4.Градостроительная типология городов
Общие задачи градостроительного проектирования по-особому проявляются и решаются в различных градостроительных условиях. В разных городах возникают свои проблемные планировочные ситуации. По специфике задач градостроительного проектирования можно выделить крупные группы городов с характерным сочетанием типичных градостроительных задач. Наиболее существенными признаками, определяющими градостроительную типологию городов, являются: народнохозяйственный профиль города, численность населения, время возникновения, существования и развития (старый или новый город).
Города по своему народнохозяйственному профилю делятся на промышленные, портовые, курортные, города - железнодорожные узлы, научные центры и т. д. По административно-политическому и культурному значению среди городов выделяются: столичные города союзных и автономных республик, административные центры краев, областей, округов и районов, а также города республиканского, краевого, областного и окружного подчинения.
Народнохозяйственный профиль города определяет состав его производственной базы, особенности взаимного размещения функциональных частей, в том числе характерные сочетания промышленных и жилых районов, разрывы между ними и характер транспортных связей, а также многие другие особенности планировочной организации. Связь между профилем города и его планировочной организацией определяет особое типологическое направление в градостроительном проектировании. Важно знать, что в нормативно-методической литературе по градостроительству есть ряд специальных требований и рекомендаций по проектированию промышленных городов, городов - научно-исследовательских и научно-производственных центров, городов-курортов и т. д., и использовать их в практической работе (в том числе в учебном проектировании) .
Основным типологическим признаком города является численность населения. Общепринято следующее деление городов на группы по численности (тыс. чел.):
Чем крупнее города и больше численность их населения, тем заметнее возрастает занимаемая ими территория, усложняется планировочная структура, меняются характер плана (он становится более расчлененным) и другие существенные градостроительные параметры. Малые города - это в основном города пешеходных сообщений, в средних и больших необходим транспорт для внутригородских сообщений (в основном безрельсовый). В крупнейших городах с населением свыше 1 млн. жителей вводится, как правило, кроме прочего скоростной внеуличный транспорт (метрополитен), оказывающий существенное влияние на формирование структуры города.
6.Планировочная структура города образуется основными элементами города, к которым относятся:
жилые здания, объединенные в жилые микрорайоны и кварталы; здания административно-общественных учреждений и учреждений и предприятий культурно-бытового обслуживания населения;
внеквартальные зеленые насаждения (парки, сады, бульвары, скверы) и спортивные сооружения общего пользования; улицы и площади, набережные, мосты и туннели; промышленные предприятия;
устройства внешнего транспорта: железнодорожного, водного, воздушного, автодорожного;
коммунальные предприятия и сооружения: устройства внутригородского транспорта, городского водопровода и канализации, электростанции и теплоэлектроцентрали, газовые заводы; кладбища и крематории; водоемы естественные и искусственные; санитарно-защитные зоны.
В советском городе, в целях создания наиболее удобных и благоприятных в санитарно-гигиеническом отношении условий жизни населения, проводится функциональное зонирование городской территории, определяющее наиболее рациональное взаимное размещение отдельных элементов города. По функциональному использованию городские территории разделяются на: а) селитебную зону, в которой размещаются жилые микрорайоны и кварталы; участки административно-общественных учреждений и учреждений культурно-бытового обслуживания населения; вне- квартальные зеленые насаждения и спортивные сооружения общего пользования; улицы и площади; отдельные промышленные предприятия невредного производственного профиля, склады, устройства внешнего транспорта; неудобные для застройки и еще не использованные участки. б) промышленные зоны, в которых размещаются промышленные предприятия с обслуживающими культурно-бытовыми учреждениями, улицами, площадями и дорогами, зелеными насаждениями; в) транспортные зоны, занимаемые устройствами внешнего транспорта; г) коммунально-складские зоны; д) санитарно-защитные зоны, отделяющие промышленные предприятия и транспортные устройства от. жилья. Селитебная, промышленная, транспортная, складская зоны вместе с сопутствующими им санитарно-защитными зонами составляют застроенную территорию города. Вне застроенной территории, но в пределах городской черты размещаются городские лесопарки, городские коммунальные предприятия и устройства (питомники, водозаборные и очистные сооружения городского водопровода, очистные сооружения городской канализации, утилизационные заводы, резервные территории, используемые иногда с сельскохозяйственными целями, кладбища и крематории и т. п.), которые по эксплуатационным и санитарно-гигиеническим условиям не могут быть размещены в застроенной части города. В городе не все элементы равнозначны по тяготению к ним населения. Некоторые элементы являются местами массового пользования: общегородской, а в больших городах и районные центры, крупные промышленные предприятия, важнейшие административно-общественные учреждения, высшие учебные заведения, железнодорожные и водяные вокзалы, стадионы, парки. Размещение этих объектов, создающих большие транспортные потоки, определяет общую конфигурацию сети магистральных улиц и площадей города. Общегородской центр всегда является основным ядром, вокруг которого организуется план города. Общегородской центр располагается возможно более центрально по отношению ко всей застраиваемой территории города, поблизости от пересечения основных магистральных улиц, соединяющих центр с другими важнейшими пунктами тяготения населения. При этом узел пересечения основных транспортных потоков должен размещаться вне главной площади центра города во избежание нарушения нормальной жизни центра города транспортом, проходящим площадь транзитом. Основные магистральные улицы, в зоне пересечения которых размещается общегородской центр, являются главными композиционными осями плана города. В больших городах, делящихся на районы с расположенными в них районными центрами, возникают дополнительные магистральные улицы, связывающие районные центры с общегородским центром, промышленными предприятиями, районными парками, стадионом, вокзалами.
- 2.Основные виды проектных работ
- 4.Градостроительная типология городов
- 7. Типы и элементы планировочной структуры.
- 8. Компактная структура
- 9.Линейная структура
- 10.Сетевая структура
- 11. ФункциональНые зоны города
- 12.Требования к размещению функциональных зон
- 14. Транспортная инфраструктура
- 15. Категории городских улиц и дорог
- 16. Методы разделения транспортного и пешеходного движения
- 17. Зеленые насаждения.
- 18.Генеральный план города