Элементы городских улиц и дорог
Улицей называется полоса территории города, ограниченная застройкой и предназначенная для движения транспорта и пешеходов. Городские дороги служат для движения транспорта между обособленными районами города, а также для связи улиц с загородными дорогами и для объезда города транзитным транспортом. В зависимости от назначения улицы и дороги разделяются на категории, т.е. классифицируются (табл.7). Городские транспортные площади являются узловыми пунктами городского движения, их располагают на пересечениях и слияниях магистральных улиц. На них происходит сосредоточение и распределение транспортных потоков по основным направлениям движения в городе.
Городские скоростные дороги являются автомагистралями высшего технического класса, предназначенными Для пропуска транзитных по отношению к центру потоков автомобильного транспорта, и должны обеспечить удобные транспортные связи селитебных районов между собой, с промышленными территориями, а также с аэропортами, загородными зонами отдыха и автомобильными дорогами общегосударственного значения.
Таблица7
Классификация городских улиц и дорог
Категория улиц и дорог | Основное назначение |
Скоростные дороги | Скоростная транспортная связь удаленных районов населенных пунктов между собой, с крупными промышленными районами и с автомобильными дорогами общей сети. Развязка движения в разных уровнях с обеспечением непрерывности движения транспорта |
Магистральные улицы: общегородского значения, районного значения | Транспортная связь между жилыми, промышленными, складскими районами, а также с центром населенного пункта, объектами общегородского значения (вокзал, парк, стадион и др.), скоростными магистралями и автомобильными дорогами общей сети. Развязка движения в одном или разных уровнях. Местная транспортная связь в пределах жилых и промышленных районов, транспортная связь жилых и промышленных районов с магистральными улицами общегородского значения и скоростными дорогами |
Улицы и дороги местного значения: жилых районов, промышленных и складских районов | Транспортная пешеходная связь микрорайонов и отдельных групп зданий с магистральными улицами. Транспортная и пешеходная связь отдельных промышленных предприятий и складов с магистральными улицами |
Проезды | Транспортная и пешеходная связь внутри микрорайонов с улицами местного движения; подъезды к отдельным объектам промышленных районов |
Скоростные автомобильные дороги могут располагаться на специальных полосах отвода по селитебным территориям, между защитными полосами озеленения, на эстакадах, в выемках, тоннелях, на территории внешнего транспорта (например, в полосе отвода железной дороги), на резервных селитебных территориях.
Дороги проектируют в полной изоляции от пешеходных дорожек, местного движения транспорта.
Магистральные улицы в зависимости от интенсивности движения и других местных особенностей проектируют для непрерывного движения - с устройством пересечения с другими улицами и дорогами, а также пешеходных переходов в разных уровнях и регулируемого движения - с устройством пересечений в основном на одном уровне. Пересечения с другими улицами на одном уровне магистральных улиц общегородского значения с регулируемым движением предусматривают не чаще, чем через 0,5 км.
В состав поперечных профилей улиц и дорог входят проезжие части, тротуары, полосы зеленых насаждений и полосы для прокладки подземных инженерных сетей и сооружений, в необходимых случаях - полосы для трамвайного движения, разделения движения разных направлений, а также полосы для проезжих частей местного движения и велосипедных дорожек.
Размер и состав элементов поперечного профиля улиц и дорог следует определять с учетом категорий улиц, характера и расчетной интенсивности движения всех видов городского транспорта и пешеходов, распределения проезжих частей, типа застройки, рельефа местности, способа отвода поверхностных вод, размещения подземных инженерных сетей, зеленых насаждений, оросительных каналов.
В генеральных планах строительства и реконструкции городов при проектировании схемы магистральных улиц, их пересечений, при расчете пропускной способности всей сети улиц необходимо предусматривать создание достаточных по вместимости автомобильных стоянок, пересечения в разных уровнях и другие планировочные Решения, способные обеспечить бесперебойное движение транспорта.
Ширину улиц в пределах красных линий следует принимать не менее: магистральных улиц общегородского значения - 45 м, районного значения - 35 м, улиц местного движения при многоэтажной застройке - 25 м, при мало-этажной - 15 м. При этом необходимо соблюдать установленные санитарные разрывы между зданиями.
Проезжую часть улиц и дорог в зависимости от состава, размера, скорости и условий безопасности движения транспорта проектируют либо общей для всех видов транспорта, либо в виде самостоятельных конструктивно выделяемых полос, предназначенных для отдельных видов транспорта, а также для движения с разными скоростями или в разных направлениях.
Ширину проезжей части улиц, дорог и площадей устанавливают в зависимости от перспективной интенсивности движения и пропускной способности одной полосы, а также с учетом категории улицы или дороги (табл.8).
Таблица8
Зависимость ширины проезжей части от категории улиц, дорог и площадей
Категория улиц, дорог и площадей | Ширина одной полосы, м | Количество полос движения в обоих направлениях |
|
|
| наименьшее | с учетом резерва на перспективу |
Скоростные дороги | 3,75 | 4 | 6 |
Магистральные улицы: |
|
|
|
общегородского значения | 3,5-3,75 | 4 | 6-8 |
районного значения | 3,5 | 4 | 6 |
Улицы и дороги местного значения | 3 | 2 | 3-4 |
Площади | 3,5 | 4 | 6-8 |
Улица современного города представляет собой сложное инженерное сооружение. Она имеет наземное оборудование и подземное хозяйство. К наземному оборудованию относятся дорожные одежды проезжей части и тротуаров, конструктивные элементы освещения, связи и городского электрического транспорта, указатели остановок транспорта, устройства и знаки регулирования уличного движения, киоски, будки и павильоны различного назначения, зеленые насаждения. Подземное хозяйство включает сети трубопроводов и кабелей различного назначения (водоснабжение, канализация, водостоки, электроснабжение, теплофикация, связь и газоснабжение и др.), проложенные под проезжей частью, тротуарами и зонами зеленых насаждений.
Степень сложности подземного и наземного оборудования и благоустройства городской улицы может быть различной. В первую очередь она зависит от назначения улицы, сроков ее застройки, видов и характера располагающихся на ней зданий, интенсивности и характера движения, состава транспорта, перемещающегося по улице.
При проектировании городской улицы решают ряд вопросов инженерного благоустройства, среди которых важнейшими являются: вертикальная планировка улицы и прилегающих к ней территорий, организация движения транспорта и пешеходов на перегонах и перекрестках улиц, прокладка подземных инженерных сетей, организация водоотвода на самой улице и с прилегающих кварталов застройки, освещение и озеленение улиц. Эти вопросы решают с учетом эстетических, бытовых и технико-экономических требований при проектировании планировки и застройки улицы, а также в процессе ее строительства или реконструкции. Поэтому при проектировании и строительстве улиц необходимо учитывать, что городская улица является не только дорогой, по которой движутся транспорт и пешеходы, но и частью городского архитектурного ансамбля.
- Реконструкция городской застройки Общие принципы реконструкции застройки с учетом градостроительных и архитектурных требований
- Факторы городской среды, влияющие на характер реконструкции существующей застройки
- Типичные виды (схемы) исторической застройки и формообразования зданий
- Первый вид территорий
- Второй вид территорий
- Третий вид территорий
- Четвертый вид застройки
- Пятый вид застройки
- Дореволюционный жилищный фонд
- Конфигурации зданий в плане
- Жилищный фонд 1918-1941 гг.
- Здания постройки 1945-1955 гг.
- Здания 1956-1965 гг.
- Здания 1976-1984 гг.
- Здания, построенные с начала 1990-х гг.
- Основные принципы организации территорий поселений общие положения
- Влияние местных условий на выбор территорий для населенных мест
- Мероприятия по охране окружающей среды
- Особые условия инженерной подготовки территорий
- Оползни
- Карстовые образования
- Сейсмические явления
- Выбор пригодных территорий
- Основные планировки населенных мест
- Основные положения проектирования генерального плана
- Элементы городских улиц и дорог
- Вопросы для подготовки специалистов:
- Инженерная подготовка территорий поселений Назначение вертикальной планировки
- Изучение рельефа, его использование и изменение
- Стадии и методы проектирования
- Вертикальная планировка территорий населенных мест и их районов
- Городские улицы и дороги
- Пересечения улиц и дорог в одном уровне
- Пересечения улиц и дорог в разных уровнях
- Городские площади
- Микрорайонные территории
- Особые условия вертикальной планировки. Подсчет объемов земляных работ
- Организация стока поверхностных вод с территории Круговорот воды в природе и атмосферные осадки
- Формирование поверхностного стока и его организация
- Принципы расчета сети ливневой канализации
- Конструкции водостоков
- Санитарно-техническое состояние поверхностного стока и защита открытых водотоков от загрязнения
- Принципы работы сооружений, устраиваемых для осветления загрязненного поверхностного стока
- Подготовка территории строительной площадки
- Временное крепление стенок выемок, защита откосов и уплотнение грунтов
- Дождевая канализационная сеть Назначение и классификация систем дождевого водоотведения
- Закономерности выпадения дождей
- Метод предельных интенсивностей
- Особенности проектирования и устройства дождевой канализационной сети
- Особенности гидравлического расчета дождевой канализационной сети
- Особенности расчета канализационной сети полураздельной системы водоотведения и регулирование дождевого стока