение микрорайонов - не менее 40-45%.