logo search
Участие в проектировании городских улиц и дорог

5.1 Расчет ширины проезжей части

Расчет ширины проезжей части улиц и дорог, тротуаров производится в соответствии с составом, условиями, размерами движения и с учетом перспектив его развития. Целесообразно предусматривать возможность поэтапного осуществления строительства с дальнейшим уширением проезжих частей и тротуаров. На рис. 2.1 представлен план проезжей части улицы, которую условно разделяют на отдельные полосы движения: в1,в2,в3.

Схема к расчету пропускной способности улиц: В- ширина проезжей части; в- ширина полосы движения; 1,2,3 - движущиеся автомобили; L- расстояние между автомобилями; l - габаритная длина автомобиля; S - расстояние между одноименными частями автомобилей

Необходимая ширина проезжей части:

Ширина одной полосы устанавливается с учетом габаритных размеров автомобиля и расчетных скоростей движения по СНиП.

Необходимое число полос движения устанавливается с учетом перспективной интенсивности. Расчетное число полос движения можно определить по формуле:

, где

 n - число полос движения в одном направлении;

Q- интенсивность движения в рассматриваемом направлении в час пик;

К- коэффициент, учитывающий внутричасовую неравномерность движения (К?1,2…1, 5);

N- пропускная способность одной полосы (при непрерывном движении) 

, где

V - скорость движения, км/час;

S - интервал безопасности между одноименными частями движущихся друг за другом автомобилей. Если скорость выражена в м/сек, то

Расстояние S должно быть достаточным, чтобы в случае экстренной остановки впереди идущего автомобиля водитель следующего мог остановить его, не доезжая до первого.

, где

L -- расстояние между автомобилями; l -- габаритная длина автомобиля:

, где

l1 - путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя t (до начала торможения): l1=t•V;

l2 - путь торможения: l2=c •V2 

l3 - зазор безопасности между остановившимися автомобилями.

Принимаем l= 5 м, L3= 2 м и t= 1 сек.

, где

с - коэффициент торможения, который равен

, где

Ky- коэффициент, учитывающий эксплуатационные условия торможения (в среднем 1, 5 )

g - ускорение силы тяжести (9,98 м/сек);

г - коэффициент сопротивления движению, который равен:

, где

ц - коэффициент сцепления шин с покрытием;

Ki - коэффициент сопротивления воздушной среды;

i - продольный уклон дороги.

Без учета сопротивления воздушной среды:

С - переменная величина, её принимают от 0,07 до 1,25. она зависит от многих факторов - состояния протекторов шин, дорожных покрытий, скорости движения и др.