logo
урбанистика

4.Градостроительная типология городов

Общие задачи градостроитель­ного проектирования по-особому про­являются и решаются в различных градостроительных условиях. В раз­ных городах возникают свои проблем­ные планировочные ситуации. По спе­цифике задач градостроительного про­ектирования можно выделить крупные группы городов с характерным соче­танием типичных градостроительных задач. Наиболее существенными при­знаками, определяющими градострои­тельную типологию городов, являются: народнохозяйственный профиль го­рода, численность населения, время возникновения, существования и раз­вития (старый или новый город).

Города по своему народнохозяйст­венному профилю делятся на промыш­ленные, портовые, курортные, города - железнодорожные узлы, научные цент­ры и т. д. По административно-политическому и культурному значе­нию среди городов выделяются: сто­личные города союзных и автономных республик, административные центры краев, областей, округов и районов, а также города республиканского, краевого, областного и окружного подчинения.

Народнохозяйственный профиль города определяет состав его произ­водственной базы, особенности взаим­ного размещения функциональных час­тей, в том числе характерные соче­тания промышленных и жилых рай­онов, разрывы между ними и характер транспортных связей, а также многие другие особенности планировочной организации. Связь между профилем города и его планировочной орга­низацией определяет особое типологи­ческое направление в градостроитель­ном проектировании. Важно знать, что в нормативно-методической литературе по градостроительству есть ряд спе­циальных требований и рекомендаций по проектированию промышленных городов, городов - научно-исследо­вательских и научно-производственных центров, городов-курортов и т. д., и использовать их в практической работе (в том числе в учебном проектиро­вании) .

Основным типологическим призна­ком города является численность на­селения. Общепринято следующее де­ление городов на группы по числен­ности (тыс. чел.):

Чем крупнее города и больше чис­ленность их населения, тем заметнее возрастает занимаемая ими террито­рия, усложняется планировочная структура, меняются характер плана (он становится более расчлененным) и другие существенные градостроитель­ные параметры. Малые города - это в основном города пешеходных сооб­щений, в средних и больших необ­ходим транспорт для внутригород­ских сообщений (в основном без­рельсовый). В крупнейших городах с населением свыше 1 млн. жителей вводится, как правило, кроме прочего скоростной внеуличный транспорт (метрополитен), оказывающий сущест­венное влияние на формирование структуры города.

6.Планировочная структура города образуется основными элементами города, к которым относятся:

В советском городе, в целях создания наиболее удобных и благоприятных в санитарно-гигиеническом отношении условий жизни населения, проводится функциональное зонирование городской территории, определяющее наиболее рациональное взаимное размещение отдельных элементов города. По функциональному использованию городские территории разделяются на: а) селитебную зону, в которой размещаются жилые микрорайоны и кварталы; участки административно-общественных учреждений и учреждений культурно-бытового обслуживания населения; вне- квартальные зеленые насаждения и спортивные сооружения общего пользования; улицы и площади; отдельные промышленные предприятия невредного производственного профиля, склады, устройства внешнего транспорта; неудобные для застройки и еще не использованные участки. б) промышленные зоны, в которых размещаются промышленные предприятия с обслуживающими культурно-бытовыми учреждениями, улицами, площадями и дорогами, зелеными насаждениями; в) транспортные зоны, занимаемые устройствами внешнего транспорта; г) коммунально-складские зоны; д) санитарно-защитные зоны, отделяющие промышленные предприятия и транспортные устройства от. жилья. Селитебная, промышленная, транспортная, складская зоны вместе с сопутствующими им санитарно-защитными зонами составляют застроенную территорию города. Вне застроенной территории, но в пределах городской черты размещаются городские лесопарки, городские коммунальные предприятия и устройства (питомники, водозаборные и очистные сооружения городского водопровода, очистные сооружения городской канализации, утилизационные заводы, резервные территории, используемые иногда с сельскохозяйственными целями, кладбища и крематории и т. п.), которые по эксплуатационным и санитарно-гигиеническим условиям не могут быть размещены в застроенной части города. В городе не все элементы равнозначны по тяготению к ним населения. Некоторые элементы являются местами массового пользования: общегородской, а в больших городах и районные центры, крупные промышленные предприятия, важнейшие административно-общественные учреждения, высшие учебные заведения, железнодорожные и водяные вокзалы, стадионы, парки. Размещение этих объектов, создающих большие транспортные потоки, определяет общую конфигурацию сети магистральных улиц и площадей города. Общегородской центр всегда является основным ядром, вокруг которого организуется план города. Общегородской центр располагается возможно более центрально по отношению ко всей застраиваемой территории города, поблизости от пересечения основных магистральных улиц, соединяющих центр с другими важнейшими пунктами тяготения населения. При этом узел пересечения основных транспортных потоков должен размещаться вне главной площади центра города во избежание нарушения нормальной жизни центра города транспортом, проходящим площадь транзитом. Основные магистральные улицы, в зоне пересечения которых размещается общегородской центр, являются главными композиционными осями плана города. В больших городах, делящихся на районы с расположенными в них районными центрами, возникают дополнительные магистральные улицы, связывающие районные центры с общегородским центром, промышленными предприятиями, районными парками, стадионом, вокзалами.